youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Пептиды в anti-age косметологии. Польза или вред?

25.11.2014
Некрасова Светлана Владимировна
В настоящее время anti-age косметология  -  это одно из наиболее активно развивающихся направлений медицины. Благодаря новейшим достижениям науки в anti-age  косметологию внедряются препараты нового поколения, в состав которых входят пептиды и факторы роста.  Эти препараты способны воздействовать на биохимические процессы, протекающие в организме человека.

Пептиды

В биохимии пептидами принято называть низкомолекулярные фрагменты белковых молекул, состоящие из небольшого числа аминокислотных остатков (от двух до нескольких десятков), соединённых в цепь пептидными связями —C(O)NH—

По данным статьи, опубликованной в журнале о косметической дерматологии (Journal of Cosmetic Dermatology), пептиды модулируют или сигнализируют о большинстве естественных процессов в организме. Другими словами, они являются информационными агентами, «гонцами», которые переносят информацию от одной клетки к другой, осуществляют взаимодействие эндокринной, нервной и иммунной системы. При этом их активность проявляется в очень низких концентрациях (около 10 моль на л), невозможна их денатурация (отсутствует третичная структура), а синтетические пептиды ещё и устойчивы к разрушающему действию ферментов. Это значит, что при малом количестве вводимого препарата пептиды будут выполнять свою функцию длительное время и с высокой эффективностью. Пептиды имеют еще одну важную особенность: их физические свойства, токсичность, способность проникать через кожу, эффективность — все это полностью определяется набором и последова-тельностью входящих в них аминокислот.

Роль пептидов в организме человека

Все клетки организма постоянно синтезируют и поддерживают определенный, функционально необходимый уровень пептидов. Когда происходит сбой в работе клеток, нарушается и биосинтез пептидов (в организме в целом или в отдельных его органах) - либо усиливается, либо ослабевает. Такие колебания возникают, например, при состоянии предболезни и/или болезни – когда организм включает повышенную защиту от нарушения функционального баланса. Таким образом, для нормализации процессов необходимо введение пептидов, благодаря чему организм включает механизм самовосстановления. Ярким примером этого является использование инсулина (пептидный гормон) в лечении сахарного диабета.

Биологическое действие пептидов разнообразно. Для синтеза пептидов наш организм использует только 20 наиболее распростра¬ненных в живой природе аминокислот. Одни и те же аминокислоты присутствуют в различных по структуре и функциям пептидах. Индивидуальность пептида определяется порядком чередования аминокислот в нем. Аминокислоты можно рассматривать как буквы алфавита, при помощи которых, как в слове, записывается информация. Слово несёт информацию, например, о предмете, а последовательность аминокислот в пептиде несёт информацию о построении пространственной структуры и функции данного пептида. Любые, даже незначительные изменения (изменение последовательности и количества аминокислот) в аминокислотном составе пептидов часто приводят к потере одних и возникновению других биологических свойств. Таким образом, опираясь на информацию о биологических функциях пептидов, видя состав и определенную последовательность аминокислот, мы можем с большой уверенностью сказать, каким будет направление его действия. Другими словами для каждого типа ткани подходит свой пептид: для печени – печеночный, для кожи – кожный, пептиды иммунологического действия защищают организм от попавших в него токсинов и так далее.

Среди существующих на данный момент пептидов особую роль в организме человека играют регуляторные пептиды (низкомолекулярныме олигопептиды). Это одна из важнейших систем регуляции и поддержания «гомеостаза». Этот термин, введенный в 30-х годах прошлого столетия американским физиологом У. Кенноном, означает жизненно важное равновесие всех органов. Самыми ценными среди регуляторных пептидов, по мнению ученых, считаются короткие пептиды, имеющие в молекуле не больше 4 аминокислот. Их ценность обусловливается тем, что на них не образуются антитела и тем самым они абсолютно безопасны для здоровья при использовании в качестве лекарственных средств.

Механизм воздействия биорегуляторных пептидов на клетку

Регуляторные пептиды являются одним из видов информонов (специализированные вещества, переносящие информацию между клетками организма). Они представляют собой продукты обмена веществ и составляют обширную группу межклеточных сигнализаторов. Они полифункциональны, но при этом каждый из них высокоспецифичен к определенным рецепторам, а также они способны регулировать образование других регуляторных пептидов.

