Логотип 1nep.ru
facebook vk.com youtube
Регистрация
Статьи

Реформа здравоохранения. Лицензирование в России и мире

7522
Реформа здравоохранения. Лицензирование в России и мире

В связи с реформой здравоохранения в России возникает вопрос о переходе на лицензирование врачей вместо лицензирования медучреждений. Правду сказать, медицинское сообщество еще не ...

Мало знаем мы и о практике лицензирования врачей в других странах.

Между тем во многих развитых странах мира юридическое разрешение - лицензию - на право заниматься определенными видами практической деятельности получает именно врач, а не учреждение.

Вот краткая экскурсия по глобусу в белом халате:

Великобритания. Врач – выпускник медицинского университета обязан зарегистрироваться в Общем медицинском совете. Потом он отрабатывает год интерном и получает право работать самостоятельно.

Бельгия. Медицинские комитеты провинций регистрируют врачей общей практики и контролируют их деятельность. Ведется открытый реестр специалистов.

Германия. Обязательна регистрация врача и выдача лицензии. Занимается этим медицинский совет при органах здравоохранения федеральных земель.

В США все врачи, занимающиеся лечебной работой, должны пройти лицензирование.

Лицензирование в большинстве стран мира обычно предполагает тестовое испытание, экзамен, стажировку либо другой способ оценки знаний, а также постоянную профессиональную переподготовку, которой, в основном, занимаются профессиональные ассоциацию Большая часть анекдотов про стоматологов в Америке так или иначе связна с их выездом на ежегодные конференции специалистов .

В царской России не было понятия лицензирования, врач заканчивал медицинский факультет университета и мог открыть на основании этого полученного документа об образовании частную практику либо поступить на работу в одно из учреждений здравоохранения. Надо сказать, что в отдаленных городах и деревнях зачастую медициной занимались совсем далекие от этого люди – к примеру, барышни с идеями о том, как облегчить судьбу народа.

В постсоветской России понятие «лицензирование медицинской деятельности» впервые было определено в статье 21 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Закон устанавливал, что «лицензирование - это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности». Тем самым государство ввело контроль за осуществлением таких видов деятельности, которые, в силу присущих им особенностей, связаны с реализаций экономических и социальных потребностей общества.

В развитие темы Приказ Минздрава РФ от 20 марта 1992 г. № 93 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» утвердил «Временное положение «О лицензировании медицинских учреждений, предприятий в системе медицинского страхования граждан Российской Федерации». Так был установлен порядок проведения лицензирования медицинской деятельности, определен перечень документов, направляемых учреждением для лицензирования, утверждена форма бланка лицензии.

В 1993 году для лицензирования и аккредитации больниц и поликлиник республиканского подчинения, клиник медицинских и научно-исследовательских институтов, учреждений судебно-медицинской экспертизы приказом Минздрава РФ от 28 июня 1993 г. № 148 «О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений» была создана комиссия по лицензированию и аккредитации лечебно-профилактических учреждений.

1994 год. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Нормы, прописанные в этом документе, легли в основу последующего развития лицензирования в стране. Постановление имело юридическую силу вплоть до принятия 25 сентября 1998 года Федерального закона № 158 «О лицензировании отдельных видов деятельности» .

Первым документом федерального уровня, установившим порядок лицензирования медицинской деятельности, было постановление Правительства РФ от 25 марта 1996 года № 350 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Что изменилось? Был установлен строгий перечень документов, представляемых для получения лицензии.

До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган рассматривал представленные одновременно с заявлением документы, оценивал их полноту и достоверность, соответствия условий осуществления лицензируемого вида деятельности требованиям, установленным для него в нормативных документах и, в случае необходимости, организовывал проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы.

Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, на федеральном уровне был утверждён приказом Минздрава РФ от 29 апреля 1998 г. № 142 и содержал разделы:

  1. Первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь.
  2. Скорая медицинская помощь.
  3. Диагностика.
  4. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь взрослому и детскому населению в учреждениях здравоохранения и (или) на дому.
  5. Общая врачебная практика, семейная медицина.
  6. Стационарная медицинская помощь взрослому и детскому населению.
  7. Фармацевтическая деятельность в структуре лечебно-профилактических учреждений.
  8. Народная (традиционная) медицина.
  9. Заготовка органов и тканей.
  10. Экспертная медицинская деятельность.
  11. Медицинская деятельность, осуществляемая в санаторно-курортных учреждениях по видам деятельности, утвержденным данным «Перечнем».
  12. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в учреждениях.

С сентября 1998 года основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в стране, становится ФЗ № 158 от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". Наряду с ранее установленным трехлетним сроком действия лицензии настоящий Закон предусматривал бессрочное действие лицензии, но общий порядок и условия лицензирования каждого вида деятельности должно было регулироваться профильными нормативными актами.

Постановление Правительства РФ № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», соответствующее Закону, появилось только через три года - 24.05.2001.

В нем определялись требования непосредственно к медучреждению. Их немного:

  • выполнение требований законодательства Российской Федерации;
  • наличие помещения, соответствующего экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам;
  • наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженеров, техников и др.), имеющих профессиональное образование, подтверждаемое документами;
  • высшее или среднее медицинское образование и специальная подготовка, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы для индивидуального предпринимателя;
  • наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения (включая оборудование и инструменты) для осуществления медицинской деятельности.

8 августа 2001 года был принят новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ, он действует до настоящего времени. Согласно ст.8 срок действия лицензии увеличивался до пяти лет.

В развитие положений ФЗ-128 правительство принимает постановление от 4 июля 2002 г. № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Для получения лицензии и осуществления медицинской деятельности стало необходимо:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;

б) наличие соответствующих организационно-технических условий и материально-технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;

в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет - для юридического лица;

д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет - для индивидуального предпринимателя;

е) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя.

В 2004 году полномочия по лицензированию медицинской деятельности с 1 января 2005 года были переданы от субъектов Российской Федерации вновь созданному федеральному органу власти – Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Спустя еще три года выходит постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». В нём увеличено количество лицензионных требований и условий к лицензиату, определены грубые и негрубые нарушения лицензионных требований и условий, установлен новый перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.

Прошло 19 лет со дня начала процесса лицензирования в России, изменилась отрасль, выросли новые управленческие кадры, изменились потребительские предпочтения клиентов совокупно с их юридической грамотностью, продолжается интеграция индустрии красоты России в международное сообщество. Приходит время изменений, в чем они будут заключаться? Ждем новых инициатив Министерства здравоохранения и социального развития.

Автор: Елена Москвичева

Поделиться

Подписаться на ежедневный дайджест 1nep.ru

Возврат к списку

Другие статьи по темам

Химические пилинги. Теория и практика Статьи Химические пилинги. Теория и практика
Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента? Статьи Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента?
Качество и безопасность косметологических услуг Статьи Качество и безопасность косметологических услуг

Читайте также

Fotona анонсировала открытие учебного центра Fotona анонсировала открытие учебного центра
Начаты испытания препарата для приема внутрь для лечения псориаза Начаты испытания препарата для приема внутрь для лечения псориаза
Порядок ознакомления с медицинской документацией Порядок ознакомления с медицинской документацией

Комментарии (0)

Войти по логину портала 1nep.ru или с помощью
img img