Сложности с определением, нужна ли медицинская лицензия при предоставлении косметологических услуг, наблюдались с момента появления первых частных салонов красоты в новейшей истории России. Кто-то, ссылаясь на классификаторы услуг (в том числе и налоговые органы), трактовал косметологические услуги как бытовые, даже предоставляемые в клиниках. Кто-то, наоборот, заявлял об их медицинском характере. С момента введения медицинской специальности «косметология» чаша весов в этих спорах качнулась в сторону медицины. Практически все косметологические услуги стали трактоваться как медицинские, и перед владельцами салонов красоты встал вопрос: либо прекращать оказывать косметологические услуги, либо для сохранения лояльных «наработанных» клиентов и определенного дохода получать медицинскую лицензию по косметологии. В это же время под давлением надзорных органов закрывались и массажные салоны, работающие без медицинской лицензии.
Может, не так актуален этот вопрос, ведь при условии наличия технической возможности (в первую очередь требуемых по СанПиН помещений и небольшого перечня обязательного оснащения) получить лицензию не так сложно. Но те, кто уже прошел этот путь, точно знают, что сложности получения медицинской лицензии по косметологии покажутся несущественными по сравнению с тем объемом операционной работы для обеспечения всех специальных требований функционирования медицинской организации (от обеспечения санэпидрежима и утилизации отходов до обеспечения внутреннего контроля качества медицинских услуг и ведения медицинского документооборота). Только специфических журналов в медицинской организации более 40! И весь этот объем операционных издержек никак не оправдан одним кабинетом бытовой косметологии с оборотом 200–300 тысяч рублей в месяц. Игра не стоит свеч…Да и пациенты с огромной неохотой соглашаются на оформление обязательных для медицинской деятельности документов на простые, явно бытовые процедуры (в первую очередь уходовые). Именно поэтому наличия узаконенного перечня бытовых услуг так не хватало в сегменте косметологии.
К счастью, такой перечень БЫТОВЫХ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ появился с вступлением в силу четырех стандартов:
Данные стандарты описывают следующий перечень услуг, относимых к бытовым и не требующих наличия медицинской лицензии:
Особое внимание обращают на себя следующие виды услуг:
При этом следует иметь в виду, что несмотря на бытовой характер перечисленных выше услуг, оказывать их могут только специалисты с установленными квалификационными требованиями и с определенными навыками, указанными в стандартах.
Бытовой характер этих услуг позволяет осуществлять их салонами красоты и клиниками косметологии без оформления целого перечня документов с пациентом, обязательных в соответствии с нормативами в медицинских организациях!. В частности, не требуется письменной формы договора и информированного добровольного согласия. Исключение составляют лишь услуги косметического татуажа, требующие в соответствии с ГОСТ 55700-2013 при оказании оформления договора и информированного согласия по установленной форме. Во всех остальных случаях бытовые услуги предоставляются по договору, заключенному путем устной публичной оферты, т. е. достаточно лишь в доступном для ознакомления пациентом/клиентом месте вывесить перечень услуг (прайс) с указанием цены и условий предоставления и оплаты услуг. Само устное согласие клиента означает принятие условий договора.
Введение вышеназванных стандартов может, с одной стороны, облегчить работу салонов, а с другой – устанавливает требования к порядку оказания бытовых косметологических услуг, что весьма важно для потребителей услуг.
Но и организации с медицинской лицензией на косметологию также получают в этой связи существенный выигрыш. Теперь оправдано наличие в организации двух списков услуг – медицинских (Порядок оказания медицинскими организациями платных медицинских услуг регламентируется Постановлением правительства №1006) и бытовых (прайс). При обращении пациентов за бытовыми услугами нет необходимости оформлять медицинскую документацию и усложнять по простым услугам взаимоотношения с пациентами. Есть нюанс – в случаях, когда в плане лечения для пациента содержатся услуги как медицинского, так и бытового характера, мы рекомендуем все эти услуги отражать в медицинской документации и оформлять в порядке, установленным для медицинских услуг. Это поможет в случаях контроля качества оказания услуг при возможных неблагоприятных результатах и при рассмотрении жалоб пациентов выявить причину развития осложнений и выбрать правильную тактику лечения.
Но несмотря на значительный шаг, связанный с введением вышеуказанных стандартов, в вопросе нормирования косметологических услуг остается еще один существенный изъян – до настоящего времени нет единого перечня медицинских косметологических услуг. Нормативные документы, регламентирующие номенклатуру медицинских услуг, не содержат всего перечня оказываемых клиниками услуг. Но даже нашедшие отражение в нормативных документах услуги зачастую по наименованию не соответствуют широко известным на рынке косметологии услугам или отраженным в сопроводительных документах к аппаратам или средствам наименованиям. Это существенно осложняет как формирование перечня услуг организаций, так и не дает возможность пациентам ориентироваться в возможностях предоставляемых услуг.
С мая 2015 приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» введена новая форма медицинской карты, обязательная к заполнению во всех медицинских организациях, в том числе и в организациях, оказывающих косметологические услуги с медицинской лицензией. На портале неоднократно размещались материалы, посвященные вопросам ее заполнения (Ошибки при заполнении медицинских карт, Обращение пациента: сколько нужно талонов?)
