Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Письмо Росздравнадзора от 26.08.2013 N 16И-993/13 «О направлении практических рекомендаций о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными служащими...

Дата вступления в силу: 24.02.2014 10294 РосЗдравНадзор

Письмо Росздравнадзора от 26.08.2013 N 16И-993/13
«О направлении практических рекомендаций о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными служащими Росздравнадзора (вместе с "Практическими рекомендациями о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными гражданскими служащими Росздравнадзора"

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения направляет Практические рекомендации о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными гражданскими служащими Росздравнадзора, утвержденные 22.08.2013 Врио руководителем Росздравнадзора, для использования в работе при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Письмо Росздравнадзора от 28.12.2012 N 04И-1306/12 считать утратившим силу.

Врио руководителя
М.А.МУРАШКО

Приложение

Утверждаю
Врио руководителя
Федеральной службой по надзору
в сфере здравоохранения
М.А.МУРАШКО
22 августа 2013 г.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОРЯДКОВ ОКАЗАНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ
СЛУЖАЩИМИ РОСЗДРАВНАДЗОРА

Общие положения

Настоящие практические рекомендации о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными гражданскими служащими Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения подготовлены в целях единообразного применения норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" должностными лицами Росздравнадзора и территориальных органов Росздравнадзора (далее - должностные лица Росздравнадзора) при осуществлении проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи (далее - проверки).

Основной целью проводимых в настоящее время в Российской Федерации мероприятий, направленных на стандартизацию в здравоохранении, является повышение качества и доступности медицинской помощи, решение задач сохранения и укрепления здоровья населения.

Основными задачами стандартизации являются:

  • нормативное обеспечение реализации законодательства в области охраны здоровья граждан;
  • создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, установление научно обоснованных требований к их номенклатуре, объему и качеству;
  • установление требований к условиям оказания медицинской помощи, эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментов, материалов, медикаментов и других компонентов, применяемых в здравоохранении;
  • установление единых требований к лицензированию медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи <1> разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

  • этапы оказания медицинской помощи;
  • правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  • стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Порядки оказания медицинской помощи являются объективной основой стандартизации в здравоохранении.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, и Положению о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 N 1152, за Росздравнадзором закреплена функция государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - государственный контроль).

Государственный контроль осуществляется Росздравнадзором путем проведения, в том числе проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи.

Государственный контроль в части проведения указанных проверок осуществляется следующими должностными лицами Росздравнадзора:
а) руководителем Росздравнадзора, его заместителями;
б) руководителями структурных подразделений Росздравнадзора, их заместителями, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;
в) иными государственными гражданскими служащими Росздравнадзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;
г) руководителем территориального органа Росздравнадзора, его заместителями;
д) руководителями структурных подразделений территориальных органов Росздравнадзора, их заместителями, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;
е) иными государственными гражданскими служащими территориальных органов Росздравнадзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля.

Нормативные правовые документы, регулирующие
соблюдение медицинскими организациями порядков оказания
медицинской помощи

Необходимость исполнения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи регулируется следующими законодательными и нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
  • Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 N 1152 "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")";
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.12.2012 N 1040н "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения";
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 N 1340н "Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности";
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации";
  • приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждающие порядки оказания медицинской помощи.

Планирование проверок

Организация и проведение проверок осуществляется в строгом соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В отношении осуществляющих медицинскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - медицинских организаций) проводятся мероприятия по контролю в форме плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок.

Основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план проведения плановых проверок.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  1. государственной регистрации проверяемого субъекта;
  2. окончания проведения последней плановой проверки проверяемого субъекта.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании утвержденных и согласованных с органами прокуратуры планов.

В отношении видов деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью", плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Внеплановые проверки

Статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены основания для проведения внеплановой проверки, к которым относятся:

  1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2. поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  3. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Порядок проведения проверки

Основанием для начала проверки является приказ руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) о проведении плановой и (или) внеплановой документарной или выездной проверки.

