Логотип 1nep.ru
facebook vk.com youtube
Регистрация
Статьи

Спа. Кризис жанра? WELLNESS & SPA FORUM – итоги

2678
Спа. Кризис жанра? WELLNESS & SPA FORUM – итоги

В Москве прошел WELLNESS & SPA FORUM, после которого  в блогосфере  появились спорные заметки о  мероприятии и судьбе спа в России.

На самом деле организаторы форума в этом не виноваты. Закадровая ситуация могла развиться на любом другом мероприятии, посвященном развитию спа в России. Может быть, заслуга тех, кто собрал докладчиков на WELLNESS & SPA FORUM, как раз в том и заключалась, что, пытаясь соединить несоединимое, участники обсуждения вышли на открытое обсуждение базовых проблем.

Ведь чем у нас обычно отличались мероприятия для спа-специалистов от мероприятий для руководителей салонов красоты? Благолепием. Каждый участник демонстрировал свою продвинутость и благородство манер.

- В спа все решает атмосфера, - говорили участники рынка, - и не вступали в конфликт ни друг с другом, ни с самой идей спа.

И вот это произошло.


Собственно, на трибуне все было спокойно, один докладчик сменял другого, перечислялись тенденции развития, описывались трудности, шел обмен опытом. Интереснее слушать все это с диктофонной записи, где звучат реплики из зала и вопросы, задаваемые не столько докладчику, сколько самим себе.

Общая тональность – не изжила ли себя идея спа в России?

Посмотрим, какие вопросы звучат со сцены:

  • почему не прижилась в России клиентоориентированная концепция спа? 
  • почему не все мировые тенденции находят отражение в бизнес-процессах российских спа?
  • почему салоны красоты закрывают зоны спа и перепрофилируют их на малые операционные?
  • почему банные зоны захватывают все больше места в больших спа-комплексах?
  • почему заграничные сети вытесняют отечественных игроков рынка?
Докладчики искренне пытались сражаться каждый со своей отдельной проблемой, но сидящие в зале слышали всех, и в умах накапливалась некая критическая масса этих «почему», на которые не было ответа.
Отсюда некоторое разочарование в самом мероприятии, которое, как казалось участникам, не достигло своей цели, не научило, как создать успешный и процветающий бизнес-проект.

Так ведь и не могло одно мероприятие чему-то научить, как не могут создать общую картину спа все доклады на всех спа-конференциях, которые прошли и в этом, и в прошлом, и в позапрошлом году, потому что каждый говорил и продолжает говорить о частном случае. И нет в России организации, которая бы владела инструментами экономического анализа и имела статистически достоверные данные. Мы все еще идем наощупь, доверяя своей интуиции, выигрывая только в том случае, если интуиция настроена на добывание денег из спа, а не на создание некоего зачарованного царства, в котором клиент найдет…

Что ищет клиент в спа? Долгие годы мы обманываем себя, уверяя, что он ищет там отдых душе и телу, и на этой волне строим спа с ментальной составляющей. Чаще ориентируемся на духовные практики востока. Вот и опять в большинстве программ конференций на 2011 год звучит тема медитации, аюрведы, инь и янь, и даже специалисты появились, презентующие себя, как «преподаватели восточных массажных технологий международного уровня».

Простите, это из серии, что «все китайцы на одно лицо», так и продукт – восточные спа в России – это, в большинстве своем, смесь, немыслимая и невежественная, из импортируемых на запад ошметков древних культур. Ну какая, скажите на милость, может быть духовность у менеджера среднего звена, который три раза в месяц ходит на йогу «за компанию» и раз в год - к тайским массажистам по подарочному купону. О какой аюрведе можно всерьез говорить, когда даже на рынке спа нет практически ни одного специалиста, который коллегам бы толково объяснил, в чем суть? Ответ-то, на самом деле, прост, как сама аюрведа – суть постигается в течение жизни. И за сорок минут на конференции, также как за часовую процедуру в спа, жизни не проживешь.

Итак, первая проблема российских спа – это профанация методов.


А что на Западе? На Западе тоже профанация, адаптация систем для менеджеров среднего звена, и серьезные культовые формы для тех, кто может себе позволить быть в теме. За очень большие деньги. Проблема в том, что наши менеджеры получают меньше и еще не могут себе позволить спа как образ жизни.

