Логотип 1nep.ru
facebook vk.com youtube
Регистрация
Статьи

Шкалы оценки эстетических результатов. Часть 2. Обзор существующих методов и материалов

3586
Шкалы оценки эстетических результатов. Часть 2. Обзор существующих методов и материалов

Каковы самые популярные шкалы, объективно измеряющие успешность или неуспешность эстетических процедур? Рассматриваем 9 самых популярных опросников, их плюсы и минусы для специалис...

Специалистам

На момент написания статьи наиболее подходящими для применения в эстетике и дальнейшего анализа признаны 9 инструментов. Они отобраны на основании критериев, рассмотренных в первой части публикации - Шкалы оценки эстетических результатов - необходимый инструмент специалиста.

Специальные шкалы для использования в пластической хирургии:

1. Шкальный опросник оценки тяжести редукционной маммопластики состоит из 39 пунктов, охватывающих 5 сфер: физическое состояние, низкая самооценка, физическая боль, негативное социальное взаимодействие, внешний вид. Разработанная при участии фокус-групп и подвергнутая экспертизам, эта анкета обладает высокими психометрическими характеристиками. Однако существует мнение, что исследование ее валидности с участием 101 человека недостаточно. Кроме того, эту шкалу критикуют за слишком пристальное внимание, уделенное физическим и психологическим симптомам, и отсутствие пунктов для оценки шрамов и боли.

2. Опросник для выявления связанных с состоянием груди симптомов состоит из 13 пунктов и разработан для пациентов, прошедших операцию по уменьшению груди. Эта анкета позволяет измерить 2 параметра.
  • Первый из них – показатель симптомов, связанных с грудью – вычисляется как сумма значений всех 13 пунктов.
  • Второй – показатель физических симптомов – это сумма 7 пунктов.

Эта анкета также была разработана c участием фокус-групп и экспертной оценки, поэтому обладает приемлемыми значениями психометрических характеристик. В настоящее время этот опросник вытеснен из практики анкетой BREAST-Q и Шкальным опросником оценки тяжести редукционной маммопластики, тем не менее, он остается лаконичным и простым, несмотря на критические замечания по поводу слишком сильного акцента на болевые симптомы.

3. BREAST-Q – анкета из 91 пункта, предназначенная для опроса пациентов, прошедших через реконструкцию, уменьшение груди, мастопексию, удаление опухолей молочных желез и мастэктомию. Анкета состоит из 5 частей: удовлетворённость грудью, общий результат, медицинское наблюдение, психологическое и сексуальное самочувствие. При разработке BREAST-Q применялись результаты интервьюирования пациентов, фокус-группы, литературные обзоры, экспертные советы и когнитивные интервью. Затем анкета прошла тщательную проверку на достоверность и полностью соответствует требованиям FDA. BREAST-Q получила широкое распространение и использована во многих научных работах. Несмотря на то, что 91 вопрос анкеты, ответы на которые требуют как минимум 10 минут, считаются вполне приемлемыми для пациентов, она, возможно, требует переработки в более сжатую версию.

Шкалы, используемые в дерматологии и косметологии

4. Шкала Деррифорда изначально содержала 59 пунктов, однако позднее их количество было сокращено до 24. Первая версия шкалы была разработана на основе многочисленных опросов пациентов, обзоров литературы и экспертных заключений и обладает превосходными психометрическими свойствами. Анкета состоит из 5 частей: общее самосознание, социальное самосознание, сексуальное и телесное самосознание, негативное представление о себе и отношение к собственному лицу. Короткая форма из 24 пунктов тоже демонстрирует хорошие психометрические свойства. Обе анкеты могут применяться для оценки результатов разнообразных косметических операций, однако, по мнению некоторых специалистов, такая многосторонность может сказываться на эффективности этих инструментов, а некоторые из пунктов могут быть неуместны для определенных операций.

В настоящее время большое количество исследователей сходится во мнении, что шкала Деррифорда была актуальна несколько лет назад и относится к шкалам прошлого поколения.