В приказе руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора указываются:

  1. наименование органа государственного контроля (надзора);
  2. фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  3. сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, проверка которого проводится (наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, его место нахождения);
  4. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  5. правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке установленные требования;
  6. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  7. перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  8. перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  9. даты начала и окончания проведения проверки.

Проведение проверки вправе осуществлять только те должностные лица Росздравнадзора, которые указаны в приказе о проведении проверки.

Ответственное должностное лицо Росздравнадзора направляет копию приказа о проведении выездной проверки проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Копия указанного приказа направляется в срок:

  1. при проведении плановой проверки - не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;
  2. при проведении внеплановой проверки - не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения проверки любым доступным способом.

В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) обязан уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Росздравнадзора рассматриваются документы медицинской организации, имеющиеся в распоряжении Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), в том числе акты предыдущих проверок, предписания об устранении выявленных нарушений, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение требований к обеспечению качества и безопасности осуществляемой медицинской организацией деятельностью, Росздравнадзором (территориальным органом Росздравнадзора) направляется в адрес такой медицинской организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса медицинская организация обязана направить в Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя медицинской организации.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в документах, представленных медицинской организацией, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется медицинской организации с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Медицинская организация, представляющая в Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия содержащихся в документах сведений, вправе представить дополнительно в Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах медицинской организации сведения, выполняемые работы, предоставляемые услуги и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения медицинской организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.

Внеплановая выездная проверка может быть проведена только по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности медицинской организации.

При наступлении оснований, предусмотренных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в течение одного дня готовится проект приказа о проведении внеплановой выездной проверки, а также заявления о согласовании проведения внеплановой проверки, <1> которые подписываются руководителем, заместителем руководителя Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора).

В день подписания приказа о проведении внеплановой выездной проверки в целях согласования ее проведения должностное лицо Росздравнадзора, представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К заявлению прилагаются копия приказа руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в течение двадцати четырех часов органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В случае если в результате деятельности медицинской организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя с приказом руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и условиями ее проведения.

В начале проверки председатель комиссии:
а) представляется руководителю медицинской организации (уполномоченному должностному лицу медицинской организации), при представлении им документа, подтверждающего его полномочия, предъявляет служебное удостоверение и копию приказа о проведении проверки;
б) представляет других членов комиссии;
в) знакомит руководителя медицинской организации (уполномоченное должностное лицо медицинской организации) с задачами проверки и программой ее проведения;
г) уточняет перечень необходимых документов и сведений для проведения проверки;
д) распределяет объем работы при проведении проверки между членами комиссии;
е) устанавливает время ежедневного пребывания членов комиссии в здании и других служебных помещениях проверяемой медицинской организации в течение срока проверки с учетом действующего в организации режима работы.

Сроки проведения проверок

Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Росздравнадзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверок в отношении медицинской организации, которая осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению медицинской организации, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Права членов комиссии при проведении проверки

При проведении проверок должностные лица Росздравнадзора при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя или его заместителя о проведении проверки имеют право:
а) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к компетенции Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора);
б) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в сфере охраны здоровья граждан научные и иные организации, ученых и специалистов;
в) беспрепятственно получать доступ на территорию проверяемых медицинских организаций либо в используемые ими при осуществлении медицинской деятельности здания, строения, сооружения и помещения, а также к используемым ими оборудованию, подобным объектам и транспортным средствам. При воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемых организаций и индивидуальных предпринимателей этими должностными лицами составляется акт;
г) осуществлять с оформлением соответствующих протоколов отбор проб и образцов материалов и организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи;
д) снимать копии с документов, необходимых для проведения государственного контроля, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
е) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения обязательных требований в соответствии с установленными полномочиями Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора);
ж) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора).

Ограничения при проведении мероприятий по контролю

Члены комиссии не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к предмету проверки;
б) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых медицинских организаций либо их представителей;
в) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
г) распространять информацию, охраняемую законом и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) превышать установленные сроки проведения проверки.

