Логотип 1nep.ru
facebook vk.com youtube
Регистрация
Статьи

Переоформление лицензии. Неокончательный конец

6108
Переоформление лицензии. Неокончательный конец

Для тех, кто не любит читать длинные тексты, сообщаю сразу: я не Минздрав и невротизировать не буду: переоформлять лицензию на  «косметологию» не нужно! А теперь подробно...

Руководителям, Управление

После вступления в силу постановления Правительства № 291 «О лицензировании медицинской деятельности...» процесс лицензирования не то чтобы остановился, но значительно замедлился. Связано это было с тем, что ранее при лицензировании опирались не только на этот документ, но еще и на приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 323 от 10 мая 2007 года. Перечень услуг в новом постановлении № 291 не совпадал с перечнем приказа 323, который объяснял, как лицензироваться по требованиям совсем другого, теперь утратившего силу постановления Правительства - № 30.  

То есть у нас была пара документов 30-323, и ее должна была заменить такая же пара 291 и Х. Вот это Х в уравнении все не появлялся. В лицензирующих органах наметился легкий ступор...

Он, естественно, по возрастающей ушел в массы, поскольку непонятно было, на что получать лицензию, если в Постановлении правительства у нас идет «косметология», а в приказе Минздрава «терапевтическая косметология». Все ждали приказа, приводящего перечни к общему знаменателю.

Естественно, кто-то на этой панике начал зарабатывать деньги! В регионах юридические фирмы предлагали пакет документов на переоформление лицензии стоимостью 300 тысяч рублей. И предприниматели покупали эти пакеты...

Если вам в самом деле интересно, то сообщу, что приказ Минздрава № 121н, тот самый долгожданный Х, был принят ровно через одиннадцать месяцев после появления постановления 291. Почти в три раза длиннее оказался путь от постановления к приказу, чем в прошлый раз, в паре 30-323.

Эти месяцы были наполнены слухами, предположениями и домыслами и коррупцией, естественно.

В каждом конкретном случае при лицензировании ни чиновники, ни соискатели лицензий не знали, насколько верно они следуют Духу закона, потому что Буквы закона не согласовывались друг с другом.

И вот появляется приказ Минздрава № 121н, заинтересованные лица начинают его читать, и, кажется, приходят к мысли, что теперь все встало на свои места, но у клиник, которые были пролицензированы по «терапевтической косметологии» остаются сомнения.

Вид деятельности тот же, а название - другое! И тем более, тут появляется Письмо Росздравнадзора, которое рубит ситуацию с плеча.

Итак, на дворе май 2013. Год как индустрия живет в ожидании и вот это напряженное состояние разрешается обращением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 16 и-490/13 «О соблюдении законодательства при лицензировании медицинской деятельности».

Большая часть этого документа содержит последовательные ссылки на законы и постановления, которые вот уже год каждый толковал по своему, но сквозь эти юридические узоры вырисовывается главное - лицензию надо переоформлять в том случае, если название вида деятельности не совпадает с новым перечнем.

Итак, клиники косметологии должны заняться переоформлением? Опасение предприятий эстетической медицины вызвал даже не сам факт того, что надо снова носиться по инстанциям с документами (к этому как раз в России все привыкли), дело в том, что начавшееся переоформление привело бы к санитарной чистке отрасли. Новую лицензию на косметологию пришлось бы получать в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология"».

Требования приказа невыполнимы для многих учреждений, которые открывались ранее, и им было достаточно одного кабинета косметологии, а теперь их в приказе - восемь, и разные лицензирующие органы готовы (видно, по доброте душевной!) согласиться на три или четыре из них. То есть, по сути, старый формат салонов красоты в поле закона перестает существовать!

Более того, времени на то, чтобы подготовиться к новому порядку вещей у бизнес-сообщества практически не было. Приказ № 381н был принят в апреле 2012 года, а в январе 2013 году вступил в силу. Восемь месяцев на то, чтобы переформатировать бизнес!

Для примера скажем, что, например, Регламент № 1223/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О косметической продукции» был принят в 2009 году, а вступил в силу в 2013. Четыре года было дано предпринимателям, чтобы принять новые условия и подготовиться к ним.

Но мы идем своим путем. И Росздравнадзор через два месяца после принятия приказа № 121н заявляет, что «уполномочен принимать меры административного воздействия в отношении подконтрольных юридических лиц».

Более того, все те лицензии, что были получены в период между апрелем 2012 и мартом 2013 (помните пару 291-121н?) будут взяты под личный контроль для того, чтобы убедиться в их достоверности.

То есть, лицензии, полученные в это безвременье, подвешены в воздухе, их законность все еще под вопросом!

