Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Профессиональные союзы в индустрии красоты

25.05.2010
12582
11 мин на прочтение
Профессиональные союзы в современной России  только начинают осознавать свою роль  в экономической и социальной жизни.   Между тем во всем мире  и на развитие всех отраслей экономики  влияет политика профессиональных союзов, в которые объединяются люди, принадлежащие к одному роду бизнеса, профессии или квалификации. <br />

Именно они берут на себя многие функции регулирования отрасли – от определения общеотраслевых стандартов до создания образовательных центров и тарифов по оплате труда, от взаимодействия с государственными органами власти до участия в экспертных советах по спорным вопросам .

Индустрия красоты в России растет и развивается по тем же законам, как и во всем мире, следовательно, в ближайшее время важную роль в этом развитии будут играть профессиональные союзы.

Уже сейчас их существует больше десятка, при этом нельзя сказать, что каждый курирует определенную проблему или участок работы отрасли. Скорее мы присутствуем на этапе стихийного создания объединений, которые заявляют, что собираются так или иначе представлять интересы профессионалов.

Все существующие объединения можно разделить на подгруппы:

Профессиональные объединения руководителей предприятий индустрии красоты. Создаются и группируются под эгидой специализированных журналов, образовательных центров либо крупных компаний, предлагающих создание салонов «под ключ»

Профессиональные объединения врачей-косметологов. Создаются под эгидой образовательных центров (которые чаще всего примыкают к компаниям- производителям или дистрибьюторам), специализированных журналов, освещающих вопросы косметологи.

Профессиональные объединения парикмахеров. Чаще всего возникают на базе принадлежности к одной компании, выпускающей не только краску для волос, но и создающей всю сферу ухода за волосами. Парикмахер работает на средствах определенной марки, выступает на соревнованиях, которые организует все тот же производитель, переходит из одного салона в другой, но остается, по-прежнему, верен бренду. Посещает образовательные мероприятия, выписывает журнал, выпускаемый не без участия марки…

Профессиональные объединения компаний, поставляющих на рынок однородную продукцию. Пока в России большая редкость, поскольку большинство производителей и дистрибьюторов видят друг в друге конкурентов, а не соратников. Однако, лед тронулся, и попытки создать подобные объединения уже есть, о них мы расскажем ниже.

Профессиональные объединения других специалистов отрасли. Существует объединение мастеров перманентного макияжа, спа- и специалистов в области фотомедицины. Список этот будет со временем только пополняться…

Поговорим о каждой их представленных групп.

Руководители предприятий индустрии красоты долгое время развивали свои предприятия в одиночестве. Они не стремились войти в объединения предприятий малого бизнеса, которые есть почти в каждом регионе, не объединялись и между собой. При этом именно у них более, чем у других руководителей, возникала необходимость обмена опытом. Индустрия создавалась практически на пустом месте, не было до девяностых годов даже приблизительного представления о том, как надо работать салонам красоты и косметологическим клиникам, поскольку и понятий таких не существовало. Первый опыт был бесценным и в его распространении нуждались все. Вот только объединить руководителей было некому.

Первая попытка – Ассоциация российских предприятий индустрии красоты – АРПИК.

Основная идея АРПИК: создать своего рода профсоюз директоров - площадку, где бы они могли бы обмениваться информацией, и предпринимать общие усилия, чтобы сделать рынок цивилизованным. Были организованы различные формы обучения директоров, курсы повышения квалификации для специалистов индустрии, выездные семинары и круглые столы. Обсуждался большой круг вопросов: как в современных условиях развивать салоны красоты, какие услуги будут востребованы, каков современный сервис в салоне, как правильно работать с клиентами и многое другое.

Впоследствии появляется идея Национальной ассоциации предприятий индустрии красоты — НАПИК. Это организация возникла на основе организационных возможностей холдинга «Старая крепость».

Она родилась там, где, собственно, и озвучиваются идеи и проблемы бизнеса – на площадках Интершарма и в клубе профессионалов издательства Космопресс. Ее реальные заслуги - три Конвенции салонов красоты, издание трех выпусков сборника «Салон красоты: как заработать больше?» с разделом «Нормативные документы», сайт www.napik.com, бесплатное консультирование руководителей предприятий.

О том, на каком уровне НАПИК сотрудничает с государственными органами судить трудно, пока руководители предприятий индустрии красоты могли услышать ответы на животрепещущие вопросы только из уст чиновников, возглавляющих отделы министерств и федеральных служб. Конечно, НАПИК в этом не виновата, скорее, это результат достаточно прохладного отношения к индустрии как Министерства экономического развития, так и Министерства здравоохранения и социального развития.

