Логотип 1nep.ru
facebook vk.com youtube
Регистрация

Письмо Минздравсоцразвития России от 13 июля 2011 г.

Дата вступления в силу: 02.08.2011 1762 Приказы МинЗдрава
Руководителям образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных Минздравсоцразвития России Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации 

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н специальность «Восстановительная медицина» исключена из перечня специальностей Номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (в указанной части приказ вступает в силу с 1 января 2012 года). 

Координационный совет по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития России 20.05.2011 г. рекомендовал образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственным Минздравсоцразвития России, учебные планы профессиональной переподготовки по специальностям «Физиотерапия», «Рефлексотерапия», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», разработанные Российской медицинской академией последипломного образования при участии главного внештатного специалиста по медицинской реабилитации Минздравсоцразвития России Г.Е.Ивановой, для подготовки врачей, имеющих сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина». 

В связи с этим Минздравсоцразвития России предлагает в срок до 1 января 2012 года организовать обучение врачей-специалистов, имеющих специальность «Восстановительная медицина», для обеспечения их последующей деятельности в должностях врача-физиотерапевта, врача-рефлексотерапевта, врача по лечебной физкультуре, врача по спортивной медицине, врача мануальной терапии, по соответствующим образовательным программам. 

Министерство предлагает обеспечить лицам, обучающимся в ординатуре по специальности «Восстановительная медицина» как на бюджетной, так и на внебюджетной основе, возможность выбора и получения иной специальности до окончания срока обучения с соответствующей корректировкой индивидуальных планов обучения. 

Обращаем внимание, что для специалистов, принятых на должность «Врач по восстановительной медицине» до вступления в силу приказов Минздравсоцразвития России об исключении специальности «Восстановительная медицина» и должности «Врач по восстановительной медицине», сохраняется наименование указанной должности. 

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет учебные планы профессиональной переподготовки по специальностям «Физиотерапия», «Рефлексотерапия», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия» для подготовки врачей- специалистов, имеющих сертификат по специальности «Восстановительная медицина», рекомендованные для использования Координационным советом по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития России. 

Приложение: на л. в 1 экз. 
Заместитель Министра 
В.И.Скворцова 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессиональной переподготовки кадров (ПП)
по направлению

«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА» МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования 

«РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

Цель: овладение теоретическими знаниями, умениями и навыками по всем разделам лечебной физкультуры и спортивной медицины, необходи¬мыми для самостоятельной работы по специальности «Лечебная физкуль¬тура и спортивная медицина». 

Категория слушателей: врачи с высшим медицинским образованием по специальностям «Педиатрия», «Лечебное дело», имеющие послевузовское образование по одной из специальностей: «Неврология», «Педиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Общая врачебная практика», «Скорая медицинская помощь», а также сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина». 

Срок обучения: 576 часов, 16 недель, 4 месяца 
Форма обучения: с отрывом от работы 
Режим занятий: 6 час. в день.

Код

п/п

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего, часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практичес­кие, лабо­раторные, семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Организация лечебной физкультуры

5

1

4

тестовый контроль

2.

Организация спортивной медицины

5

1

4

тестовый контроль

3.

Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности

14

4

10

зачет

4.

Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки. Гигиена физических упражнений

6

2

4

зачет

5.

Определение и оценка физического развития

7

5

2

зачет

6.

Функциональные методы исследования в спортивной медицине и лечебной физкультуре

41

25

16

зачет

7.

Средства и формы лечебной физкультуры и реабилитации

30

18

12

зачет

8.

Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней

57

29

37

зачет

9.

Лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата

30

10

20

зачет

10.

Лечебная физкультура в хирургии и нейрохирургии

14

10

4

зачет

11.

Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

43

18

25

зачет

12.

Лечебная физкультура в акушерстве и гине­кологии

25

9

16

зачет

13.

Лечебная физкультура в стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, оф­тальмологии, оториноларингологии

20

10

10

зачет

14.

Лечебная физкультура в педиатрии

60

26

34

зачет

15.

Врачебный контроль за занимающимися физической культурой

24

20

4

зачет

16.

Спортивная медицина

57

35

22

зачет

17.

Заболевания и травмы у спортсменов

31

21

10

зачет

18.

Система восстановления и повышения спор­тивной работоспособности

20

10

10

зачет

19.

Массаж

59

20

39

зачет

20

Дополнительная программа

13

4

9

Итоговый контроль

6

6

Итого:

576

278

298

Всего:

576

278

298

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования 
«РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
профессиональной переподготовки кадров (ПП)
по направлению

«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА» 

Цель: овладение теоретическими знаниями, умениями и навыками по всем разделам лечебной физкультуры и спортивной медицины, необходи¬мыми для самостоятельной работы по специальности «Лечебная физкуль¬тура и спортивная медицина». 

Категория слушателей: врачи с высшим медицинским образованием по базовым специальностям «060101 Лечебное дело» и «060103 Педиатрия», имеющие послевузовское образование по одной из специальностей: «Неврология», «Педиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Общая врачебная практика», «Скорая медицинская помощь», а также сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина». 

Срок обучения: 504 час, 14 недель, 3,5 мес. 
Форма обучения: с отрывом от работы 
Режим занятий: 6 час. в день.

Код

п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего, часов

Лекции

В том числе

Форма контроля

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практичес­кие, лабо­раторные, семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Организация лечебной физкультуры

5

1

4

тестовый контроль

1.1

Организация реабилитации больных и ин­валидов

2

2

1.2

Медицинская этика и деонтология

1

1

1.3

Санитарно-просветительная работа

2

2

2.