Алгоритм проведения проверки соблюдения медицинскими
организациями порядков оказания медицинской помощи

При проведении проверки необходимо:
а) рассмотреть документы и материалы, характеризующие организацию работы и оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи;
б) рассмотреть и проанализировать жалобы граждан, связанные с оказанием им медицинской помощи, в том числе содержащие сведения о непредоставлении информации о возможности оказания медицинской помощи;
в) осуществить осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий;
г) дать оценку соблюдению порядков оказания медицинской помощи, в том числе в части:

  • требований к организации деятельности организаций (их структурных подразделений, врачей), индивидуальных предпринимателей;
  • стандартов оснащения;
  • рекомендуемых штатных нормативов;

д) провести экспертизу качества медицинской помощи, оказанной пациенту.

Рассмотрение документов и материалов,
характеризующих организацию работы и оказание медицинской
помощи в соответствии с требованиями порядков оказания
медицинской помощи

1. При проверке соблюдения порядков оказания медицинской помощи следует оценить:

а) организацию этапности оказания медицинской помощи, для чего запрашиваются и изучаются:

  • нормативный акт органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, регламентирующий внедрение порядков оказания медицинской помощи с определением вида, профиля, уровня медицинской помощи для данной медицинской организации в структуре трехуровневой системы;
  • нормативный акт органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации или муниципального образования, регламентирующий территориальное планирование первичной медико-санитарной помощи, госпитализацию пациентов в медицинские организации (применительно к объекту проверки), маршрутизацию, медицинскую эвакуацию;

б) организацию деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача), для чего запрашиваются и изучаются:

  • устав медицинской организации;
  • лицензия на осуществление медицинской деятельности;
  • утвержденную структуру медицинской организации в соответствии с порядком (порядков - для многопрофильных медицинских организаций) оказания медицинской помощи;
  • приказ о назначении руководителя медицинской организации;
  • положения о структурных подразделениях в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;
  • должностные инструкции медицинского персонала;
  • нормативные документы медицинской организации, регулирующие объем помощи в соответствии с региональной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (доступность на стендах для пациентов), порядок госпитализации (для стационарных учреждений);
  • нормативные документы медицинской организации, определяющие порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • нормативный акт, регламентирующий порядок организации и осуществления дистанционного консультирования больных, перевода больных в медицинские организации более высокого уровня (включая санитарный транспорт и бригады для медицинской эвакуации, оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи);
  • документы медицинской организации, определяющие порядок отбора и направления больных для получения высокотехнологичной медицинской помощи;
  • нормативный акт медицинской организации, регламентирующий состав медицинских бригад, осуществляющих медицинскую помощь в течение суток в сравнении с фактическим графиком работы (состав и квалификация бригады специалистов должны обеспечивать в соответствии с режимом работы медицинской организации выполнение лечебно-диагностических процедур, указанных в порядке оказания медицинской помощи);
  • приказ по медицинской организации, определяющий порядок создания и деятельности врачебной комиссии и соответствие его содержания требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н;
  • план-график заседаний врачебной комиссии медицинской организации;
  • журнал заседаний врачебной комиссии медицинской организации;
  • отчет председателя врачебной комиссии о работе комиссии (ежеквартальный, ежегодный);
  • документы, отражающие разработку в медицинской организации мер для повышения качества лечебно-диагностической работы и снижения летальности, и их практическую реализацию;
  • материалы, характеризующие проведенные мероприятия, направленные на повышение квалификации медицинского персонала по вопросам диагностики и лечения больных;
  • материалы, отражающие проведенные мероприятия по внедрению в практику работы новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
  • материалы, характеризующие проведенные мероприятия по санитарно-просветительной работы с больными, направленной на ознакомление с вопросами профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни;
  • материалы, направленные на повышение качества ведения учетной и отчетной медицинской документации, соблюдение сроков предоставления отчетов о деятельности медицинской организации, сборе данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством;
  • документы, подтверждающие осуществление медицинской организацией иных функций, возложенных на нее законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) соответствие набора помещений требованиям, предъявляемым порядками оказания медицинской помощи и Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", путем осмотра используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территории (при выявлении несоответствия информация передается в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека соответствующего субъекта Российской Федерации);