Регуляторные пептиды оказывают прямое влияние на соотношение делящихся, созревающих, функционирующих и отмирающих клеток, у зрелых клеток пептиды поддерживают необходимый набор ферментов и рецепторов, повышают выживаемость и снижают темп апоптоза клеток. Фактически они создают оптимальный физиологический темп деления клеток. Таким образом, важным отличием этих пептидов является их регулирующее действие: при подавлении функции клетки они её стимулируют, а при повышенной функции – снижают до нормального уровня. На основании этого препараты, изготовленные на основе пептидов, осуществляют физиологическую коррекцию функций организма и рекомендуются для омоложения клеток.

Пептиды в anti-age косметологии

Так как пептиды помимо своих основных функций принимают активное участие в контроле воспаления, меланогенеза и в синтезе протеинов в коже, то их применение в косметологии, на наш взгляд, является неоспоримым фактом. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Дипептид карнозин - пептид антиоксидант (открыт в 1900 году).

1. Является частью естественной антиоксидантной системы организма. Он способен нейтрализовать свободные радикалы и связывать ионы металлов, тем самым защищая липиды клетки от окислительного воздействия. В косметических препаратах он выполняет функцию водорастворимого антиоксиданта.
  2. Ускоряет ранозаживление и контролирует процесс воспаления. Благодаря его действию раны заживают «качественно», без рубцов. Эти свойства карнозина активно используются в косметических препаратах, действие которых направлено на решение проблем поврежденной и воспаленной кожи (например, при лечении угревой болезни), предназначенных для реабилитации после травмирующих процедур (фракционный абляционный фототермолиз, пилинги и др.).
  3. Является эффективным буфером протонов, что мож¬но использовать в средствах для кислотного пилинга. Добавив карнозин, можно не снижать концентрацию кислоты (а значит, сохранить эффективность продукта) и одновременно повысить рН, сделав пилинг менее раздражающим.

Матрикины - пептиды с лифтинг - эффектом

1. Образуются при разрушении структурных белков дермального матрикса (коллагена, эластина и фибронектина) на стадии естественного очищения раны перед тем, как она стала заживать.
  2. Являются аутокринными и паракринными пептидами мгновенного обмена сообщений между клетками и тканями, тем самым запуская и регулируя последовательность всех стадий заживления раневого процесса. Другими словами они сигнализируют фибробластам о разрушении коллагена, эластина, фибронектина, в результате этого фибробласты начинают синтезировать новые белки взамен разрушенных. Очень важно то, что эти процессы происходят не только во время повреждения кожи, но и при её естественном обновлении.

1. Стимулирует синтез коллагена в коже.
  2. Ускоряет процесс заживления ран и лечения рубцов:
    • повышает уровень антиоксидантов в ране, связывает некоторые токсичные продукты перекисного окисления липидов, ограничивает нежелательные проявления воспалительных реакций, тем самым защищает клетки от окислительного стресса, препятствует их повреждению;
    • стимулирует фибробласты к выработке компонентов внеклеточного матрикса кожи, а другие клетки к формированию сосудов на поврежденном участке;
    • обладает противовоспалительной активностью.
  3. Помогает клеткам кожи лучше «общаться» между собой, обмениваясь сигнальными молекулами.
  4. Стимулирует синтез влагоудерживающих молекул дермы — гликозаминогликанов.
  5. Регулирует ремоделирование (реконструкцию) кожи за счет активации активности ферментов, разрушающих матрикс кожи и веществ, которые эти ферменты ингибируют.
  6. При сочетанном использовании с методиками контролируемого повреждения кожи (пилинги, фракционный абляционный фототермолиз и др.) активирует естественные процессы её восстановления и ремоделирования, а также снижает риск возникновения побочных эффектов.

У пептидов природного происхождения существуют их синтетические аналоги, которые сейчас активно внедряются в практике врача косметолога. В чём же их преимущество?