Организация спортивной медицины

5

1

4

тестовый контроль

2.1

Организационные основы спортивной ме­дицины

2

2

2.2

Медицинская этика и деонтология

1

1

2.3

Санитарно-просветительная работа

2

2

3.

Анатомо-физиологические основы мышечной деятельности

14

4

10

зачет

3.1

Физиология физических упражнений

4

2

2

3.2

Биохимия мышечной деятельности

4

2

2

3.3

Динамическая анатомия

6

6

4.

Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки. Гигиена физических упражнений

6

2

4

зачет

4.1

Теория и методика физического воспитания

2

2

4.2

Основы спортивной тренировки

2

2

4.3

Гигиена физических упражнений и спортив­ных сооружений

2

2

5.

Определение и оценка физического развития

7

5

2

зачет

5.1

Определение физического развития и методы оценки

7

2

5

6.

Функциональные методы исследования в спортивной медицине и лечебной физкультуре

41

25

18

зачет

6.1

Функциональные исследования системы кровообращения при физических нагрузках

20

10

12

6.2

Функциональные исследования дыхательной системы при физических нагрузках

9

2

7

6.3

Функциональные исследования нервно-мышечной системы при физических нагрузках

8

2

6

6.4

Методы биохимического и иммунологического контроля в спорте

4

2

2

7.

Средства и формы лечебной физкультуры и реабилитации

30

18

12

зачет

7.1

Метод физической реабилитации и его характерные особенности

2

2

7.2

Систематизация физических упражнений в лечебной физкультуре

6

2

4

7.3

Формы физической реабилитации

2

2

7.4

Лечебно-оздоровительные формы физкультуры

6

2

4

7.5

Психофизическая тренировка

6

2

4

7.6

Мануальная терапия позвоночника и суставов

4

4

7.7

Спорт инвалидов

4

2

2

8.

Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней

57

29

37

зачет

8.1

Физическая реабилитация больных с забо­леваниями сердечно-сосудистой системы

24

6

18

8.2

Физическая реабилитация больных с забо­леваниями органов дыхания

10

4

6

8.3

Физическая реабилитация больных с забо­леваниями органов пищеварения

9

4

5

8.4

Физическая реабилитация больных с забо­леваниями обмена

9

4

5

8.5

Физическая реабилитация больных с забо­леваниями почек и мочевыводящих путей

6

2

4

8.6

Физическая реабилитация больных лучевой болезнью

2

2

2

9.

Лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата

30

10

20

зачет

9.1

Физическая реабилитация больных при травмах опорно-двигательного аппарата

10

4

6

9.2

Физическая реабилитация больных с за­болеваниями опорно-двигательного аппа­рата

10

4

6

9.3

Физическая реабилитация больных с де­формацией опорно-двигательного аппара­та

6

6

9.4

Лечебная физкультура при травмах и за­болеваниях челюстно-лицевой области

4

2

2

10.

Лечебная физкультура в хирургии и нейрохирургии

24

10

14

зачет

10.1

Физическая реабилитация при хирургиче­ском лечении больных

12

2

10

10.2

Физическая реабилитация больных в ней­рохирургии

12

2

10

11.

Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

43

18

25

зачет

11.1

Физическая реабилитация больных при бо­лезнях центральной нервной системы

20

6

14

11.2

Физическая реабилитация больных при заболеваниях и травмах периферической нервной системы

14

4

10

11.3

Массаж в реабилитации неврологических больных

9

5

4

12.

Лечебная физкультура в акушерстве и гине­кологии

25

9

16

зачет

12.1

Физические упражнения в акушерстве

10

2

8

12.2

Физическая реабилитация больных в гине­кологии

12

2

10

12.3

Массаж в акушерстве и гинекологии

3

3

13.

Лечебная физкультура в стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, оф­тальмологии, оториноларингологии

20

10

11

зачет

13.1

Лечебная физкультура при заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области

8

2

6

13.2

Лечебная физкультура в офтальмологии

6

2

4

13.3

Лечебная физкультура в оториноларинго­логии

6

2

4

14.

Лечебная физкультура в педиатрии

60

25

35

зачет

14.1

Организация лечебной физкультуры в детских лечебно-профилактических учре­ждениях

4

2

2

14.2

Анатомо-физиологические особенности развития детей

4

2

2

14.3

Методика лечебной физкультуры у детей

4

2

2

14.4

Функциональные исследования у детей при занятиях лечебной физкультурой

6

4

2

14.5

Лечебная физкультура при заболеваниях внутренних органов у детей

8

6

2

14.6

Лечебная физкультура при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей

6

4

2

14.7

Лечебная физкультура при деформации опорно-двигательного аппарата у детей

8

2

6

14.8

Лечебная физкультура в детской хирургии

4

2

2

14.9

Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

8

2

6

14.10

Физическое воспитание и лечебная физкультура у недоношенных детей

4

2

2

14.11

Лечебная физкультура в детской офтальмологии

4

2

2

15.

Врачебный контроль за занимающимися физической культурой

24

20

4

зачет

15.1

Врачебный контроль за физическим воспитанием

12

2

10

15.2

Врачебный контроль при занятиях оздоро­вительными формами физической культуры

12

2

10

16.

Спортивная медицина

57

35

22

зачет

16.1

Медико-биологические проблемы отбора в спорте

3

2

1

16.2

Диспансеризация спортсменов

10

4

6

16.3

Углубленное медицинское обследование спортсменов

6

2

4

16.4

Тестирование физической работоспособ­ности

6

2

4

16.5

Врачебно-педагогические наблюдения

6

2

4

16.6

Врачебный контроль за детьми и подрост­ками, занимающимися спортом

6

2

4

16.7

Роль врача в управлении тренировочным процессом

6

2

4

16.8

Антидопинговый контроль

2

2

16.9

Питание спортсменов

4

2

2

16.10

Биоритмы в спорте

2

2

16.11

Медико-биологическое обеспечение спортсменов в условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований

6

2

4

17.