г) исполнение стандарта оснащения медицинской организации и ее структурных подразделений, в этих целях:

  • запрашивается и изучается оборотная ведомость по основным средствам (перечень оборудования, имеющегося на балансе медицинской организации или находящегося в пользовании на другом законном основании);
  • проверяется наличие (номер и дата выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии помещений для эксплуатации оборудования, использующего источники ионизирующего излучения, санитарным правилам и нормам;
  • проводится проверка в местах размещения данного оборудования во всех структурных подразделениях соответствующего профиля;
  • для контроля за оборотом медицинских изделий по их наименованию в соответствие с Государственным реестром могут быть запрошены:
    - регистрационные удостоверения (с указанием номера и даты выдачи);
    - серийный номер и год выпуска;
  • проверяются документы, характеризующие организацию технического обслуживания медицинского оборудования:
    - наличие в штате инженера;
    - наличие договора на техническое обслуживание (номер и срок действия договора, наименование обслуживающей организации, номер и дата выдачи ей лицензии, наличие и дата акта технического обслуживания медицинского оборудования);
    - данные о поверке средств измерений медицинского назначения (номер и дата свидетельства, наименование органа метрологического контроля, дата проведения последней поверки);
  • выясняются причины простоя медицинского оборудования (отсутствие лицензии, ремонт помещения, ремонт оборудования, отсутствие запасных частей и расходных материалов, отсутствие обученного персонала, отсутствие пациентов, др.);

д) выполнение медицинской организацией (ее структурными подразделениями) рекомендуемых штатных нормативов, для чего запрашиваются и изучаются:

  • штатное расписание на текущий год, утвержденное руководителем медицинской организации;
  • сведения об укомплектованности физическими лицами;
  • трудовые договоры, должностные инструкции;
  • документы, характеризующие уровень профессионального образования врачей и среднего медицинского персонала, и его соответствие занимаемым должностям.

2. При анализе работы медицинской организации с обращениями граждан, связанными с оказанием им медицинской помощи, в том числе содержащими сведения о непредоставлении информации о возможности оказания медицинской помощи, необходимо затребовать и изучить:

  • приказы медицинской организации, регламентирующие работу с обращениями граждан;
  • журнал личного приема граждан руководителем медицинской организации;
  • материалы рассмотрения обращений граждан за определенный период (квартал, год);
  • документы, характеризующие меры, принятые в медицинской организации при подтверждении фактов, изложенных в обращениях граждан.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется акт по установленной форме. Выводы, указанные в акте, должны быть аргументированы с указанием законодательных и нормативных правовых документов, требования которых нарушены, и соответствовать выявленным нарушениям. При наличии нарушений составляется предписание.

К акту проверки прилагаются объяснения работников медицинской организации, на которых возлагается ответственность за нарушение установленных требований, а также иные, связанные с результатами проверки документы, подтверждающие выявленные нарушения (или их копии). Перечень прилагаемых документов отражается в акте проверки.

Акт проверки оформляется в двух экземплярах непосредственно после ее завершения, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю медицинской организации, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя медицинской организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Росздравнадзоре либо в территориальном органе Росздравнадзора.

В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется в данный орган прокуратуры. Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) имеет право размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет решения и предписания, принятые в процессе осуществления государственного контроля и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.

Действия должностных лиц при выявлении нарушений

В ходе проведения проверок установлена обязанность должностных лиц Росздравнадзора (территориальных органов Росздравнадзора) по применению мер в случае выявления фактов нарушения медицинской организацией установленных требований.