Вот оговорка одного из выступающих на WELLNESS & SPA FORUM: кризис накрыл спа премиум-класса в начале 2010 года, когда выяснилось, что часть клиентов просто уехала жить за границу.

Теперь о видах и подвидах спа.


Почему в России не работает гостиничный вид спа? Потому что наши владельцы, построив роскошный центр, услуги в нем продают пакетами никак иначе! И что, приехать в Москву, чтобы получить семидневный курс коррекции тела? Или в Питере тратить время на обертывания?

А с другой стороны, гость города, придя после прогулки белой ночью в три-четыре утра, может, и попарился бы в баньке, так ведь все уже закрыто. Утром бассейн откроется в семь часов, а массажист придет к девяти. Но в девять у клиента уже началась конференция, на которую он, собственно, и приехал.

Дэй-спа в мегаполисе… Три часа ехать на процедуру, два часа лежать в расслабленном состоянии, а потом опять садиться за руль и остаток дня провести в пробке?

Вот если бы спа-салон был в моем доме, да еще работал поздно ночью, когда я к десяти часам вечера доберусь до родного квартала, то, может быть, предложение нашло бы спрос.

Создать спа-салон, который работает с 10 утра до 22 вечера – дело нехитрое, как туда клиента заманить? 

Медицинский спа по-русски – это градусник в цветочек с ароматом ванили! Ни стандартов лечения, ни системы сопровождения клиента, ни преемственности в обслуживании клиента нет. Видовой признак – врач на ресепшн. Лечиться мы туда не идем, а отдыхать в таком месте странно… 

Транзитные спа! Кто может себе представить российского путешественника в российском аэропорту, который идет в спа, потому что спокоен за свой багаж, за время отлета и за ответственность персонала. Расскажите про спа в аэропорту тем пассажирам, что под Новый год улетали из Домодедово.

И, наконец, спа-отели. Это вроде как разнояйцевые близнецы. Одни произошли от старых советских санаториев, другие от новых русских денег, оплодотворенных западными идеями. В первых никогда не поймут, что такое сервис, во- вторых никогда не усвоят, что такое понятная русскому человеку санаторно- курортная культура лечения.

Злиться и язвить по этому поводу можно еще долго, что же делать, вот в чем вопрос?

Что делать тому инвестору и руководителю, который уже принял спа как бизнес?


Перестать ходить на конференции за поиском смысла спа-жизни. Слушайте коллег, общайтесь, подавайте реплики с мест, провоцируйте дискуссии. Это отрезвляет.

Научиться считать деньги клиента еще до утверждения концепции спа-предприятия. А то и помещение уже есть, и мрамор завезли, и коврики постелили, а кто придет за услугой и какие деньги за нее заплатит – до последней минуты неясно.

Не строить иллюзий, что персонал вдохновится гармонией мира. Во всем мире люди работают за деньги, и только деньги являются первичным стимулом. Второй шаг – выбирайте людей, которые потом потратят эти деньги со вкусом, из них получаются лучшие специалисты.

Не ждать, когда Россия научиться жить, получая удовольствие, дайте людям шанс расслабиться, но в нужное время и в нужном месте. И в том состоит главное искусство спа-бизнеса.

Поставив последнюю точку, я перечла статью и подумала, не слишком ли резко и самонадеянно. Отправила коллегам и вот что они ответили:

Андрей Сырченко, президент Международной школы СПА:


Можно говорить про отечественный ресторанный бизнес, можно ругать наш автопром, ещё можно смотреть НТВ "чрезвычайные происшествия", можно воздействовать на терроризм двух ходовым мышлением - "трагедия-турникет на входе.

Всё что написано в статье - 100% правда наполовину - да, и такое бывает. Как фотография человека в прыжке между двумя небоскрёбами на страшной высоте. Если анализировать фото и не учитывать динамику момента - судьба героя однозначно трагична.

То что спа-объекты закрываются и будут закрываться - и слава Богу! и пусть Всемирный Потоп смывает грешников (а также - непрофессионалов, бездарей, тех, кто не додумал, не доплатил, не долюбил).