Заболевания и травмы у спортсменов

31

21

10

зачет

17.1

Профилактика заболеваний спортсменов

2

2

17.2

Физическое перенапряжение сердечно­сосудистой системы

8

2

6

17.3

Физическое перенапряжение других сис­тем организма спортсменов

8

2

6

17.4

Медицинская и спортивная реабилитация больных спортсменов

5

2

3

17.5

Спортивные травмы

8

2

6

18.

Система восстановления и повышения спор­тивной работоспособности

20

10

10

зачет

18.1

Характеристика утомления и восстановле­ния при интенсивной мышечной работе

6

2

4

18.2

Методы восстановления спортивной рабо­тоспособности

14

8

6

19.

Массаж

59

20

39

зачет

19.1

Общие основы массажа

12

4

8

19.2

Лечебный массаж

22

10

12

19.3

Спортивный массаж

16

4

12

19.4

Массаж у детей

9

2

7

20

Дополнительная программа

13

4

9

Итоговый контроль

6

6

Итого:

576

278

298

Всего:

576

278

298

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

профессиональной переподготовки кадров (ПП)
по направлению

«РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ»

Цель: овладение слушателями полным объемом теоретических знаний и практических навыков по всем разделам программы, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-рефоексотерапевта. 

Категория слушателей: врачи с высшим медицинским образованием по базовой специальности «060101 Лечебное дело», «060105 Педиатрия», имеющие послевузовское образование по одной из специальностей «Неврология» «Педиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Общая врачебная практика», «Скорая медицинская помощь», а также сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина». 

Срок обучения: 576 часов, 16 нед., 4 мес. 
Форма обучения: с отрывом от работы 
Режим занятий: 6 час. в день.

Код

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего, часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практичес­кие, лабо­раторные, семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Основы социальной гигиены иорганизации службы рефлексо- 
терапевтической помощи 
в Российской Федерации

16

8

8

тестовый контроль

2.

Организация рефлексотерапевтического отделения (кабинета), аппаратура, техника безопасности

12

6

6

тестовый контроль

3.

Анатомические и 
физиологические
 основы 
рефлексотерапии

30

16

14

тестовый контроль

4.

Общие основы 
рефлексотерапии

42

12

30

тестовый контроль

5.

Методы рефлексотерапии

118

34

84

промежуточный экзамен

6.

Методы традиционной и аппаратной рефлексодиагностики

30

8

22

зачет

7.

Рефлексотерапия

в неврологии

34

8

26

зачет

8.

Рефлексотерапия внутренних болезней

26

6

20

тестовый контроль

9.

Рефлексотерапия

в педиатрии

26

6

20

тестовый контроль

10.

Рефлексотерапия в анестезиологии, хирургии, травматологии,ортопедии

28

6

22

зачет

11.

Рефлексотерапия 
в геронтологии и 
гериатрии

26

4

22

тестовый контроль

12.

Рефлексотерапия

в наркологии

26

4

22

тестовый контроль

13

Рефлексотерапия

всексопатологии

28

6

22

тестовый контроль

14

Рефлексотерапия

в косметологии и пластической хирургии

18

4

14

тестовый контроль

15

Рефлексотерапия в акушерстве и гинекологии

20

8

12

тестовый контроль

16

Рефлексотерапия в офтальмологии, стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, оториноларингологии

20

8

12

тестовый контроль

17.

Рефлексотерапия

в медицине катастроф

18

6

12

тестовый контроль

18.

Рефлексотерапия в дерматовенерологии

16

4

10

тестовый контроль

19.

Аппаратные методы рефлексотерапии

22

6

18

тествый контроль

20

Дополнительная программа

16

4

12

21

Итоговый контроль 

6

0

6

Всего:

576

164

412

Итого:

576

164

412

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования 
«РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
профессиональной переподготовки кадров (ПП)
по направлению 

«РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ» 

Цель: овладение слушателями полным объемом теоретических знаний и практических навыков по всем разделам программы, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-рефоексотерапевта

Категория слушателей: врачи с высшим медицинским образованием по базовой специальности «060101 Лечебное дело», «060105 Педиатрия», имеющие послевузовское образование по одной из специальностей «Неврология» «Педиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Общая врачебная практика», «Скорая медицинская помощь», а также сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина». 

Срок обучения: 576 часов, 16 нед., 4 мес. 
Форма обучения: с отрывом от работы 
Режим занятий: 6 час. в день.

Код

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего, часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практичес­кие, лабо­раторные, семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Основы социальной гигиены иорганизации службы рефлексо- 
терапевтической помощи 
в Российской Федерации

16

8

8

тестовый контроль

1.1.

Организация специализированных видов медицинской помощи

2

2

0

1.2.

Назначение и структура рефлексотерапевтической службы

2

2

0

1.3

Основные показатели деятельности рефлексотерапевтических учреждений

4

0

4

1.4.

Страхование, страховая медицина, платная медицина

2

2

0

1.5.

Планирование и организация последипломного обучения по рефлексотерапии

2

2

0

1.6

Медицинская психология. Этика и деонтология врача

2

0

2

1.7.

Правовые основы здравоохранения

2

0

2

2.