Данные меры определены статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которой, в случае выявления при проведении проверки нарушений, должностные лица обязаны:

  1. выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
  2. принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Контроль исполнения предписания об устранении
выявленных нарушений

После окончания проверки должностными лицами Росздравнадзора (территориальных органов Росздравнадзора) осуществляется контроль исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, который включает в себя:

  • контроль срока предоставления информации об устранении выявленных нарушений;
  • контроль полноты и качества предоставленной информации.

В случае своевременного и полного предоставления информации (позволяющей установить в полной мере исполнение медицинской организацией указанных в предписании обязательных требований) проверка считается законченной, материалы по проверке архивируются.

В случае если сведения, содержащиеся в документах, представленных в распоряжение Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), не позволяют оценить исполнение медицинской организацией обязательных требований, либо сведения отсутствуют, Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) вправе провести выездную проверку по основаниям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Также действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения в установленный срок. Статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение, в общеправовом порядке, в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. При этом применение административного наказания не освобождает от исполнения тех обязательств, за несоблюдение которых оно установлено, и требований, сформулированных в предписании.

Оформление журнала учета мероприятий по контролю

В журнале учета мероприятий по контролю, которые ведут медицинские организации, должностным лицом Росздравнадзора производится запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, проводившего проверку, дате, времени проведения проверки, ее правовых основаниях, целях, задачах и предмете, выявленных нарушениях, составленных протоколах об административных правонарушениях и выданных предписаниях.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенной проверки, делается соответствующая запись.

Приложение N 1

ОРГАНИЗАЦИЯ
ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Медицинская помощь оказывается в виде:

  • первичной медико-санитарной помощи;
  • скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи;
  • специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

2. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах и предусматривает:

  • первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
  • первичную врачебную медико-санитарную помощь;
  • первичную специализированную медико-санитарную помощь.
    - первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается медицинскими работниками со средним медицинским
  • образованием в амбулаторных условиях.

На этапе доврачебной медико-санитарной помощи проводятся манипуляции, входящие в компетенцию среднего медицинского персонала, и определяется срочность направления к врачу.
- первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-терапевтами участковыми цехового врачебного участка по территориально-участковому принципу амбулаторно и в условиях дневного стационара медицинской организации.

При отсутствии показаний к оказанию медицинской помощи в условиях стационара врач-терапевт участковый, врач общей практики, врач-участковый цехового врачебного участка направляют больного в кабинеты специалистов медицинской организации для оказания первичной специализированной медицинской помощи (кардиолог, невролог и т.д.).

В рамках оказания первичной медико-санитарной помощи при обострении заболеваний, не опасных для жизни больного и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций организуется отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
- первичная специализированная медико-санитарная помощь больным оказывается врачами-специалистами, а в случае их отсутствия врачами-терапевтами.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно в условиях кабинетов медицинских организаций субъектов Российской Федерации и в федеральных медицинских организациях по направлению врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), врачей-терапевтов участковых цехового врачебного участка, врачей-специалистов других профилей, при самостоятельном обращении больного в медицинскую организацию, а также при дистанционном консультировании больных с использованием информационных технологий.

При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь по профилю.

В случае отсутствия показаний к специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, больной возвращается под наблюдение врача-специалиста, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейный врач), врача-терапевта участкового цехового врачебного участка в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара в соответствии с рекомендациями по лечению.

Решение о необходимости направления больного для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи принимается врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, с привлечением при необходимости врачей-специалистов разных профилей.

3. Специализированная медицинская помощь оказывается в условиях стационара или в условиях дневного стационара по направлению врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), врачей-терапевтов участковых цехового врачебного участка, врачей-специалистов разных профилей, при поступлении больного по скорой медицинской помощи, а также при самостоятельном обращении больного в медицинскую организацию.

Специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь больным оказывается в медицинских организациях, имеющих в своем штате врачей-специалистов необходимого профиля, методы диагностики и лечения.

