Логотип 1nep.ru
facebook vk.com youtube
Регистрация
Статьи

Медстрах это не больно, но чувствительно!

2048
Медстрах это не больно, но чувствительно!

Зима 2010-2011 будет не менее горячей, чем  прошедшее лето. Стране предстоит принять пакет законов, которые кардинальным образом поменяют  всю систему здравоохр...

Остается только удивляться тому, что публикуемые официальной прессой проекты документов остаются практически без внимания медицинской общественности. Словно сонное царство простерлось от Москвы до самых до окраин, и никто даже не заглядывает в ближайшее будущее здравоохранения, частной медицины и косметологических клиник в частности.

Попробуем все же еще раз напомнить о том, что ждет нас в ближайшее время. В ожидании рождественского сочельника в этом году надо гадать не на картах, а на законопроектах, один из которых называется «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами».

Создание механизма страхования гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами служит благой цели – настройке инструментов возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью человека при оказании ему медицинской помощи.

Признаем сразу, что это абсолютно новаторский для России правовой акт, подобного которому в истории страны ещё не было.

Если этот проект будет принят и станет реальным механизмом, позволяющим возмещать вред, нанесенный в результате медицинского вмешательства, российское здравоохранение вступит в новую эру менеджмента медицинских услуг.

Обратим внимание, что от самого пациента не потребуется расходов на его страхование: страховать каждого пациента будет сама медицинская организация за свой счет.

При этом законопроект создает новую понятийную базу для определения регулирования взаимоотношений врача, пациента и клиники:

В обиход вводятся такие термины, как:

  • дефект оказания медицинской помощи - допущенное медицинской организацией нарушение качества или безопасности оказываемой медицинской услуги, а равно иной ее недостаток, независимо от вины такой медицинской организации и ее работников;
  • потерпевший - пациент, жизни или здоровью которого был причинен вред при получении медицинской помощи в медицинской организации;
  • договор обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни или здоровью.
  • страхователь – медицинская организация, заключившая со страховщиком договор обязательного страхования; (Прошу обратить особое внимание на тот факт, что к медицинским организациям также относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие частную медицинскую деятельность занимающиеся частной медицинской практикой!)
  • страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование медицинских организаций перед пациентами в соответствии с требования настоящего федерального закона;
  • страховой случай - наступление, на основании решения Комиссии по расследованию страховых случаев при оказании медицинской помощи или суда, гражданской ответственности медицинской организации за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего.

Новые правила взаимоотношений между медицинскими организациями и пациентами станут безусловно обязательными. Медицинские организации будут страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни или здоровью пациентов по причине дефекта оказания медицинской помощи.

На территории Российской Федерации будет запрещено оказание медицинских услуг медицинскими организациями, которые не застраховали свою гражданскую ответственность перед пациентами.

Что будет являться страховым риском, если законопроект вступит в силу?

Ответ - причинение вреда пациенту в результате оказания ему медицинской услуги.

Не будут подпадать под действия закона (в редакции рассматриваемого документа) следующие ситуации:

  • причинения вреда действиями или бездействием лиц, не являвшихся работниками медицинской организации;
  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • умышленного причинения потерпевшим вреда своему здоровью;

На сегодняшний день владельцев частных медицинских клиник, в том числе и косметологических, волнует более всего вопрос о размерах страховых тарифов.

Расчет страховых тарифов будет устанавливаться по отношению к единице объема оказываемой медицинской помощи, планируемой на соответствующий страховой год. То есть за основу будет браться определенный процент от суммы, которую только предполагается получить в результате оказания медицинских услуг.

Вот он – час истины для медицинского менеджмента. Чего греха таить, многие руководители клиник не всегда точно понимают, каков был объем оказанных услуг в прошедшем году, а уж просчитать свои доходы на будущее – это высший пилотаж для многих управленцев. Прибавим к этому, что страховые компании не останутся в стороне от азартного дела подсчитывания чужих денег, а проконтролирую процесс, поскольку средства пойдут на их счета.