Организация рефлексотерапевтического отделения (кабинета), аппаратура, техника безопасности

12

6

6

тестовый контроль

2.1

Организация рефлексотерапевтического отделения (кабинета)

2

0

2

2.2.

Аппаратура, техника безопасности при организации рефлексотерапевтического отделения (кабинета) и при проведении процедур

10

6

4

3.

Анатомические и 
физиологические
 основы 
рефлексотерапии

30

16

14

тестовый контроль

3.1

Традиционные преставления об особенностях анатомо-физиологического строения тела человека

10

6

4

3.2

Современные подходы к обоснованию анатомо-физиологических основ рефлексотерапии

20

10

10

4.

Общие основы 
рефлексотерапии

42

12

30

тестовый контроль

4.1

Современные представления о меридианах

38

8

30

4.2

Общетеоретические основы механизм а действия и лечебного использования рефлексотерапии

2

2

0

4.3

Осложнения рефлексотерапии и методы их купирования

2

2

0

5.

Методы рефлексотерапии

118

34

84

промежуточный экзамен

5.1

Иглорефлексотерапия

72

24

48

5.2

Прижигание

8

2

6

5.3

Цубо-терапия

8

2

6

5.4

Точечный массаж

14

2

12

5.5

Аурикулотерапия

16

4

12

6.

Методы традиционной и аппаратной рефлексодиагностики

30

8

22

зачет

6.1

Клинический рефлексодиагностический осмотр

4

2

2

6.2

Пульсовая диагностика

8

2

6

6.3

Диагностика по Акабане

2

0

2

6.4

Аппаратные методы рефлексодиагностики

16

4

12

7.

Рефлексотерапия

в неврологии

34

8

26

зачет

7.1

Рефлексотерапия при заболеваниях центральной нервной системы

14

4

10

7.2

Рефлексотерапия при заболеваниях периферической нервной системы

14

4

10

7.3

Рефлексотерапия при травматических повреждениях нервной системы

6

0

6

8.

Рефлексотерапия внутренних болезней

26

6

20

тестовый контроль

8.1

Рефлексотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

4

2

2

8.2

Рефлексотерапия при заболеваниях органов дыхания

4

2

2

8.3

Рефлексотерапия при заболеваниях органов пищеварения

4

0

4

8.4

Рефлексотерапия при заболеваниях почек и мочевыводящих путей

2

0

2

8.5

Рефлексотерапия при заболеваниях суставов, позвоночника и соединительной ткани

4

0

4

8.6

Рефлексотерапия при заболеваниях эндокринной системы и обмена веществ

4

0

4

8.7

Рефлексотерапия при профессиональных заболеваниях

4

2

2

9.

Рефлексотерапия

в педиатрии

26

6

20

тестовый контроль

9.1

Принципы и особенности рефлексотерапии в педиатрии

2

2

0

9.2

Рефлексотерапия при заболеваниях сердечно- сосудистой системы у детей и подростков

4

2

2

9.3

Рефлексотерапия при заболеваниях органов дыхания у детей и подростков

4

0

4

9.4

Рефлексотерапия при заболеваниях органов пищеварения у детей и подростков

4

0

4

9.5

Рефлексотерапия при хирургических заболеваниях у детей и подростков

4

0

4

9.6

Рефлексотерапия при травматических и ортопедических заболеваниях у детей и подростков

4

0

4

9.7.

Рефлексотерапия при заболеваниях нервной системы

4

2

2

10.

Рефлексотерапия в анестезиологии, хирургии, травматологии,ортопедии

28

6

22

зачет

10.1

Рефлексотерапия как метод обезболивания и анестезии

10

2

8

10.2

Рефлексотерапия при хирургических заболеваниях

8

2

6

10.3

Рефлексотерапия при травматических и ортопедических заболеваниях

10

2

8

11.

Рефлексотерапия 
в геронтологии и 
гериатрии

26

4

22

тестовый контроль

11.1

Особенности рефлексотерапии в пожилом и старческом возрасте

16

2

14

11.2

Рефлексотерапия в профилактике старения организма человека

10

2

8

12.

Рефлексотерапия в наркологии

26

4

22

тестовый контроль

13

Рефлексотерапия всексопатологии

26

6

20

тестовый контроль

13.1

Рефлексотерапия в лечении сексуальных расстройств у мужчин

20

4

16

13.2

Рефлексотерапия в лечении сексуальных расстройств у женщин

6

2

4

14

Рефлексотерапия

в косметологии и пластической хирургии

18

4

14

тестовый контроль

15

Рефлексотерапия в акушерстве и гинекологии

20

8

12

тестовый контроль

15.1

Рефлексотерапия в лечении воспалительных процессов женской половой сферы

10

4

6

15.2

Рефлексотерапия при гормональных нарушениях

10

4

6

16

Рефлексотерапия в офтальмологии, стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, оториноларингологии

20

8

12

тестовый контроль

16.1

Рефлексотерапия в офтальмологии

8

4

4

16.2

Рефлексотерапия в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии

6

2

4

16.3

Рефлексотерапия в оториноларингологии

6

2

4

17.

Рефлексотерапия в медицине катастроф

18

6

12

тестовый контроль

17.1

Рефлексотерапия неотложных состояний

8

4

4

17.2

Особенности рефлексотерапии в медицине катастроф

10

2

8

18.

Рефлексотерапия в дерматовенерологии

16

4

10

тестовый контроль

18.1

Особенности рефлексотерапии в лечении кожной патологии

12

4

8

18.2

Возможности использования, показания и противопоказания в лечении венерологических заболеваний

4

2

2

19.