[Harris D, Carr A. The Derriford Appearance Scale( DAS59): a new psychometric scale for the evaluation of patients with disfigurements and aestetic problems of appearance. Br J Plast Surg 2001; 54: 216-22]

5. Оценка влияния шрамов на пациента - это анкета из 37 пунктов, предназначенная для применения как в общей практике, так и в специализированных клиниках косметической хирургии и дерматологии. Эта анкета разработана на основе опросов пациентов и когнитивных интервью и состоит из двух параграфов: «Симптомы» и «Качество жизни». Этот инструмент оценки обладает хорошими психометрическими характеристиками, однако не тестировался на предмет эффективности, а выборка для исследования его валидности была малочисленной (103 человека).

6. Опросник для оценки шрамов (PSAQ) - это анкета из 39 пунктов, предназначенная для опроса пациентов, в том числе с косметическими шрамами. Этот опросник разработан на основе опросов пациентов, литературных обзоров, экспертных оценок и когнитивных интервью и охватывает 5 аспектов: внешний вид шрамов, их симптомы, отношение к ним пациента, удовлетворенность внешним видом шрамов и удовлетворенность их симптомами. Данный инструмент оценки уже протестирован на достаточно большой выборке из 667 человек, тем не менее, он подлежит дальнейшему анализу и, вероятно, содержит лишние пункты.

7. Skindex - берет свое начало от инструмента оценки качества жизни пациентов с заболеваниями кожи, включающего 61 пункт. Позднее были разработаны 2 более короткие его версии: из 29 вопросов в 1997 году и 16 вопросов в 2001. Анкета Skindex применялась в различных исследованиях, от общей дерматологии до инъекций ботулинотоксина и кожных злокачественных новообразований. Версия Skindex-61 разработана при помощи фокус-групп с участием пациентов, медсестер и врачей и включает в себя 7 параграфов: «Негативный эффект», «Самооценка», «Беспокойство», «Физический дискомфорт», «Физические ограничения», «Самосознание», «Интимные отношения». Версия из 29 пунктов также демонстрирует хорошие психометрические характеристики, была протестирована на группе из 508 пациентов и охватывает три аспекта: «Эмоции», «Симптомы» и «Физическая деятельность». И, наконец, эффективность Skindex-16 была подтверждена в ходе исследования с участием 541 пациента. Эта анкета состоит из тех же параграфов, что и Skindex-61. Целью разработки самой короткой версии было снизить нагрузку на пациента и при этом сохранить значения психометрических показателей. Все три варианта Skindex нашли применение в научных исследованиях.

Особое внимание специалистов хочется обратить на перспективные шкалы, которые имеют лаконичный интерфейс, просты в использовании, прошли большое количество испытаний и доказали свою эффективность для оценки результатов в эстетической медицине, в том числе в дерматокосметологии при использовании инвазивных и малоинвазивных методов коррекции.

8. Опросник удовлетворенности процедурой коррекции морщин включает 14 пунктов и состоит из двух частей: удовлетворенность эффективностью процедуры и удовлетворенность процедурой в целом. Анкета разработана на основе опросов пациентов, фокус-групп и экспертных оценок и обладает достойными психометрическими свойствами. Этот опросник достаточно быстр и прост в использовании, однако одним из его недостатков считается ограниченность сфер его применения.

9. Шкала удовлетворенности видом лица FACE-Q – шкала удовлетворенности видом лица считается «ядром» системы оценки FACE-Q, она прошла тщательную процедуру проверки достоверности и демонстрирует отличные психометрические качества. Шкала удовлетворенности видом лица FACE-Q полностью соответствует требованиям FDA и с большой вероятностью получит широкое применение в будущих исследованиях.

Это одна из самых перспективных шкал, существующих на настоящий момент.

Поделиться

Подписаться на ежедневный дайджест 1nep.ru

Возврат к списку

Другие статьи по темам

Химические пилинги. Теория и практика Статьи Химические пилинги. Теория и практика
Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента? Статьи Пять волшебных «НЕТ», или Как не спугнуть пациента?
Качество и безопасность косметологических услуг Статьи Качество и безопасность косметологических услуг

Читайте также

Компания NeoStrata получила две награды от журналов Sytlist и Harper `s Bazaar Компания NeoStrata получила две награды от журналов Sytlist и Harper `s Bazaar
Компания Medica Forte объявила о сотрудничестве с NuvesseMD Компания Medica Forte объявила о сотрудничестве с NuvesseMD
Рождество со SkinCeuticals. В новый год с чистым лицом. Рождество со SkinCeuticals. В новый год с чистым лицом.

Комментарии (0)

Войти по логину портала 1nep.ru или с помощью
img img