1. Синтетические пептиды могут быть более короткими (меньшее число аминокислот в цепочке) по сравнению с природными аналогами. Но при этом сохранять характерные для них свойства и эффективность. А чем меньше молекула пептида, тем легче ей проникнуть сквозь роговой слой кожи и тем узконаправленней будет её действие с отсутствием нежелательных системных эффектов.

2. Многие синтетические пептиды в отличие от своих природных аналогов в своем составе имеют остаток жирной кислоты, благодаря чему они становятся липофильными и легко проходят через липидный барьер кожи, проникая в её глубокие слои.

3. Синтетические пептиды более устойчивы к разрушительному действию пептидаз. А это значит, что они будут дольше действовать.

4. Синтетические пептиды имеют чётко прописанную рецептуру, то есть не нужно перебирать комбинации аминокислот вслепую. Достаточно целенаправленно использовать пептид с уже заданной биологической активностью.

Процессы старения кожи и принципы их коррекции с использованием пептидов

Старение кожи - это естественный генетически запрограммированный процесс, в основе которого лежат биологические изменения на уровне клетки. При этом, мы с вами знаем, что на процесс старения кожи, помимо генетики, оказывают большое влияние и ряд других факторов: образ жизни и питание, стресс, факторы окружающей среды, ультрафиолетовое облучение, сопутствующие заболевания и др. И независимо от того, какие факторы выполнят роль «спускового крючка», процессов старения, в коже они будут протекать примерно по одному и тому же сценарию. А именно: изменение количества функционирующих клеток, снижение их активности и, как следствие, снижение синтеза пептидов, нарушение обменных процессов, снижение чувствительности рецепторного аппарата клетки, изменение состава и структуры межклеточного матрикса и др. Например, в 55 лет количество пептидов уменьшается в 10 раз по сравнению с 20-ю годами.

На сегодняшний день в anti-age косметологии существует два подхода воздействий на этот сценарий: первый - введение новых здоровых молодых клеток (фибробласты, стволовые клетки) – сложно и дорого и второй – использование факторов, нормализующих функции существующих клеток, регуляторные пептиды (цитокины), которые, на наш взгляд, максимально физиологично стимулируют механизмы, угнетаемые с возрастом.

Пептиды и внеклеточный матрикс

Пептиды стимулируют клетки молодости - фибробласты к выработке компонентов внеклеточного матрикса кожи (коллагеновые и эластиновые волокна, гиалуроновая кислота, фибронектин, гликозаминогликаны и др.). Именно матрикс играет ключевую роль в поддержании упругости и эластичности кожи.

Основными пептидами, решающими проблемы «стареющего», поврежденного матрикса являются:

1. Медьсодержащий трипептид (GHK-Cu). Причем, этот пептид не только стимулирует синтез новых белков межклеточного матрикса, он еще и активизи¬рует разрушение крупных коллагеновых агрегатов, нарушающих нормальную структуру матрикса. В сумме все эти процессы приводят к восстановлению нор¬мальной структуры кожи, улучшению ее упругости и внешнего вида. Этот пептид ещё называют стабилизатором собственного защитного потенциала кожи на всех уровнях. Его синтетическим аналогом является Prezatide Copper Acetate .
  2. Матрикины – стимуляторы синтеза компонентов дермы. Его синтетическим аналогом является матриксил (Palmitoyl Pentapeptide-3). Он активизирует синтез коллагена 1,4,7 типа.
  3. Дераксил (Palmitoyl Oligopeptide) - стимулирует синтез эластина.

Пептиды и фотостарение

УФА-излучение является главной причиной фотостарения. Именно оно способно привести к окислению меланина, липидов кожи до токсичных продуктов с выработкой свободных радикалов. Здесь на помощь коже приходят пептиды с антиоксидантным действием. Одним из них является вышеуказанный дипептид карнозин.