Аппаратные методы рефлексотерапии

22

6

18

зачет

19.1

Локальные аппаратные методы воздействия на БАТ

14

4

10

19.2

Общерефлекторные аппаратные методы в рефлексотерапии

10

2

8

20

Дополнительная программа

16

4

12

21

Итоговый контроль 

6

0

6

Всего:

576

164

412

Итого:

576

164

412

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования 
«РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессиональной переподготовки кадров (ПП)
по направлению 

«МАНУАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ» 

Цель: овладение основными теоретическими и клиническими представлениями по специальности "мануальная терапия", базовыми навыками мануальной диагностики и лечения в объеме квалификационных характеристик врача мануального терапевта. 

Категория слушателей: врачи с высшим медицинским образованием по специальностям «Педиатрия», «Лечебное дело», имеющие послевузовское образование по одной из специальностей: «Неврология», «Педиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Общая врачебная практика», «Скорая медицинская помощь», а также сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина». 

Срок обучения: 576 часов ,16 недель, 4 месяца. 
Форма обучения: с отрывом от работы. 
Режим занятий: по 6 часов.

Код

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего, часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практичес­кие, лабо­раторные, семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Организационные и гигиенические основы мануальной терапии

4

2

2

2.

Анатомические, биомеханические и физиологические основы

мануальной терапии

10

10

зачет

3.

Общие принципы мануальной терапии

124

82

42

экзамен

4.

Методологические основы мануальной терапии

170

72

98

зачет

5.

Клинические принципы мануальной терапии

62

28

34

зачет

6.

Мануальная терапия в системе медицинской реабилитации

8

4

4

зачет

7.

Применение мануальной терапии при патологии позвоночника

46

22

24

зачет

8.

Применение мануальной терапии при патологии суставов

26

16

10

зачет

9.

Применение мануальной терапии в педиатрии

12

8

4

зачет

10.

Применение мануальной терапии в смежных клинических специальностях

36

22

14

11.

дополнительная программа

72

21

51

Итоговый контроль

6

6

Итого:

576

287

289

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования 
«РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
цикла профессиональной переподготовки (ПП)
по направлению

«МАНУАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ» 

Цель: овладение основными теоретическими и клиническими представлениями по специальности "мануальная терапия", базовыми навыками мануальной диагностики и лечения в объеме квалификационных характеристик врача мануального терапевта. 

Категория слушателей: врачи с законченным высшим медицинским образованием по базовым специальностям «060103 Педиатрия», «060101 Лечебное дело» после окончания интернатуры, ординатуры или аспирантуры, имеющие послевузовское образование по специальностям: «Неврология», «Педиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Общая врачебная практика», «Скорая медицинская помощь», а также сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина».

Срок обучения: 576 часов,16 недель, 4 месяца. 
Форма обучения: с отрывом от работы. 
Режим занятий: по 6 часов.

Код

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего, часов

Лекции

В том числе

Форма контроля

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практичес­кие, лабо­раторные, семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Организационные и гигиенические основы мануальной терапии

4

2

2

1.1

Теоретические основы социальной гигиены

и организации здравоохранения в РФ

0,5

0,25

0,25

1.2

Основы организации службы

мануальной терапии в Российской Федерации

0,5

0,25

0,25

1.3

Правовые основы здравоохранения в РФ

0,5

0,25

0,25

1.4

Программа диспансеризации населения, профилактика СПИД, санитарное просвещение

0,5

0,25

0,25

1.5

Основы медико-социальной экспертизы у больных с заболеваниями позвоночника,

суставов конечностей и смежной патологией

0,5

0,25

0,25

1.6

Вопросы медицинской психологии, этики и деонтологии в профессиональной деятельности врача мануального терапевта

0,5

0,25

0,25

1.7

Основы функционирования

бюджетно-страховой медицины

0,5

0,25

0,25

1.8

Организация последипломного обучения врачей (повышение квалификации) по мануальной терапии

0,5

0,25

0,25

2.

Анатомические, биомеханические и физиологические основы

мануальной терапии

10

10

зачет

2.1

Анатомические основы мануальной терапии

2

2

2.2

Общая физиология нервной системы

2

2

2.3

Физиология вегетативной нервной системы и регуляция вегетативных функций

2

2

2.4

Физиология высшей нервной деятельности

2

2

2.5

Биомеханика человека. Функциональная система аппарата движения, механизмы ее регуляции

2

2

3.

Общие принципы мануальной терапии

124

82

42

экзамен

3.1

Базовые представления мануальной терапии, клинической дисциплины неврологического профиля

4

4

3.2

Этиопатогенетические представления мануальной терапии

2

2

3.3

Задачи и методы мануальной терапии.

Понятия мобилизации и манипуляции

4

4

3.4

Техника мануальной терапии

8

4

4

3.5

Принципы и правила формирования

конкретных приемов и методик

мануальной терапии

4

2

2

3.6

Система противопоказаний

4

2

2

3.7

Клиническое обследование больных в мануальной терапии. Принципы постановки неврологического топического диагноза

72

48

24

3.8

Принципы ортопедической диагностики в мануальной терапии

12

10

2

3.9

Принципы рентгенологической диагностики в мануальной терапии

12

4

8

3.10

Дифференциально-диагностические принципы

в мануальной терапии

2

2

4.