Сами же страховые тарифы будут по предложению создателей законопроекта состоять из базовых ставок и коэффициентов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от квалификации работников медицинской организации, видов оказываемой медицинской помощи, иных характеристик, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

А теперь посмотрим на коэффициент. Он устанавливается в зависимости от:

  • характеристик используемых медицинской организацией медицинских технологий;
  • наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности данной медицинской организации перед пациентами;
  • характеристик используемого медицинской организацией медицинского оборудования;
  • длительности периода осуществления медицинской организацией медицинской деятельности;
  • иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Если сейчас руководитель косметологической клиники сядет подсчитывать размер коэффициента с карандашом в руках, его ждут неприятные минуты, поскольку еще очень многие учреждения частной формы собственности пока не используют разрешенных медицинских технологий, зарегистрированных в установленном порядке косметологических препаратов, сертифицированных медицинских изделий и оборудования. Следовательно, будут наказаны рублем за то, что не настроили работу учреждения в соответствии с изменившимися условиями и требованиями к оказанию медицинских услуг.

И конечно же, всех интересует, как будет происходить оценка страхового случая? Кто именно станет решать, по чьей вине здоровью потерпевшего был нанесен вред?

Для расследования и установления факта страхового случая будут по замыслу авторов проекта создаваться Комиссии по расследованию страховых случаев при оказании медицинской помощи в составе не менее семи и не более одиннадцати человек. Члены комиссии работают на безвозмездной основе, состав комиссии постоянен.

Итак, кого разработчики предлагают включить в состав комиссии?

  • представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения;
  • представитель федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
  • представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения;
  • представитель организации по защите прав потребителей (пациентов);
  • представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления;
  • представитель общероссийского объединения профессиональных союзов медицинских работников или иного общероссийского объединения медицинских работников или профессиональной медицинской ассоциации.

Не очень понятно, кто же все-таки из этого списка сможет компетентно разбираться в тонкостях конкретной врачебной ошибки. Несомненно, медицинскому сообществу стоит поднимать роль не просто профессиональный союзов, но объединений специалистов одной отрасли, к примеру, таких, как ОСЭМ и ОПРЭХ в эстетической медицине и пластической хирургии, чтобы быть уверенными в компетентности выводов комиссии.

И это только один из побудительных мотивов к объединению и профессиональному участию в организационных мероприятиях по реформе здравоохранения. Пока наше будущее существует в виде законопроектов, мы еще можем на него влиять!

Поделиться

Подписаться на ежедневный дайджест 1nep.ru

Возврат к списку

Другие статьи по темам

Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента? Статьи Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента?
Качество и безопасность косметологических услуг Статьи Качество и безопасность косметологических услуг
Современные тренды в эстетической медицине Статьи Современные тренды в эстетической медицине

Читайте также

Введение аутологичного жира для омоложения мочек уха показала эффективность Введение аутологичного жира для омоложения мочек уха показала эффективность
Системные препараты при лечении дерматита назначаются в разных странах по-разному Системные препараты при лечении дерматита назначаются в разных странах по-разному
Представлены сравнительные результаты исследования Миноциклина в двух формам Представлены сравнительные результаты исследования Миноциклина в двух формам

Комментарии (1)

05.05.2011 12:58:32 ирина

в составе предлагаемых вариантов комиссий опять присутствуют только дилетанты-чиновники очень далекие от практической медицины и конкретно от определенных отраслей чего греха таить в регионах очень часто главными специалистами по отраслям назначаются не высокие профессионалы,а те кто имеют мохнатую лапу и каким образом они смогут оценить ошибку?в комиссии должны присутствовать как можно больше проффессионалов с учуными степенями,а где их взять в регионах, в частности в косметологии?опять загоним себя под гнет придурков-чинуш, да и очень велика вероятность обрести массу перегибов и проблем как и при ОСАГОавто.И почему интересно пациент не должен себя страховать, ведь он тоже принимает на себя определенные риски, обращаясь за медпомощью-медицина пока не всесильна!Значит цена страховки будет спрятана в цене услуги или ее нужно делить с пациентом!Попробуйте доказать некачественную услугу в автосервисе и никто никого не страхует и не ничего не возмещает, а человек это много сложнее  машины.Я против этого всего особенно в российском исполнении.

Войти по логину портала 1nep.ru или с помощью
img img