Пептиды и нарушения пигментации кожи

Основной причиной нарушения пигментации кожи является сбой синтеза и распада меланина, т.е. нарушение процесса меланогенеза. Согласно исследованиям последних лет, ведущую роль в его регуляции играет меланоцитстимулирующий гормон (по своей природе является пептидом), который вырабатывается непосредственно кератиноцитами эпидермиса. Этот пептидный гормон усиливает пигментацию кожи под действием ультрафиолета, тем самым защищая кожу от повреждающего действия свободных радикалов. Но когда происходит сбой в процессе меланогенеза, то этот же пептидный гормон может способствовать появлению гиперпигментации. Другими словами, пептиды совместно с клетками кожи представляют собой «кожный аналог» гипоталамо-гипофизарной системы, который реализует механизм регуляции меланогенеза на местном уровне. Также известно, что пептидные конъюгаты способны усиливать эффективность непептидных веществ, блокирующих меланогенез. Например, добавление трипептида к койевой кислоте повышает её ингибирующее действие на фермент тирозиназу в 100 раз.

На сегодняшний день для коррекции нарушений пигментации кожи разработаны и активно используются в косметологии синтетические пептиды. Их называют регуляторами меланогенеза.

1. Пептиды - агонисты меланолстимулирующего гормона. Они активируют рецепторы к МСГ. Усиливают выработку пигмента под действием ультрафиолета, но при этом уменьшают выработку медиаторов воспаления: мелитайм (Palmitoyl Tripeptide 30), мелитан (Acetyl Hexapeptide-1).
  2. Пептиды - антогонисты меланостимулирующего гормона - препятствуют синтезу меланина: меланостатин (Nonapeptide-1).

Пептиды и нарушения защитной функции кожи

Пептиды играют ключевую роль в регуляции защитной иммунной реакции кожи в ответ на воздействия на неё веществ бактериального, вирусного и грибкового происхождения. Они способны влиять на все стадии воспаления, которое запускается, как универсальный механизм защиты при повреждении кожи любого генеза. Так например, бета- дефенсины - это полипептиды, которые вырабатываются кератиноцитами в ответ на стимулирующее действие «агентов» бактериальной природы. При этом основной работой пептидов является ускорение процессов заживления ран путем усиления миграции и пролиферации кератиноцитов в место повреждения. Недостаточная выработка бета-дефенсинов делает кожу уязвимой для инфекций, например, у лиц, страдающих атопическим дерматитом, угревой болезнью.

Синтетическими аналогами пептидов - регуляторов соотношения про- и противовоспалительных цитокинов (иммуномодуляторов) являются:

1. Ригин (Palmitoyl Tetrapeptide-7) – снижает выработку провоспалительного медиатора интерлейкина-6 базальными кератиноцитами.
  2. Тимулен (Acetyl Tetrapeptide-2)– биомиметик (аналог пептида вилочковой железы тимопоэтина), компенсирует естественную возрастную утрату Т-лимфоцитов – улучшает кожный иммунитет, улучшает регенерацию эпидермальных структур.

Пептид-стабилизатор собственного защитного потенциала кожи на всех уровнях:

Пептамид-6 (Hexapeptide-11) – пептид, выделенный из ферментативного лизата дрожжей сахаромицетов (аналог В-глюкана) – активатор макрофагов (повышение способности заглатывать чужеродные тела, выработка цитокинов, ведущая к активации лимфоцитов, выделение факторов роста – эпидермального и ангиогенеза).

Пептиды и мимические морщины

На сегодняшний день современная косметология для коррекции мимических морщин активно использует препараты, содержащие в себе ботулинический токсин типа А. Механизм действия и эффективность которого хорошо изучены и подробно описаны в мировой литературе. Также в литературе описаны случаи, когда речь идёт об индивидуальной первичной (отмечается в 0,001% случаев у женщин и в 4% случаев у мужчин) или вторичной нечувствительности к ботулиническому токсину типа А. При этом существует ещё и список противопоказаний к препаратам, содержащие в себе ботулинический токсин типа А. Во всех этих ситуациях целесообразно использовать пептиды – блокаторы мышечных сокращений.