Методологические основы

мануальной терапии

170

72

98

экзамен

4.1

Общие принципы мануальной терапии

4

2

2

4.2

Общий осмотр в мануальной терапии

4

2

2

4.3

Приемы исследования шейного отдела позвоночника, шейно-затылочного перехода

10

2

8

4.4

Приемы исследования пояса и отдельных сегментов верхних конечностей

4

2

2

4.5

Приемы исследования грудного отдела позвоночника, грудины и ребер

8

2

6

4.6

Исследование внутренних органов в мануальной терапии

2

1

1

4.7

Приемы исследования поясничного, крестцового и копчикового отделов позвоночника

8

2

6

4.8

Приемы исследования сегментов пояса и отдельных сегментов нижних конечностей

4

2

2

4.9

Исследование надсистемных биомеханических комплексов распространения волн пассивных движений. Дополнительные диагностические эффекты в мануальной терапии

2

1

1

4.10

Принципы мобилизационных методов мануальной терапии

4

2

2

4.11

Приемы мобилизации двигательных сегментов шейного отдела позвоночника,

шейно-затылочного перехода

18

8

10

4.12

Приемы мобилизации двигательных сегментов грудного отдела позвоночника, грудины, ребер и шейно-грудного перехода

18

8

10

4.13

Приемы мобилизации двигательных сегментов пояса и отдельных сегментов верхних конечностей

4

2

2

4.14

Приемы мобилизации двигательных сегментов пояснично-крестцового отдела и копчика

18

4

14

4.15

Приемы мобилизации двигательных сегментов висцеральной сферы

2

1

1

4.16

Приемы мобилизации двигательных сегментов пояса и отдельных сегментов нижних конечностей

2

1

1

4.17

Мягкотканные и мышечные техники мануальной терапии

4

2

2

4.18

Общие принципы манипуляционных методов мануальной терапии

4

2

2

4.19

Приемы манипуляции на двигательных сегментах шейного отдела позвоночника,

шейно-затылочного перехода

10

4

6

4.20

Приемы манипуляции на двигательных сегментах

плечевого пояса и верхних конечностей

2

1

1

4.21

Приемы манипуляции на двигательных сегментах грудного отдела позвоночника, грудине, ребрах, шейно-грудном и пояснично-грудном переходах

8

4

4

4.22

Приемы манипуляции на двигательных сегментах пояснично-крестцового отдела

8

2

6

4.23

Приемы манипуляции на двигательных сегментах тазового пояса и нижних конечностей

2

1

1

4.24

Сочетание мануальной терапии с другими методами медицинской реабилитации

2

2

4.25

Медикаментозное лечение в мануальной терапии

4

4

4.26

Анализ новых и альтернативных направлений

мануальной терапии

4

2

2

4.27

Рефлексотерапия в мануальной терапии

4

2

2

4.28

Принципы формирования алгоритма комплексного лечения в клинической практике мануальной терапии

2

2

5.

Клинические принципы мануальной терапии

62

28

34

зачет

5.1

Остеохондроз позвоночника

6

4

5.2

Вертеброгенные радикулопатии

14

4

10

5.3

Вертеброгенные болевые синдромы

10

4

6

5.4

Миофасциальные боли

8

4

4

5.5

Системные и наследственные спондилопатии

4

2

2

5.6

Функциональные деформации позвоночника

2

2

5.7

Структурные деформации позвоночника

4

2

2

5.8

Ревматоидные поражения позвоночника и суставов

8

2

6

5.9

Висцеральные нарушения при патологии позвночника

8

4

4

6.

Мануальная терапия в системе медицинской реабилитации

8

4

4

6.1

Симптоматическое применение мануальной терапии в смежных специальностях.

Принципы, правила и ограничения

8

4

4

7.

Применение мануальной терапии при патологии позвоночника

46

22

24

зачет

7.1

Основные патофизиологические нарушения при болезнях периферической нервной системы вертеброгенной этиологии

4

4

7.2

Клинические формы болезней нервной системы вертеброгенной этиологии в соответствии с уровнем поражения позвоночника

12

6

6

7.3

Диагностика остеохондроза позвоночника, сопровождающегося болезнями нервной системы

14

6

6

7.4

Мануальные лечебные техники

при неврологических проявлениях остеохондроза позвоночника

10

2

8

7.5

Сочетание мануальной терапии

с другими методами лечения

4

2

2

8.

Применение мануальной терапии при патологии суставов

26

16

10

зачет

8.1

Особенности нозологических форм в артрологии

4

2

2

8.2

Общие принципы оказания помощи при патологии суставов

2

2

8.3

Тактика мануального терапевта

в ортопедической и артологической клинике

2

2

8.4

Методология мануального лечения в ортопедической и артрологической клинике

5

2

3

8.5

Использование мануальной терапии в ортопедической и артрологической клинике

5

2

3

8.6

Техника мануального мышечного тестирования при патологии суставов

2

2

8.7

Мануальная терапия при миофасциальных болях

4

4

9.

Применение мануальной терапии в педиатрии

12

8

4

зачет

9.1

Мануальная терапия при заболеваниях органов дыхания у детей

2

1

1

9.2

Мануальная терапия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей

2

1

1

9.3

Мануальная терапия при заболеваниях органов пищеварения у детей

2

1

1

9.4

Мануальная терапия при заболеваниях мочевыделительной системы у детей

1

1

9.5

Мануальная терапия при заболеваниях периферической нервной системы у детей

3

2

1

9.6

Мануальная терапия при органических заболеваниях центральной нервной системы

у детей

1

1

9.7

Мануальная терапия при неврозах и неврозоподобных состояниях у детей

1

1

10.

