О правилах заключения договора оказания платных медицинских услуг Портал писал ранее.
С 1 сентября 2023 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 736, обновившее правила предоставления клиниками платных медицинских услуг. Они будут действовать 3 года – до 1 сентября 2026 г.
Какие были внесены изменения?
Договор заключается в письменной форме и составляется в двух или трех экземплярах. Их количество зависит от того, кто оплачивает услуги – сам пациент или иной заказчик.
Выдвигавшееся при работе над проектом правил предложение закрепить минимально допустимый размер шрифта в итоговую версию не вошло. Поэтому оформление текста остается на усмотрение клиники.
В основные понятия внесены изменения. Они не меняют смысл терминов, а носят уточняющий характер. Но многие клиники включают эти термины в текст своих договоров. Если в форме договора они используются, целесообразно изложить их в соответствии с действующими формулировками:
Непосредственно в текст договора требуется включать уведомление потребителя (пациента) и заказчика о том, что граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. Обратите внимание, что в отличие от остальных уведомлений это должно быть отражено именно в тексте самого договора.
Что касается иных уведомлений пациентов и заказчиков, то они сохранены. Как и ранее клиника обязана:
Клиника должна указать:
Таким документом выступает устав, если договор заключает руководитель клиники, а при передаче полномочий другим работникам – доверенность.
Необходимые сведения о пациенте (потребителе):
Таким образом, наконец однозначно разрешен вопрос о необходимости предъявления пациентом паспорта при заключении договора1.
При заключении договора законным представителем2 в договор вносятся его данные:
При заключении договора с заказчиком указываются:
Для заказчика – юридического лица:
Большая часть условий, включаемых в текст, сохранилась. Но есть дополнения и изменения. Договор должен содержать:
Сформулировать данное условие можно по аналогии со сроками ожидания медицинской помощи, содержащихся в территориальных программах, например:
Предельные сроки ожидания оказания платных медицинских услуг нормативно не установлены3, поэтому целесообразно ориентироваться на реальные возможности клиники.
При необходимости предоставления дополнительных платных медицинских услуг необходимо заключить дополнительное соглашение либо новый договор с указанием конкретных дополнительных услуг и их стоимости.
Новые правила позволяют оговорить в договоре иной порядок согласования. Опираясь на фактически сложившийся порядок работы, клиника может вынести согласование в иной документ – план лечения, смету и т. д. Однако такие документы необходимо будет подписывать совместно с пациентом.
Обратите внимание: в договоре можно определить лишь иной порядок согласования, отказаться от согласования дополнительных объемов в принципе закон не позволяет. Это противоречило бы ст. 16 Закона от 07.02.192 № 2300-1 о защите прав потребителей.
Новые правила возлагают на клинику обязанность выдавать пациенту по его запросу документы о фактических расходах на оказанные медицинские услуги и приобретение лекарственных препаратов:
Кроме сведений о состоянии здоровья и об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, пациенту необходимо предоставлять сведения, позволяющие идентифицировать имплантированное в организм медицинское изделие.
Этих правил раньше не было, а сформулированы они, к сожалению, не вполне внятно. Поэтому дать однозначные рекомендации по их применению пока затруднительно, нужно подождать формирования правоприменительной практики.
Отметим, что клиники не обязаны внедрять дистанционный вариант заключения договоров. Пока это остается на усмотрение руководства. Если решение принято, целесообразно рассмотреть имеющиеся на рынке предложения ИТ-компаний и соотнести их с новыми требованиями.
На главной странице сайта клиники требуется разместить определенную информацию либо дать ссылку на нее. Вот ее перечень:
Договор считается заключенным со дня оформления пациентом (заказчиком) согласия (акцепта). Таковым признается в том числе полная или частичная оплата услуги. Со дня получения акцепта и осуществления оплаты условия договора остаются неизменными и не могут корректироваться без согласия пациента (заказчика).
При заключении договора клиника должна предоставить пациенту подтверждение: номер договора или иной способ его идентификации. Этот способ должен позволять получить информацию о заключенном договоре и его условиях. По требованию пациента (заказчика) ему направляется экземпляр заключенного договора (выписки из него). Такой документ должен быть подписан со стороны клиники УКЭП.
Правила оговаривают, что идентификация пациента (заказчика) в целях заключения и исполнения договора может осуществляться с помощью ЕСИА. Таким образом, правила намекают, что возможны и иные способы идентификации. Например, если при взаимодействии с пациентом уже реализовано использование личного кабинета на сайте, специального мобильного приложения, их использование представляется допустимым.
Несколько противоречивым выглядит требование о подписании акцепта электронной подписью. Как указано выше, правила признают акцептом в числе прочего оплату услуг. Но последующие пункты все же требуют, чтобы акцепт был подписан. Со стороны пациента допускается использование всех видов электронной подписи (ПЭП, УНЭП, УКЭП), со стороны клиники – только УКЭП.
Отказ потребителя или заказчика от исполнения договора может быть совершен способом, используемым при его заключении.
Потребитель и заказчик могут направлять клинике требования в любой форме и любым способом, включая дистанционный.
Комментарии