Первым косметическим «аналогом» ботулотоксина стал гексапептид Argireline® (Lipotec), представляющий собой последовательность из шести аминокислот. Он тоже препятствует выбросу медиатора из нервного окончания и уменьшает глубину морщин, правда, мо-лекулярный механизм его действия иной, нежели чем у ботулотоксина. Его аминокислотная последователь¬ность намного короче, чем у ботулотоксина А, значит, он легче проникает через кожу и пригоден для накож¬ного нанесения. Позже появились и другие синтети¬ческие пептиды, блокирующие передачу импульса с нервного окончания на мышцу. Например, SNAP - 8 (Acetil Octapeptide – 3) - действуют на уровне пресинаптической мембраны, конкурентно связываясь с трансмембранными белками, ограничивая поступление ацетидхолина в синаптическую щель.

Пептиды «с эффектом ботокса» используются в косметике уже несколько лет, так что накоплено достаточно много наблюдений по их применению. Лучше всего они разглаживают мимические морщинки вокруг глаз, что же касается глубоких морщин на лбу и носогубных складок, то в этих зонах результаты хуже.

Следует помнить, что пептиды «с эффектом ботокса» не могут помочь в борьбе с мор¬щинками, возникающими по причине дряблости и сухости кожи. Здесь нужны веще¬ства, восстанавливающие и обновляющие структуру стареющей кожной ткани.

Пептиды и рубцовые поражения кожи

Рубцовые поражения кожи, независимо от их локализации, причиняют их обладателю огромный дискомфорт. Поэтому очень важно разработать грамотную тактику ведения раны с момента её возникновения. Независимо от того, что послужило причиной нарушения целостности кожного покрова (угревые высыпания, травмы и др.) процесс заживления раны проходит стандартные стадии с обязательным участием эндогенных пептидов. Зная это, мы можем активно использовать следующие пептиды:

1. Медьсодержащий трипептид (GHK-Cu) - пептид, регулирующий ремоделирование (реконструкцию) кожи. Его синтетическим аналогом является Prezatide Copper Acetate Э.
  2. Матрикины – стимуляторы синтеза компонентов дермы. Их синтетическим аналогом является матриксил (Palmitoyl Pentapeptide-3).
  3. Дипептид карнозин - пептид-антиоксидант. Запускает и регулирует последовательность всех стадий заживления раневого процесса.

На наш взгляд, данные пептиды можно начинать использовать с 10 - 12 дня с момента повреждения кожи.

Процедуры сочетанной коррекции возрастных изменений кожи с использованием пептидов

С апреля 2014 года врачи нашего медицинского центра при разработке и проведении anti-age комплексов активно используют косметологическую линейку Le Mieux производства Bielle Cosmetics Inc США. Главной отличительной чертой данной косметики является особенность её формулы. Вместо традиционных глицерина и воды основой этих препаратов является гиалуроновая кислота. Кроме того, в состав входят вышеназванные синтетические пептиды, а также натуральные компоненты. При этом все действующие вещества содержатся в высоко-эффективной концентрации. Такой состав позволяет широко использовать данную линейку для получения положительных результатов в достаточно короткий срок.

Протокол использования пептидов с ДОТ/ДРОТ – терапией

В основе действия ДОТ/ДРОТ (SmartXide DOT2, Dekа, Италия) - терапии лежит вапоризация микроучастков кожи лазерным лучом (СО2 лазер). Биостимулирующее действие лазера и естественная реакция кожи на повреждение запускает каскад восстановительных процессов на тканевом и клеточном уровне, конечно же, в этом процессе принимают активное участие и эндогенные пептиды. Косметика Le Mieux позволяет регулировать процессы асептического воспаления, возникающие в ответ на воздействие фракционного абляционного лазера.

Этапы процедуры:

1. Аппликационная анестезия.
  2. ДОТ или ДРОТ- терапия.
  3. Завершающий этап - сразу после процедуры зону лазерного воздействия обрабатывают Cывороткой*ЭФР-ДНК (эпидермальный фактор роста) Le Mieux Состав: 53 аминокислоты, которые отвечают за взаимодействие с эпидермальными рецепторами и запуск реакций, в результате которых происходит ускорение процессов регенерации. И как следствие, уменьшение клинических проявлений, свойственных процедуре фракционного абляционного лазерного воздействия (жжение, боль, гиперемия, отёк).
  4. Домашний уход.