Применение мануальной терапии в смежных клинических специальностях

36

22

14

10.1

Мануальная терапия в пульмонологии

4

2

2

10.2

Мануальная терапия

при сердечно-сосудистой патологии

6

4

2

10.3

Мануальная терапия при патологии пищеварительной системы

4

2

2

10.4

Мануальная терапия в акушерстве и гинекологии

4

2

2

10.5

Мануальная терапия в урологии

1

1

10.6

Мануальная терапия в сексопатологии

1

1

10.7

Мануальная терапия при патологии эндокринной системы

1

1

10.8

Мануальная терапия в оториноларингологии

1

1

10.9

Мануальная терапия в офтальмологии

1

1

10.10

Мануальная терапия в дерматологии

1

1

10.11

Мануальная терапия в спортивной медицине

1

1

10.12

Мануальная терапия

и профессиональные болезни

4

2

2

10.13

Мануальная терапия и проблемы экстренной и неотложной помощи

2

1

1

10.14

Мануальная терапия в стоматологии

2

1

1

11

Дополнительная программа

72

10

10

52

11.1

приемы релаксации околосуставных мышц (10-12 ч)

12

2

2

8

11.2

мануальное мышечное тестирование

24

6

4

14

11.3

прикладная кинезиология

36

8

4

24

Итоговый контроль

6

6

Итого:

504

266

232

Всего:

504

266

232

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования 
«РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессиональной переподготовки кадров (ПП)
по направлению

«ФИЗИОТЕРАПИЯ» 

Цель: овладение слушателями полным объемом теоретических знаний и практических навыков по всем разделам программы, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-физиотерапевта 

Категория слушателей: врачи с высшим медицинским образованием по базовой специальности «060101 Лечебное дело», «060105 Педиатрия» после окончания интернатуры, ординатуры или аспирантуры, имеющие послевузовское образование по специальностям: «Неврология», «Педиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Общая врачебная практика», «Скорая медицинская помощь», а также сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина». 

Срок обучения: 576 часов, 16 нед., 4 мес. 
Форма обучения: с отрывом от работы 
Режим занятий: 6 час. в день.

Код

п/п

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего, часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практичес­кие, лабо­раторные, семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Организация физиотерапевтической службы в России

20

8

12

зачет

2.

Организация физиотерапевтического отделения (кабинета), аппаратура техника безопасности

22

6

0

16

зачет

3.

Теоретические основы физиотерапии и курортной терапии

8

4

0

4

зачет

4.

Физиопрофилактика

6

4

0

2

зачет

5.

Электролечение

130

44

0

86

Экзамен

6.

Светолечение

36

8

0

28

зачет

7.

Лечение механическими воздействиями

32

12

0

20

зачет

8.

Аэрозольтерапия

10

4

0

6

зачет

9.

Водолечение

32

14

0

18

зачет

10.

Лечение теплом и холодом, грязелечение

30

8

0

22

зачет

11.

Пунктурная физиотерапия

12

4

0

8

12.

Курортология

28

8

0

20

зачет

13.

Физиотерапия и курортное лечение больных терапевтического профиля

96

40

0

56

зачет

14

Лечение физическими факторами детей и подростков

44

14

0

30

зачет

15.

Физиотерапия и курортное лечение больных хирургического профиля

48

16

0

32

зачет

16.

Дополнительная программа

16

4

12

Итоговый контроль

6

0

0

6

Экзамен

Итого

576

198

0

378

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования 
«РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
профессиональной переподготовки кадров (ПП)
по направлению 

«ФИЗИОТЕРАПИЯ» 

Цель: овладение слушателями полным объемом теоретических знаний и практических навыков по всем разделам программы, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-физиотерапевта 

Категория слушателей: врачи с высшим медицинским образованием по базовой специальности «060101 Лечебное дело», «060105 Педиатрия», имеющие послевузовское образование по специальностям: «Неврология», «Педиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Общая врачебная практика», «Скорая медицинская помощь», а также сертификат специалиста по специальности «Восстановительная медицина». 

Срок обучения: 576 часа, 16 нед., 4 мес. 
Форма обучения: с отрывом от работы 
Режим занятий: 6 час. в день.

Код

п/п

Наименование разделов дисциплин и тем

Всего, часов

Лекции

В том числе

Форма контроля

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практичес­кие, лабо­раторные, семинарские занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Организация физиотерапевтической службы в России

20

8

0

12

зачет

1.1.

Организация специализированных видов медицинской помощи

2

2

0

0

1.2.

Назначение и структура физиотерапевтической службы

8

2

0

б

1.3

Основные показатели деятельности физиотерапевтических учреждений

2

2

0

0

1.4.

Страхование, страховая медицина, платная медицина

2

2

0

0

1.5.

Планирование и организация последипломного обучения по физиотерапии и курортологи

2

0

0

2

1.6

Медицинская психология. Этика и деонтология врача

2

0

0

2

1.7.

Правовые основы здравоохранения

2

0

0

2

4

2.

Организация физиотерапевтического отделения (кабинета), аппаратура техника безопасности

22

6

0

16

зачет

2.1

Организация физиотерапевтического отделения (кабинета)

16

4

0 -

12

2.2.

Аппаратура, техника безопасности при организации физиотерапевтического отделения (кабинета) и при проведении процедур

6

2

0

4

3.

Теоретические основы физиотерапии и курортной терапии

8

4

0

4

зачет

3.1.

Основы медицинской физики и биофизики

4

4

0

0

3.2.

Современные представления о механизме действия физических факторов

2

0

0

2

3.3.

Общетеоретические основы лечебного использования физических факторов

2

0

0

2

4.

Физиопрофилактика

6

2

0

4

зачет

4.1,

Профилактика в системе здравоохранения

1

1

0

0

4.2.

Преморбидная физиопрофилактика и закаливание организме

2

1

0

1

4.3.

Первичная и вторичная физиопрофилактика

3

0

3

5.

Электролечение

130

44

0

86

Экзамен

5.1.

