Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Спа-консалтинг сегодня

11.05.2010
9094
6 мин на прочтение
Ульрих Валерия
В последние годы спа-салоны и центры становятся все более востребованными в России. Все большее количество людей задумывается о том, что быть красивыми, стройными и здоровыми не только приятно, но и экономически выгодно. Растущая популярность спа-услуг привлекает инвесторов, готовых вкладывать средства. Открывая спа-салон, важно не повторять чужих ошибок, поэтому, чтобы избежать всех «подводных камней», необходимо обращаться к спа-консультантам.

Появление и развитие спа-консалтинга в России

Спа-бизнес в России зародился в конце 90-х гг. и сначала воспринимался как некая экзотика. Первые спа-салоны отличались от привычных парикмахерских, но до настоящих спа было еще очень далеко. Не было представления о дизайне, клиентском сервисе, оснащении. Специалистов по созданию спа катастрофически не хватало, поэтому многие владельцы салонов изобретали собственную бизнес-модель спа. В период до 2006 г. на рынке спа-услуг в России царил полный хаос, однако постепенно пришло понимание, что без консультации специалиста не стоит приниматься за бизнес-план спа-салона.

Спа в России сегодня — это реальный сектор экономики, который стремительно развивается. Отечественные спа-специалисты уже могут предложить мировому спа-бизнесу собственные оригинальные разработки. Национальные традиции являются главным фактором развития российского спа. Кроме того, не последнюю роль играет отечественная школа курортологии и высокий потенциал наших специалистов. Развивается и спа-консалтинг — в настоящий момент существуют консалтинговые компании по созданию спа-объектов. В этих компаниях работают специалисты разных профилей, и их знания и умения взаимно дополняют друг друга.

Спа-консалтинг — что это?

Спа-консалтинг — это консультирование владельцев спа, а также тех, кто еще только планирует открыть спа-объект, по вопросам создания, развития, управления, маркетинга, рекламы. Также оказывается помощь в выборе архитектурного решения, стиля интерьера салона и во многих других, не менее важных, вопросах. Не может быть мелочей, когда речь идет о спа, ведь подчас именно от них зависит та неповторимая атмосфера, ради которой приходят многие клиенты.

Процесс создания спа-салона или центра — гораздо более сложное занятие, чем создание обычного салона красоты. Дело в том, что организация бизнеса в спа-салонах имеет свои отличия и особенности. Длинные технологические цепочки (распаривание-пилинг-вода-массаж-обертывания-косметология-отдых-диетическое питание-услуги «сухой зоны» и т.п.) обуславливают тот факт, что программы услуг для клиентов длятся значительно дольше, чем в салонах красоты, да и сервис строится по-другому. Кроме того, при проектировании спа необходимо учитывать, что требования к размеру помещения, наличию электричества, воды, вентиляции иные, нежели в салоне красоты.

Пренебрежение спа-консалтингом невозможно, если владелец хочет, чтобы его салон был успешным и популярным, принося стабильный доход. Если поставлена цель получить профессионально спроектированный салон с единым уникальным стилем, оригинальной, хорошо продуманной легендой, оптимально подобранным оборудованием и грамотно просчитанным бюджетом, то спа-консалтинг — та статья расходов, экономить на которой не имеет смысла.

Как выбрать спа-консультанта

Запуск спа-объекта начинается с совместной работы руководителя предприятия и спа-консультанта (или нескольких консультантов, в зависимости от масштабности проекта). Прежде чем выбрать консультанта, необходимо определить задачи. Помимо разработки концепции и выбора помещения, решаются вопросы о технологическом проектировании, дизайне, выборе оборудования и косметики, обучении персонала, создании бизнес-плана, алгоритме работы с клиентами, разработке пакетов услуг и спа-ритуалов и др. Обычно часть этих вопросов решает руководитель, для помощи по остальным приглашаются консультанты.

При выборе консультанта стоит обратить внимание на реализованные им проекты. Однако необходимо помнить, что большое количество удачно завершенных проектов не обязательно является показателем высокого профессионализма консультанта. Есть ли у консультанта неудачные проекты, о которых он умалчивает? Не приписывает ли он себе чужих заслуг, рассказывая об удачном проекте? Так ли популярны и доходны успешные с виду салоны, организованные с его помощью? Все эти вопросы выясняют до начала сотрудничества с консультантом.

Поскольку современный российский рынок спа все еще слишком молод, многие инвесторы и владельцы спа, опасаясь неопытности российских консультантов, приглашают специалистов по спа-бизнесу из-за границы, где спа-услуги появились значительно раньше. Безусловно, уровень консультантов из США и Европы очень высок, но все же не всегда сотрудничество с ними успешно. Как правило, они не способны понять особенности российского спа-рынка, не учитывают специфику российского менталитета. Возможно, наилучшим вариантом может стать совместная работа опытных иностранных консультантов и отечественных специалистов, знающих особенности российских клиентов спа.

