Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Превентивная гериатрия и косметология

17.02.2015
11288
5 мин на прочтение
Трубицына Анастасия
Что такое антивозрастная медицина, какие задачи она решает и как взаимодействует с косметологией – на вопросы портала 1nep.ru отвечает доктор медицинских наук, профессор Андрей Ильницкий.

— Андрей Николаевич, вокруг термина «антивозрастная медицина» сегодня происходит немало спекуляций – каждый второй крем обладает антиэйдж действием, множество клиник позиционируют себя как «центры антивозрастной медицины». Так что же на самом деле представляет собой антивозрастная медицина?

Андрей Николаевич Ильницкий:

— Антивозрастная медицина – это относительно новое междисциплинарное направление медицинской науки и практики, основанное на принципах доказательной медицины и включающее в себя индивидуальную профилактику возрастных изменений. Это направление медицины призвано выявлять индивидуальные признаки старения и помогать пациенту с ними справиться.

Но сам термин «Антивозрастная медицина» рассчитан в основном на потребителей и, действительно, его смысл несколько обесценен. И в науке мы вводим новое понятие – превентивная гериатрия. Наш научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», совместно со всероссийским обществом антивозрастной медицины, в настоящее время, по большому счету, занимается ребрендингом этой специальности.

Мы разработали образовательные программы для специалистов эстетической медицины, прежде всего, косметологов, в которых разъясняем, что же представляет собой антивозрастная медицина как наука.

— А каковы взаимоотношения между антивозрастной медициной и косметологией?

— Где-то после 40 лет у любого человека уже начинается развитие возрастных изменений. Это когнитивные расстройства, дефицит внимания и памяти, ограничения в движении за счет изменений в суставах, нарушения психической деятельности (развивается тревожно-депрессивный синдром, появляются нарушения сна). С такими проблемами пациенты приходят и в клиники эстетической медицины.

И вот поэтому очень важно, чтобы врачи-косметологи в содружестве с интернистами (терапевтами, эндокринологами), грамотно выявляли возрастные изменения, факторы риска, и, вкупе с традиционными, стандартными косметологическими процедурами, назначали мероприятия по антивозрастному плану.

Необходимо понимать, что без персонифицированной оценки общего состояния пациента нельзя добиться стойкого косметического эффекта.

— Антивозрастная медицина всегда предполагает индивидуализированную оценку рисков развития заболеваний?

— Абсолютно! Существуют, конечно, популяционные правила, например, «курить вредно, потому что из-за курения возрастает риск инсульта или рака легкого». Но при этом кто-то всю жизнь курит, и не подвержен этим заболеваниям… Поэтому все зависит от индивидуальных особенностей организма.

Задача антивозрастной медицины как раз и заключается в том, чтобы выявить индивидуальные факторы риска развития возрастных изменений и предложить пациенту программу их профилактики.

— Какие методы диагностики используются в антивозрастной медицине?

— В первую очередь, традиционные, клинические. Во-вторых, поскольку оценивается качество жизни, применяется ряд опросников и шкал, например, для выявления тревожно-депрессивного синдрома или общего психологического благополучия. Важное значение имеет также определение уровня гормонов и назначение заместительной гормональной терапии, как у мужчин, так и женщин. Есть и специальные, достаточно дорогостоящие методы: ДНК-диагностика, измерение длины теломер…

— Существуют ли сегодня какие-либо лекарственные препараты, действие которых направлено непосредственно на продление жизни?

— Я сразу хочу отметить, что продление жизни как таковое невозможно. К этому выводу пришла современная геронтология, и не стоит вводить пациентов в заблуждение, обещая им продление жизни. Максимальная продолжительность жизни, максимальный предел для человека как биологического вида - 120 лет. Есть люди, их, конечно, немного, в том числе и в России, которые доживают до этого предела. А к феноменам вроде «кавказских долгожителей» нужно относиться очень осторожно, так как фактически нет документального подтверждения долголетия жителей каких-то конкретных регионов (свидетельств о рождении, записей в церковно-приходских книгах или других).

Так вот, увеличить продолжительность жизни невозможно, но можно добиться активного долголетия и улучшить качество жизни. Например, в 60 лет один пациент может днями напролет лежать в постели, потому что у него тревожно-депрессивный синдром и ему не хочется жить, а другой – будет заниматься спортом, работать, путешествовать, любить и т.д.

Но какими-то лекарственными препаратами продлить активное долголетие невозможно, таблеток молодости не существует. Сегодня у многих на слуху препарат Метформин, который назначается при сахарном диабете 2 типа, он действительно может способствовать профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, то есть косвенным образом продлить активное долголетие. Но я бы предостерег врачей от необоснованного назначения Метформина с целью увеличения продолжительности жизни, так как в настоящий момент не проведены исследования, которые могли бы подтвердить его антивозрастной эффект.

Поэтому, подчеркну – антивозрастная терапия предполагает комплекс лечебных и реабилитационных мер, которые разрабатываются с учетом индивидуальных данных конкретного пациента.

— Есть ли в России клиники, которые занимаются антивозрастной медициной на научной основе, а не просто пытаются привлечь с помощью этого словосочетания клиентов?

— Да, такие клиники уже есть и в России. Я знаю, что много внимания в последнее время антивозрастной медицине уделяют институт красоты на Арбате, клиника предиктивной медицины «Древо жизни» в Санкт-Петербурге. Там работает профессорский состав, создана серьезная научная база, проводится качественная диагностика, используются передовые медицинские технологии для поддержания здоровья и долголетия клиентов.

— Существуют ли методы оценки эффективности антивозрастных программ?

— Да, конечно, это вполне традиционные методы. Так, если пациенту назначается заместительная гормональная терапия, оценивается положительная динамика уровня гормонов, например, тестостерона у мужчин и проч.

— Вы в последнее время часто выступаете перед косметологами, преподаете им основы антивозрастной медицины. Насколько готовы, по Вашему мнению, косметологи и их клиенты к принятию такого рода знаний?

— Пока еще большинство пациентов, да и многие врачи действуют по принципу «пришел – увидел – победил», стремясь избавиться от каких-то эстетических недостатков и не задумываясь об их истинных причинах. Потребители косметических услуг в большинстве своем не обладают медицинскими знаниями. Домохозяйка, которая пришла к косметологу, чтобы разгладить морщины, может даже не догадываться о том, как на ее внешний вид могут повлиять физические нагрузки и правильное питание. Но этому ее нужно научить. Если бы косметологи во время проведения манипуляций рассказывали своим пациентам об основах здорового образа жизни, они бы выполняли две важные задачи одновременно: пропагандировали активное долголетие и повышали в глазах пациента свой профессиональный статус.

Здоровый образ жизни – это общемировой тренд, и, надеюсь, что все больше россиян будет ему следовать. Советская концепция о том, что здоровье трудящихся – в руках государства все же ошибочна, и от представления, что кто-то другой должен позаботиться о нашем личном здоровье, нужно уходить.

Продлить активное долголетие, улучшить качество жизни и, вследствие этого, внешность – это задачи, которые современная антивозрастная медицина способна решать, но только при условии личной заинтересованности пациентов.

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий

Еще по теме

Обнаружили связанные с ожирением мутации
Антивозрастная терапия
Обнаружили связанные с ожирением мутации
Ученые из Кембриджского университета нашли девять участков ДНК, вариации в структуре которых влияли ...