Логотип 1nep.ru
facebook vk.com youtube
Регистрация
Array
(
    [FOLDER] => /pro/legislation/explanation/
    [URL_TEMPLATES] => Array
        (
            [news] => 
            [detail] => #ELEMENT_ID#/
            [section] => 
        )

    [VARIABLES] => Array
        (
            [ELEMENT_ID] => 163937
        )

    [ALIASES] => Array
        (
        )

)
Общества защиты прав потребителя
13.07.2011
1
972
Общественные организации по защите прав потребителей основной своей задачей считают проверку предприятий, оказывающих услуги населению. Все ли они имеют на это полномочия?
Общественные организации по защите прав потребителей основной своей задачей считают проверку предприятий, оказывающих услуги населению. Все ли они имеют на это полномочия?

Как оказалось – нет. Статья 45 Закона Российской Федерации О защите прав потребителей определяет права общественных объединений в области защиты прав потребителей.

Так, общественные объединения потребителей вправе:
  • участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
  • проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
  • распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
При этом, общественные организации не включены в Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и поэтому не подчиняются тем требованиям, которые предъявляются ко всем остальным контролирующим органам. Может быть поэтому отдельные общественные организации по защите прав потребителей своей основной деятельностью считают проверки предприятий, а не все остальные функции, которые прописаны в законе О защите прав потребителей.

Можно ли проверить полномочия общественных контролеров и «охладить» их инспекторский пыл? 

Да, можно.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ Об общественных объединениях так определяет общественную организацию:

«Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
Общественная организация должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции, а для регистрации необходимо предоставить устав. Вот именно в уставе и прописываются уставные цели.

То есть, прежде, чем пусть на порог предприятия представителей общественной организации, надо проверить, зарегистрирована ли она в министерстве юстиции и записан ли в ее уставных целях контроль за предприятиями, оказывающими услуги.

Руководитель предприятия вправе потребовать эти документы, поскольку в том же законе Об общественных объединениях записано, что «деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной».

Возврат к списку

Комментарии (0)
Войти как