На фоне самых различных трактовок официальных документов в регионах лицензирование приняло абсолютно креативный формат:
  • затягивались сроки лицензирования: чиновники надеялись, что появится какое-то более четкое указание, владельцы клиник вынуждены были откладывать начало работы и несли убытки;
  • предъявлялись новые требования, например, обязательное наличие всего оборудования, перечисленного в Порядке по косметологии, хотя в концепции клиники могло и вообще не быть аппаратных методик;
  • возникли разные требования об обязательном количестве рабочих помещений: так в Москве можно получить лицензию, имея три кабинета косметологии, в Московской области - четыре, в регионах пока достаточно и двух. При этом в СанПиН 2.1.3.2630-10 для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, есть таблица с функциональным назначением кабинетов, и выходит, что двух действительно достаточно - один для врачебного приема и манипуляций плюс процедурный!

По сути, сам процесс лицензирования был дискредитирован возможностью толковать правила по-своему. О коррупционной составляющей мы даже не говорим!

27 июня 2013 г. по инициативе Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения было организовано заседание Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.

Характерно, что о подзаконных актах, связанных с лицензированием, одинаково страстно говорили и представители частной медицины, и руководители государственных и муниципальных учреждений.

Наиболее часто произносились слова «коллапс» и «паралич». И они точно характеризовали положение дел в системе лицензирования медицинской деятельности.

Росздравнадзор отмолчался. Минздрав отреагировал. Его представитель на заседании Экспертного совета сказал, что переоформлять лицензии в связи с появлением приказа № 121н нет необходимости, и в ближайшие дни появится письмо Минздрава, которое все расставит по своим местам.

Разъяснения появились еще через месяц. 23 июля 2013 г. Минздрав опубликовал письмо № 12-3/10/2-5338, в котором сообщил, что существует переходный период, утвержденный частью 15 статьи 100 Федерального закона № 323-ФЗ:

«Лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока».

Отсюда в письме Минздрава делается вывод, что издание приказа Минздрава России № 121н не влечет за собой необходимость переоформления лицензий на осуществление медицинской деятельности.

Да, но опять же, только в том случае, если отсутствуют основания, установленные частью 1 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ.

То есть речь идет не о буквальном соответствии старому или новому перечню, а именно о том, продолжает ли клиника оказывать те же услуги, что и раньше. Новыми же будут считать только те, что перечислены в Перечне, но клиника их раньше не выполняла.

То есть, переоформления не будет, как и было сказано в начале статье!

Можно облегченно вздохнуть?

Да, как говорят врачи, отпустило. Но на очень короткое время.

До первых проверок. Потому что Росздравнадзор и прокуратура всерьез намерены проверять соответствие деятельности клиник лицензионному законодательству.

Вот выдержка из отчета Генеральной прокуратуры:

"в рамках надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения прокурорами выявлено около 22 тыс. нарушений, в целях устранения которых принесено более 140 протестов на незаконные правовые акты, внесено свыше 3,4 тыс. представлений, в суды направлено около 2,5 тыс. заявлений. В результате прокурорского вмешательства к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 4,2 тыс. и 700 лиц соответственно, возбуждено более 45 уголовных дел. В целях недопущения нарушений закона прокурорами объявлено более 50 предостережений".

С учетом актуальности рассматриваемого вопроса надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения остается под постоянным контролем Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

А вот пример того, как действует Росздравнадзор:

В Пензенской области при проверке в ООО «Врачебная косметология “Космомед”» сотрудники Росздравнадзора не увидели в полном объеме необходимого медицинского оборудования для оказания помощи по косметологии в соответствии со стандартом оснащения, утвержденным приказом Минздрава от 18 апреля 2012 г. № 381.

Клинике выдано предписание об устранении нарушений в кратчайший срок – две недели!

И тему соответствия услуг Перечню продолжил Минфин, разъяснивший ситуацию с освобождением от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских услуг.

Да, НДС не надо платить, если услуги, оказываемые клиникой, входят в вид деятельности, на который получена лицензия. Также, кстати, возможен налоговый вычет для пациентов, которые могут предоставить в налоговый орган справку об оплате, но выплаты будут зависеть от того, есть ли у клиники лицензия на данные услуги.

Обратите внимание, у нас появляется еще один контролер - сам пациент, желающий вернуть часть денег за услуги.

Подведем итоги: вне зависимости от того, что будет писать в разного рода документах: Минздрав, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, - времена меняются.

И серьезное отношение к косметологии, как к отрасли медицины, становится нормой, не только законодательной, но и житейской.

Поделиться

Подписаться на ежедневный дайджест 1nep.ru

Возврат к списку

Другие статьи по темам

Химические пилинги. Теория и практика Статьи Химические пилинги. Теория и практика
Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента? Статьи Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента?
Качество и безопасность косметологических услуг Статьи Качество и безопасность косметологических услуг

Читайте также

Fotona анонсировала открытие учебного центра Fotona анонсировала открытие учебного центра
Начаты испытания препарата для приема внутрь для лечения псориаза Начаты испытания препарата для приема внутрь для лечения псориаза
Порядок ознакомления с медицинской документацией Порядок ознакомления с медицинской документацией

Комментарии (0)

Войти по логину портала 1nep.ru или с помощью
img img