При наличии у беременной и/или плода заболевания, при котором необходимо оказание неотложной специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилю, беременную необходимо госпитализировать в медицинскую организацию, имеющую лицензию на оказание медицинской помощи, включая работы (услуги) по основному профилю и по профилю "акушерство и гинекология".

Решение о необходимости госпитализации беременной принимается консилиумом врачей с участием врача-специалиста, врача-акушера-гинеколога.

Отбор и подготовка больных для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется на этапе первичной медико-санитарной помощи и/или первичной специализированной медико-санитарной помощи.

При отсутствии показаний к оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, больной продолжает лечение в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.

Оказание специализированной медицинской помощи больным в федеральных медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляется при необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствием эффекта от проводимой терапии и (или) повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, высоком риске лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний, необходимости дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями, при необходимости повторной госпитализации по рекомендации указанных федеральных медицинских организаций.

Направление больных для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные медицинские организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи, приведенном в приложении к Порядку организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2010 N 243н.

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи является одним из этапов оказания медицинской помощи больным. При наличии у больного медицинских показаний для оказания высокотехнологичной медицинской помощи направление больного в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2011 N 1689н.

Медицинские организации, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь должны отвечать требованиям, предъявляемым к оснащению.

После завершения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара медицинской организации, больному на руки выдается выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного с результатами проведенного обследования и лечения, рекомендациями по дальнейшей тактике обследования и лечения.

Продолжение лечения (госпитальный этап восстановительного лечения) осуществляется в условиях стационара, дневного стационара или амбулаторных условиях медицинских организаций субъекта Российской Федерации, оказывающих специализированную медицинскую помощь по профилю.

Реабилитация пациентов, получивших специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, проводится в условиях стационара (в отделениях восстановительного лечения или отделениях реабилитации медицинских организаций, санаторно-курортных организациях, осуществляющих свою деятельность по профилю) или амбулаторно.

Отбор больных на санаторно-курортный этап лечения осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 256 "О порядке медицинского отбора и направления пациентов на санаторно-курортное лечение", а также в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2009 N 138н "О порядке организации работы по распределению путевок и направлению пациентов из организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные организации, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России".

4. Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь оказывается при экстренных и неотложных состояниях вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь больным, требующим срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи".

Скорая медицинская помощь оказывается фельдшерами, врачами бригад скорой медицинской помощи пациентам, требующим срочного медицинского вмешательства, включая применение высокотехнологичной медицинской помощи, и обеспечивает, в том числе, проведение мероприятий по устранению угрожающих жизни состояний и дальнейшую транспортировку пациента в ближайшую медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях и имеющую в своей структуре необходимое отделение и палаты реанимации и интенсивной терапии.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи в полном объеме. Медицинская эвакуация включает в себя санитарно-авиационную и санитарную авиацию.

В регионах, имеющих отдаленные (доставка больного в медицинскую организацию занимает более 2 часов) или недоступные для автомобильного транспорта населенные пункты, при медицинских организациях субъекта Российской Федерации, оказывающих специализированную помощь в экстренном и неотложном режиме и имеющих в своем составе все необходимые структурные подразделения, рекомендуется создание специализированной (санитарно-авиационной) службы скорой медицинской помощи и оборудование взлетно-посадочной полосы (вертолетной площадки).

Для более точной диагностики экстренного/неотложного состояния (заболевания), выбора тактики лечения и обоснованности госпитализации, бригадами скорой медицинской помощи могут быть использованы современные информационные технологии для дистанционных консультаций и передачи данных обследований.

Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных с заболеваниями и угрожающими жизни состояниями в медицинские организации, оказывающие круглосуточную медицинскую помощь по профилю заболевания.

При отсутствии в субъекте Российской Федерации санитарно-авиационной службы скорой специализированной медицинской помощи, больные из отдаленных и труднодоступных населенных пунктов с экстренными и неотложными заболеваниями (состояниями) госпитализируются в ближайшую медицинскую организацию, имеющую в своем составе палату реанимации и интенсивной терапии или отделение анестезиологии-реанимации.