Постоянный непрерывный ток

28

12

0

16

5.2.

Импульсные токи

40

14

0

26

5.3.

Переменные токи, электрические, электромагнитные и магнитные поля, высокая, ультравысокая и сверхвысокая частота (ВЧ, УВЧ, СВЧ)

44

14

0

30

!

5.4.

Постоянное электрическое поле

6

0

6

5.5.

Аэроионотерапия

6

2

0

4

5.6.

Новые направления в электролечении

6

2

0

4

6.

Светолечение

36

8

0

28

зачет

6.1.

Лечебно-профилактическое применение светолечебных воздействий

20

4

0

16

6,2

Лечебно-профилактическое применение лазеротерапии

16

4

0

12

7.

Лечение механическими воздействиями

32

12

0

20

зачет

7.1.

Вибротерапия

2

1

0

1

7.2.

Баротерапия

4

1

0

3

7.3.

Ультразвуковая терапия

12

6

0

6

7.4.

Массаж

14

4

0

10

8.

Аэрозольтерапия

10

4

0

6

зачет

8.1.

Аэрозольтерапия

4

2

0

2

8.2.

Спелеотерапия, галотерапия

3

1

0

2

8.3.

Озонотерапия

3

1

0

2

9.

Водолечение

32

14

0

18

зачет

9.1.

Гидротерапия

14

6

0

8

9.2.

Бальнеотерапия

18

8

0

10

10.

Лечение теплом и холодом, грязелечение

30

8

0

22

зачет

10.1.

Лечение теплом

8

2

0

6

10.2.

Лечение холодом (Криотерапия)

8

2

0

6

10.3

Грязелечение

14

4

0

10

11.

Пунктурная физиотерапия

12

4

0

8

11.1.

Теоретические и методологические основы рефлексотерапии

6

2

0

4

11,2.

Характеристика методов пунктурной физиотерапии

6

2

0

4

12.

Курортология

28

8

0

20

зачет

12.1.

История развития курортологии

4

2

0

2

12.2.

Организация курортного дела

6

0

0

6

12.3.

Общие принципы санаторно-курортного отбора и лечения

4

2

0

2

12.4,

Курортография

2

0

0

2

12.5.

Основные курортные факторы, их происхождение, классификация

4

2

0

2

12.6.

Бальнеотехника и гидрогеологическая служба курортов

2

0

2

12.7

Медицинская климатология и климатотерапия

6

2

0

4

13.

Физиотерапия и курортное лечение больных терапевтического профиля

96

40

0

56

зачет

13.1.

Физиотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

14

6

0

8

13.2.

Физиотерапия при заболеваниях органов дыхания

10

4

0

6

13.3.

Физиотерапия при заболеваниях органов пищеварения

8

4

0

4

13.4.

Физиотерапия при заболеваниях почек и мочевыводящих путей

8

2

0

6

13.5.

Физиотерапия при заболеваниях суставов, позвоночника и соединительной ткани

10

4

0

6

13.6.

Физиотерапия при заболеваниях эндокринной системы и обмена веществ

8

4

0

4

13.7.

Физиотерапия при нервных и психических заболеваниях

14

6

0

8

13.8.

Физиотерапия при инфекционных заболеваниях и заражений ВИЧ-инфекцией

4

2

0

2

13.9.

Физиотерапия при туберкулезе

2

2

0

0

13.10.

Физиотерапия у онкологических больных

2

0

0

2

13.11.

Физиотерапия при профессиональных заболеваниях

6

2

0

4

13.12.

Физиотерапия при дерматовенерологических заболеваниях

8

4

0

4

13.13

Физиотерапия при лучевых поражениях

2

0

0

2

14

Лечение физическими факторами детей и подростков

44

14

0

30

зачет

14.1.

Принципы и особенности физиотерапии в педиатрии

6

2

0

4

14.2

Физиотерапия при заболеваниях сердечно- сосудистой системы у детей и подростков

6

2

0

4

14.3

Физиотерапия при заболеваниях органов дыхания у детей и подростков

6

2

0

4

14.4

Физиотерапия при заболеваниях органов пищеварения у детей и подростков

6

2

0

4

14.5

Физиотерапия при хирургических заболеваниях у детей и подростков

6

2

0

4

14.6

Физиотерапия при травматических и ортопедических заболеваниях у детей и подростков

8

2

0

6

14.7

Физиотерапия при заболеваниях новорождённых

6

2

0

4

15.

Физиотерапия и курортное лечение больных хирургического профиля

48

16

0

32

зачет

15.1.

Физиотерапия в акушерстве и гинекологии

12

4

0

8

15.2.

Физиотерапия в офтальмологии

4

2

0

2

15.3.

Физиотерапия в оториноларингологии

6

2

0

4

15.4.

Физиотерапия в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии

6

2

0

4

15.5.

Физиотерапия в травматологии и ортопедии

8

2

0

6

15.6.

Физиотерапия в хирургии

8

2

0

6

15.7.

Физиотерапия в урологии

4

2

0

2

16.

Дополнительная программа

16

4

0

12

Итоговый контроль

6

0

0

6

Итого

576

198

0

378


Возврат к списку

Проверь себя
Проверь себя
Регистрационное удостоверение Лекарственные средства
Диплом
Акрихин
реклама

Новости rss

YANDEX DIRECT
реклама

Нити – неэффективно?! Опасно?! Так ли это? Давайте разберемся…

Я доверяю лишь научным обоснованиям и результатам, которые могу самостоятельно отследить в реальном времени.
Это относится ко всем методикам, но раз уж речь зашла о нитевых способах омоложения, ...