Между тем, такое объединение руководителей могло бы стать мостом между бизнесом и государством и решать действительно важные вопросы :

  1. Регулировать нормативную базу.
  2. Создавать базу для социального обеспечения работников отрасли.
  3. Упорядочить процесс регистрации и сертификации оборудования и препаратов.

Пока этого не произошло, но и руководители пока не торопятся объединяться, не слишком доверяя общественным организациям (Россия в этом смысле надолго ушиблена историческими обстоятельствами).

Объединения косметологов. К сожалению, пока больше похоже на разъединение. Каждая отдельная общественная организация понимает, что она не одна в индустрии, но кооперироваться не торопится. Интересно, что объединяющим началом могли бы быть специалисты с известной репутацией, но и они плавно перетекают из одного союза в другой, выступая в роли «свадебных генералов», не играя большой роли в организации как таковой.

Между тем, именно косметологам, как, может быть, никому другому необходима консолидация сил. На сегодняшний день это самый незащищенный юридически класс специалистов индустрии красоты. Начнем с того, что и профессии такой юридически не существует. Большинство из косметологов, не по своей вине, конечно, работает вне правового поля, и постоянно ходит под мечом – бизнес стремительно развивается, клиент требует все более глубоких вмешательств в организм, новые методики возникают чуть ли не каждый месяц. Практически каждый косметолог, стараясь быть на гребне спроса, так или иначе нарушает законы Российской Федерации и каждый может быть привлечен к ответственности не только административной, но и уголовной. И это только вершина айсберга.

На самом деле настоящее общественное давление придется на ближайщие годы, когда:

- станут известны отдаленные результаты всех тех процедур, что так широко применяются сегодня. На самом деле серьезных клинических испытаний по этим методикам либо нет вообще, либо они недоступны косметологу.

- будет создана цивилизованная практика оценки эффективности процедур и механизм возмещения нанесенного клиенту ущерба. Вот когда возникнет необходимость в экспертных советах, способных дать профессиональное заключение по действиям врача. Но государственные органы будут готовы прислушаться к информации таких советов только в том случае, если это будут серьезные организации, представляющие косметологию как научную, так и практическую. Рождение таких объективных экспертных советов возможно только в недрах общественной организации. Любой другой вариант будет рассматриваться как лоббирование интересов определенной компании производителя средств или оборудования.

- у общества возникнет потребность в доказательной косметологии, как она уже возникла в доказательной медицине, но ни научных школ, ни сколько-нибудь серьезных исследований на базе учебных или научных заведений не проводится, и никто, по сути, не собирает сегодня по крупицам тот бесценный опыт, который наработан косметологией в России, начиная с девяностых годов.


Профессиональные объединения парикмахеров чувствуют себя увереннее. Во-первых, они одни из первых стали создаваться на территории России, во-вторых их деятельность не так регламентирована законами и эти объединения больше времени могут уделять творческому началу – фестивалям, конкурсам, праздникам, творческим семинарам и так далее. Но у парикмахеров в ближайшем будущем возникнет иная проблема. Они абсолютно не защищены в социальном плане. Начнем с образования. За плечами самых основательных только колледж (среднее специальное образование), у большинства же дипломы разных авторских школ, которые, по сути дела, документом об образовании и подтверждением профессионального мастерства не являются. Зарплата большинства парикмахеров – серая или черная, то есть на будущие социальные гарантии никак не влияет. Кредит, ипотека, больничный лист, пенсия, пособие по профзаболеванию – эти достижения социально ориентированного общества не для парикмахеров. Сегодня, объединяясь в профессиональные союзы, парикмахеры увлечены творческой стороной дела, но пройдет не более трех-пяти лет и другие, гораздо более прозаические вопросы встанут перед обладателями этой вечной и так необходимой людям профессии. Будет жаль, если к этому времени они будут все также разъединены, как сейчас, когда каста сторонников одной марки бурно аплодирует своим и освистывает чужих на конкурсах и чемпионатах.

Те же проблемы возникнут и у мастеров маникюра и педикюра, которые еще не создали своего профессионального союза, но скорее всего придут к этому.

По логике вещей первыми должны были объединиться компании-поставщики в Россию оборудования и продукции для индустрии красоты. Рынок был огромен, место хватало всем (да и сейчас еще хватает, хотя золотое время катастрофически утекает). Проблемы были общие для всех: Отсутствие внятных таможенных правил.