После устранения угрожающих жизни состояний больной переводится в медицинскую организацию, оказывающую специализированную помощь в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю заболевания.

Перевод больного может быть осуществлен, в том числе с использованием санитарной и санитарно-авиационной эвакуации.

Перевод больного осуществляется с использованием автомобиля скорой помощи класса "C", оснащенного в соответствии со стандартом оснащения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 N 752.

Все этапы оказания медицинской помощи больным предусматривают использование современных информационных технологий, в том числе телемедицины.

Приложение N 2

ПЕРЕЧЕНЬ ПОРЯДКОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

N N п/п

Наименование порядка оказания медицинской помощи

Дата и номер приказа, утвердившего порядок

1.

Порядок оказания скорой медицинской помощи (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 N 179

2.

Порядок оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля

Приказ Минздравсоцразвития России от 02.04.2010 N 206н

3.

Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий

Приказ Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н

4.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология-оториноларингология"

Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 155н

5.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях

Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2011 N 1496н

6.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология"

Приказ Минздравсоцразвития России от 18.01.2012 N 17н

7.

Порядок оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях

Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н

8.

Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 363н

9.

Порядок оказания педиатрической помощи

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н

10.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология"

Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н

11.

Порядок оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями

Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 521н

12.

Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению

Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н

13.

Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения

Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н

14.

Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению

Приказ Минздрава России от 30.08.2012 N 107н

15.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская кардиология"

Приказ Минздрава России от 25.10.2012 N 440н

16.

Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "ревматология"

Приказ Минздрава России от 25.10.2012 N 441н

17.

Порядок оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты

Приказ Минздрава России от 25.10.2012 N 442н

18.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия"

Приказ Минздрава России от 30.10.2012 N 555н

19.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская онкология"

Приказ Минздрава России от 31.10. 2012 N 560н

20.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская урология-андрология"

Приказ Минздрава России от 31.10.2012 N 561н

21.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская хирургия"

Приказ Минздрава России от 31.10.2012 N 562н

22.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)"

Приказ Минздрава России от 31.10.2012 N 567н

23.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)"

Приказ Минздрава России от 01.11.2012 N 572н

24.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "клиническая фармакология"

Приказ Минздрава России от 02.11.2012 N 575н

25.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология и иммунология"

Приказ Минздрава России от 07.11.2012 N 606н

26.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

Приказ Минздрава России от 08.11.2012 N 689н

27.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "торакальная хирургия"

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 898н

28.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология"

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 899н

29.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "ревматология"

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 900н

30.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия"

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 901н

31.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 902н

32.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология"

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 905н

33.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "гастроэнтерология"

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 906н

34.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "урология"

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 907н

35.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология"

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 908н

36.

Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология"

Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 909н

37.

Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями

Приказ Минздрава России от 13.11.2012 N 910н

38.

Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях

Приказ Минздрава России от 13.11.2012 N 911н

39.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 915н

40.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "пульмонология"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 916н

41.

Порядок оказания медицинской помощи больным с врожденными и (или) наследственными заболеваниями

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 917н

42.

Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 918н

43.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 919н

44.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 920н

45.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "неонатология"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 921н

46.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 922н

47.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 923н

48.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "дерматовенерология"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 924н

49.

Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми химическими отравлениями

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 925н

50.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 926н

51.

Об утверждении порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 927н

52.

Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 928н

53.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "наркология"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 929н

54.

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "гематология"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 930н

55.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нейрохирургия"

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 931н

56.

Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 932н

57.

Порядок проведения профилактического медицинского осмотра

Приказ Минздрава России от 06.12.2012 N 1011н

58.

Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "неврология"

Приказ Минздрава России от 14.12.2012 N 1047н

59.

Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению

Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1343н

60.

Порядок организации медицинской реабилитации

Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н

Возврат к списку