Следует отметить, что данная форма относится лишь к порядку оформления услуг взрослому населению. При предоставлении косметологических услуг лицам, не достигшим 18 лет, заполняется иная форма Ф-112/у «История развития ребенка».
В силу массы вопросов и несоответствий по применению формы 025-у в практике косметолога в качестве наиболее значимого события следует отметить, что по запросам портала «1nep.ru» в ноябре 2015 года (меньше чем через 6 месяцев с момента вступления в силу) МЗ признал целесообразным разработку специальной формы медицинской карты по косметологии.
В январе 2015 года вступили в силу поправки в кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые существенно увеличили размеры штрафов, которые могут быть наложены в том числе на организации, оказывающие косметологические услуги. Общая сумма штрафов для клиник косметологии превышает 18,5 млн. рублей!
Естественно, что это качественно изменило ситуацию в вопросах соблюдения нормативных требований при оказании услуг – теперь соблюдение нормативов становится не просто условием безопасного существования организации, но и экономически обоснованным с учетом размеров штрафных санкций и условий выживания. Все это сопровождается введением требований регулярных (1 раз в 2 года) комплексных проверок (Планы проверок Прокуратуры и Росздравнадзора на 2016), которых раньше можно было спокойно избежать, получив лицензию на 5 лет. Проверяющие инстанции посещали организации только по жалобам пациентов и не носили комплексного характера.
Тенденция на ужесточение требований и увеличение штрафов сохранилась и в 2016 году – по инициативе Минздрава в КОАП введены новые статьи:
- ст.14.8. Нарушение иных прав потребителей (информация, условия договора, непредоставление льгот, оплата картами или наличная по выбору потребителя).
В качестве ложки меда в бочку дегтя стоит отметить, что наряду с новыми санкциями и увеличением размеров штрафов в 2016 году сокращаются административные приостановки деятельности. Даже большие суммы штрафов явно менее болезненны, чем приостановка работы на 90 дней – в этом случае и сумма потерь больше, и вероятность потерять пациентов высока…
Этот вопрос традиционно сложен для организаций косметологического профиля. Портал «1nep.ru» планирует размещение специального материала по данной тематике и готовит новый КЮЗ по вопросам внутреннего контроля в клиниках и работе врачебных комиссий с готовыми формами внутренней документации. В этой сфере появилось два очень важных и полезных для клиник документа:
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.01.2015 г. № 13н «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по проведению проверок организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской федерации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ»
Данный регламент устанавливает порядок проведения проверок организаций по обеспечению внутреннего контроля качества, устанавливает права и обязанности организаций и проверяющих, сроки и длительность, порядок оформления, комплект документов проверяющего и т. д. Зная данный регламент и имея его у себя на столе в момент проверки, вы сможете избежать лишней «агрессивности» и необоснованных требований со стороны представителей комиссии.
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.07.2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»
Данный документ в первую очередь полезен (при условии соблюдения содержащихся в нем требований) для доказательства качества выполненной услуги в случаях претензий от пациентов. Как известно, наибольшее количество претензий связано с недостижением заявленного результата, но при этом в качестве претензии заявляется низкое качество услуги. Но, к счастью для врачей и клиник, как показывает практика, суды разделяют понятие «эффект» и «качество выполненной услуги». При этом вышеуказанным приказом критерий качества медицинской услуги фактически определяется полнотой отражения выполненных услуг в МК, соблюдением порядка первичного и повторного осмотров, подписанием информированного добровольного согласия (п. 3 Приказа МЗ РФ № 422) и заполнения медицинской документации.
С момента появления первых сообщений о вводимой аккредитации медицинских работников в среде косметологов с медицинским образованием в связи с неясностью ситуации появились многочисленные слухи и версии. Утверждалось даже, что аккредитация даст возможность частной практики.
В конце 2014 и начале 2015 года ситуация дошла практически до панической. Косметологи не понимали, что делать – ждать аккредитации или бежать срочно продлевать сертификат. На этом ажиотаже спекулировала целая группа учебных центров, утверждая, что их учебные программы соответствуют аккредитационным требованиям (которые в тот момент по косметологии никто еще не сформировал), и если сейчас не пройти – потом будет поздно. Но внесенные в 2015 году поправки в статью 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» расставили все по своим местам. Далее разъяснения дал и Росздравнадзор.
Фактически аккредитация, заменив квалификационный экзамен, – это плавная смена разрешающих документов, ничего по сути не меняющая для косметологов. Вероятно, данная рокировка лишь позволяет Минздраву через утверждение перечня организаций, где будут создаваться аккредитационные комиссии, участвовать в управлении процессом медицинской подготовки специалистов, так как функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования осуществляет Минобрнауки.
В 2015 году вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”».
Этот документ не стал поворотным и не принес существенных изменений, влияющих на рынок косметологии. Но квалификационные требования, описанные в нем, касаются всех врачей-косметологов, работающих в РФ. Поэтому мы также отнесли этот норматив к существенным событиям нормирования рынка косметологии, произошедшим в 2015 году.
Комментарии
Здравствуйте,подскажите ,в каком органе должен быть зарегистрирован аппарат для удаления волос ,чтобы проверка все таки признала его бытовым ?
Виталий Валентинович! Можно ли заниматься оказанием бытовых косметических услуг на дому? ( аппараты зарегистр как бытовые приборы) ну, и , естественно, зарегистрироваться как ИП?