То что спа бывают и будут разными для разных потребителей - тоже ничего плохого не вижу. Так и мы все разные – по-разному понимаем для себя вроде бы простые вещи. И даже когда мы, эксперты, всё здесь стандартизируем - всё равно разночтения останутся. Взгляните на серьёзных соседей - уж медицина и юриспруденция настолько стандартизированы, но понятие "здоровье" и понятие "закон" конечный потребитель и "тот кто услуги предоставляет" - трактуют по-разному. Причём согласия нет и между самими сообществами юристов и медиков.

Клиент имеет разные способности - адаптивные и эмоционально-духовные способности к этой нашей жизни.
СПА "говорит" всего лишь о 4-х последовательных действиях:
 
"Расслабься" - уже первое действие имеет тысячи трактовок...
"Размышляй" - а это-то как вообще?
 
Мы разучились размышлять, мы готовы получать готовые решения, ну или как появление высшего разума - глумиться в стиле Вани Урганта или злословить. Это не размышление - по-моему, это интеллектуальная мастурбация.
"Возрождайся" - вот это тоже самостоятельный процесс, осмысленный, с пониманием - для чего возрождаться, в последнее время превозобладает тенденция - наоборот - как бы так отключиться, чтобы не видеть опостылевший мир.

С одной стороны - технический прогресс предлагает всё более достоверные эффекты присутствия, но все они, с другой стороны - надёжно обеспечивают факт отсутствия в реальной жизни. И предложение спа – «возродись» - это для мужественных only.

"Возрадуйся" - сегодня такой призыв может ассоциироваться с какой-то полулегальной сектой. Но, друзья мои, вы, вообще для чего всё это городите - бизнес-проекты, акции, фонды, слияния, биржи - конечная цель какова? Разве не для "возрадуйся"? Но здесь как в большом спорте - можно через долгие тренировки и согласно отпущенным талантам, можно с помощью допинга. Спа - это по первому, логичному варианту."

Александр Ходаков, руководитель Департамента салонного бизнеса КО «Фабрика Бизнеса»:


Я не был на этом форуме, и вовсе не хочется быть в роли ткачихи, произнесшей когда-то знаменитую фразу: «я Солженицына не читала, но осуждаю». Выскажусь только по одной теме - изжила ли себя идея СПА или нет. Думаю, что не изжила. В стране с вековыми историческими банными традициями, с чуть ли не лучшими в мире техниками массажа такое явление как СПА не могло не пустить корни. Другое дело, что так же как, в свое время салоны красоты пошли своим путем, и как мы видим, совсем не похожи на зарубежные, так и СПА сейчас ищет свой путь.

Я хочу сказать, что сектор СПА все еще в поиске. Он ищет ответ - а что же на самом деле нужно клиенту? Строились и открывались наши сегодняшние СПА в большинстве своем методом тыка, без анализа, без концепции, без учета местной специфики. В результате у кого-то интуиция сработала и получился успешный проект, а у других, особенно у тех кто просто копировал западные модели, совсем не вышло.

Так что ничего необычного. Наоборот, все как обычно. И небольшой комментарий насчет «восточного крена» наших СПА (то есть, откуда у нас такой бум тайского массажа, аюрведы и так далее). Я его объясняю тем, что по определению в СПА клиент – это барин. С ним надо не только работать, но еще и служить (прислуживать), да еще с улыбкой. Наши так не хотят, а главное - не умеют. А азиаты – охотно и с подобострастием. Так что они всегда в этом выигрывают, да еще в работоспособности. И стоят дешевле.

Поделиться

Подписаться на ежедневный дайджест 1nep.ru

Фотогалерея

  • IMG_1215.JPG
  • IMG_1194.JPG
  • IMG_1174.JPG
  • IMG_1175.JPG
  • IMG_1199.JPG
  • IMG_1182.JPG

Возврат к списку

Другие статьи по темам

Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента? Статьи Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента?
Качество и безопасность косметологических услуг Статьи Качество и безопасность косметологических услуг
Современные тренды в эстетической медицине Статьи Современные тренды в эстетической медицине

Читайте также

Представлены сравнительные результаты исследования Миноциклина в двух формам Представлены сравнительные результаты исследования Миноциклина в двух формам
Объявлены получатели гранта Ф. Брандта Объявлены получатели гранта Ф. Брандта
Инъекции «Лидокаина» не выявили токсичных эффектов при лечении рака кожи Инъекции «Лидокаина» не выявили токсичных эффектов при лечении рака кожи

Комментарии (0)

Войти по логину портала 1nep.ru или с помощью
img img