Противоречивые и усложненные регламенты сертификации и регистрации ввезенной продукции.

Не всегда честная игра зарубежных партнеров, которые порой воспринимали одиноких представителей русского бизнеса как отважных эскимосов, которые на лыжах сквозь снег и пургу добрели до Италии, чтобы купить себе что-нибудь блестящее и обтекаемое.

Сегодня производители говорят о том, как много проблем возникает в налаживании контактов с зарубежными партнерами:

- невозможность получить техническую документацию на оборудование, которая бы соответствовала международным стандартам.

- трудности в обучении специалистов, которым стараются просто «всучить» товар, не рассказав как следует, что это такое и как оно действует.

- утаивание результатов клинических испытаний.

Недаром один из руководителей русской компании-дистрибьютора с горечью сказал, что мы становимся полигоном для испытания средств, которые никто не осмелится предложить Западу.

Первыми почувствовали необходимость консолидации представитель фирм, торгующих соляриями. Они заявили о создании Национальной ассоциации загара. Но пока реальных действий это новой организации в отрасли мы не заметили.

Почему так необходимо создавать профессиональные союзы именно сейчас?

Страна находится в стадии перехода в область цивилизованной экономики. Мы сами, может и не не торопим события, но объективная реальность заставляет ускорять процесс. Грядущее вступление в ВТО, создание системы национальных стандартов, растущая экономическая и юридическая грамотность потребителя, конкуренция в отрасли, в конце концов… Все это факторы, управляя которыми можно усилить позиции индустрии или же загубить ее, отпустив события на произвол судьбы. Загубить ее, по правде говоря, нам не удастся, просто на наше место придут другие люди, которые и построят систему взаимоотношений в отрасли согласности требованиям дня.

Первыми это почувствуют руководители предприятий индустрии красоты. И уже, пожалуй, чувствуют. Старые добрые салоны, созданные волей и фантазией частных лиц, начинают уступать место сетям, которые развиваются по определенным законам. Пока в России их массовая доля не более 5-7 процентов, но процесс идет активно, и недалек тот день, когда их будет, как и во всей Европе, до 80 процентов.

Предвосхищаю искреннее возмущение косметологов, когда они узнают, что национальные стандарты в косметологии разработаны не российскими учеными, а списаны с ,допустим, французских или немецких. Но сейчас, сегодня, никто не слышит призыва власти к профессиональным союзам – предлагайте свои варианты, создавайте свои правила.

Вот яркий пример того, как принимаются решения без учета практики действующих врачей.

Еще год назад получить удостоверение о прохождении краткосрочной специализации по аппаратной косметологии мог врач-физиотерапевт, чаще всего обучение проходили врачи, у которых уже есть специальность дерматовенерология и физиотерапия. Они могли как поставить диагноз (знание дерматовенерологии и косметологии) так и назначить процедуру на аппарате (знание физиотерапии). Но в августе прошлого года выходит новый приказ Министерства здравоохранения и социального развития, в котором черным по-белому написано, что врач-дерматовенерелог не может получить специальности физиотерапевт (она доступна только тем, кто менее трех лет проработал терапевтом, педиаторов, врачом семейной практики или скорой помощи). Таким образом, логика лечебного процесса в аппаратной косметологии была нарушена, теперь по-хорошему надо иметь в кабинете двух врачей. Один знает, что лечить, другой – как, на какой аппаратуре! И все было бы иначе, если бы Минздравсоцразвития спросил мнения специалистов, а они, в лице общественной авторитетной организации смогли бы его верно сформулировать.

Пока в индустрии красоты и здоровья нет настолько авторитетных организаций, которые могли бы отстаивать свои интересы. Но это не значит, что их не будет. В смежной отрасли – у производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии такая организация уже есть и у нее существует опыт защиты интересов производителей не только в судах или СМИ, но и в Государственной Думе. Яркий пример – борьба за нормы регулирования спиртосодержащей продукции.

А разве в нашей индустрии нет вопросов, которые также необходимо быстро, профессионально и по-государственному решать, учитывая как интересы потребителей, так и всех, кто обеспечивает формирование и реализацию услуг бьюти-бизнеса?

Материалы подготовила Елена Москвичева

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий
Еще по теме
День диагностики меланомы
Косметология
День диагностики меланомы
25 мая 2015 года в России в 9-й раз пройдет День диагностики меланомы – день, когда каждый желающий ...
Новинки Natura Bisse
Косметология
Новинки Natura Bisse
Испанский косметический дом Natura Bisse представляет сразу две весенние новинки для ухода за кожей ...