Обращаясь в компанию, оказывающую услуги по спа-консалтингу, следует помнить, что спа-консультант лишь указывает пути, не давая готовых решений. Он помогает выбрать тип спа, определить стратегию, порядок действий. Однако развивать идею предстоит владельцу и управляющему спа-салона самостоятельно.

Клиенты спа становятся все более требовательными. Тщательно выбирая салон, они строго оценивают дизайн, спектр услуг, комфорт, любые мелочи. Все чаще владельцы спа обращаются к спа-консультантам, чтобы в дальнейшем иметь процветающий, успешный бизнес.

Мнение экспертов:
Игорь Пинский и Михаил Нечаев, проектно-консалтинговая компания «Микеле» (г. Москва),

Какие нужны консультанты?

Основой любого проекта бизнеса в сфере оказания услуг является клиентоориентированная концепция предприятия, создаваемая на основании специальных исследований. Во-первых, следует изучить состояние и тенденции рынка (глобальный маркетинг), причем как в мире, так и в России. Во-вторых, необходимо исследовать ближайшее окружение будущего предприятия (локальный маркетинг) и выявить потенциальных клиентов и возможных конкурентов. В-третьих, надо понять динамику изменения менталитета потенциальных клиентов создаваемого предприятия. При этом следует помнить, что менталитет россиянина существенно отличается от менталитета, например, европейца, что, кстати, вызывает сомнение в перспективе стопроцентного успеха евро-моделей предприятий индустрии красоты и здоровья без адаптации к российским условиям. На этапах проведения исследований и создания бизнес-концепции необходим маркетолог.

Концепция — это задание на проектирование. Проект предприятия — это реализация концепции в планировочных решениях — не нарезка кабинетов и зон, а создание бизнес-пространства. Основой проекта и его первым этапом является технологический проект, который может сделать не архитектор-дизайнер, а только технолог салонного бизнеса. Главная задача — в соответствии с концепцией и на основании технической экспертизы объекта выполнить функциональное зонирование с оптимизацией используемых площадей и разделением потоков персонала и клиентов (одетых, раздетых и в одноразовой одежде). Грамотно созданный технологический проект экономит пространство и время, а созданный неграмотно — закладывает мины замедленного действия под бизнес. Основная ошибка этапа проектирования — поручение выполнения проекта дизайнеру, не владеющему знаниями о технологиях организации и выполнения услуг на предприятии индустрии красоты и здоровья. На этом этапе необходим технолог салонного бизнеса.

Параллельно с этапом технологического проектирования разрабатывается бренд предприятия, в частности, определяются название, логотип, фирменный стиль и т.д. Если дизайнер, приступая к работе над следующим этапом проекта, не основывается на технологическом проекте и бренде, то возникает еще одна ошибка — все получается ярко и красиво, но нефункционально и, возможно, противоречиво с фирменным стилем, что, в конце концов, отразится на успехе бизнеса. Поэтому необходимы специалист по брендингу и дизайнер.

Бессмысленно инвестировать в бизнес, не просчитав его эффективность, а, следовательно, и возврат инвестиций. Следует сделать расчет технико-экономического обоснования, для чего необходим экономист.

Сомнительно, что существуют универсальные компании и/или консалтеры-индивидуалы, которые могут качественно решать все вопросы салонного бизнеса. Поэтому для построения эффективного бизнеса необходима команда специалистов, которые будут в свое время включаться в процесс создания предприятия:

  • маркетолог — исследование рынка и создание бизнес-концепции;
  • технолог — создание бизнес-пространства;
  • специалист по брендингу — создание привлекательного образа предприятия;
  • дизайнер — создание пространства гармонии и комфорта;
  • экономист — создание рентабельного, а, следовательно, окупаемого проекта.

В основе успеха лежит принцип: "Каждым делом должен заниматься профессионал в этом деле". Задача инвестора — собрать команду профессионалов и взять на себя, в определенном смысле, роль играющего тренера и капитана команды, то есть выполнять функции диспетчера и координатора процесса создания предприятия.

Профессиональный подход к построению предприятия дает необходимые условия успеха бизнеса. Достаточные условия успеха обеспечиваются профессионализмом и креативностью управляющего, возможно, также с помощью консультантов, но уже по вопросам управления и развития бизнеса.

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий
Еще по теме
День диагностики меланомы
Косметология
День диагностики меланомы
25 мая 2015 года в России в 9-й раз пройдет День диагностики меланомы – день, когда каждый желающий ...
Новинки Natura Bisse
Косметология
Новинки Natura Bisse
Испанский косметический дом Natura Bisse представляет сразу две весенние новинки для ухода за кожей ...