В течение 10-12 дней после процедуры дважды в день наносят Сыворотку*Коллаген Пептид Le Mieux, в состав которой входит матриксил - пептид стимулятор синтеза компонентов дермы, тимулен (Acetyl Tetrapeptide-2) - пептид стимулятор кожного иммунитета, улучшает регенерацию эпидермальных структур. В результате чего усиливается выработка компонентов внеклеточного матрикса, что способствует сокращению длительности реабилитационного периода.

Через 2 недели после процедуры - Увлажняющий крем*Эссенс от Le Mieux.

Наши клинические наблюдения показали, что сочетание косметики Le Mieux с ДОТ/ДРОТ с целью коррекции возрастных изменений кожи позволяет уменьшить клинические проявления (жжение, боль, гиперемия, отёк), свойственные процедуре фракционного абляционного лазерного воздействия и сократить продолжительность реабилитационного периода.

Выводы

Пептиды являются неотъемлемой составляющей всех жизненных процессов, протекающих в организме человека.

• С возрастом происходит физиологическое снижение выработки пептидов, поэтому необходимость доставки их синтетических аналогов в anti-age косметологии очевидна. На наш взгляд, начинать активно использовать пептидную косметику лучше в возрасте 35-40 лет.
  • Одной из причин нарушения пигментации кожи (гиперпигментации) может быть сбой в выработке пептидов. В решении этой проблемы решающую роль могут сыграть препараты, содержащие пептиды, регулирующие процесс меланогенеза.
  • При рубцовых и воспалительных поражениях кожи применение пептидов направленного действия способствует нормализации процессов ранозаживления и воспаления.
  • На сегодняшний день на рынке представлено много продукции содержащей пептиды, факторы роста. И поэтому очень важно сделать грамотный выбор. При выборе косметики необходимо обращать внимание на первые пять ингредиентов, так как они самые активные и их количество в косметике самое большое. Именно они определяют эффективность и направленность действия препарата.

Источники:

1. Ю. А. Овчинников Биоорганическая химия. — Москва: Просвещение, 1987.
  2. Henry Leicester Berzelius, Jöns Jacob // Dictionary of Scientific Biography 2. — New York: Charles Scribner’s Sons, 1980. — С. 90—97. — ISBN 0-684-10114-9.
  3. Данилевский А.Я. Биолого-химические сообщения о белковых веществах (материалы для химической конституции и биогенеза ) // Физиологический сборник. — 1888. — Т. 1. — С. 289.
  4. Цветков Л. А. § 38. Белки // Органическая химия. Учебник для 10 класса. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — С. 184—193. — 1 210 000 экз.
  5. Белки // Химическая энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1988.
  6. Страйер Л. Биохимия в 3 томах. — Москва: Мир, 1984
  7. Белки // "Химическая энциклопедия", изд. "Советская энциклопедия", М., 1988
  8. Пептиды // "Химическая энциклопедия", изд. "Советская энциклопедия", М., 1988
  9. Гринштейн Дж., Виниц M., Химия аминокислот и пептидов, пер. с англ., M., 1965; Шредер Э., Любке К., Пептиды, пер. с англ., т. 1 2, M., 1967.
  10. Новые методы анализа аминокислот, пептидов и белков, пер. с англ., M., 1974; Дэвени Т., Гергей Я., Аминокислоты, пептиды и белки, пер. с англ., M., 1976.
  11. Пептиды, пер. с англ., M., 1983; Стюарт Дж., в кн.: Реакции на полимерных подложках в органическом синтезе, пер. с англ., M., 1983, с. 417 97.
  12. Ленинджер А., Основы биохимии, пер. с англ., т. 1 3, M., 1985; Якуб-ке X.-Д., Ешкайт X., Аминокислоты, пептиды, белки, пер. с нем., M., 1985.
  13. Р. Шмидт, Г. Тевс «Физиология человека» Москва «Мир» 1996.
  14. И. П. Ашмарин и соавт. «Нейрохимия» Москва Изд. Института биомедицинской химии РАМН, 1996.
  15. М. И. Прохорова «Нейрохимия» Ленинград, 1979