Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Договор оказания платных медицинских услуг

10.12.2021
26998
7 мин на прочтение
Райлян Екатерина
Договор оказания платных медицинских услуг – это основание предоставления услуг пациенту и базовый документ в отношениях с ним.

При разработке договора мы руководствуемся разделом III1 и главой 392 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Правила).

Форма договора

Договор, как правило, заключает сам пациент либо иное лицо (заказчик) в пользу пациента. Заказчиком может выступать как физическое, так и юридическое лицо (родственник, знакомый, работодатель, страховая компания). Если заказчиком является иное лицо, пациент стороной договора не является, а становится выгодоприобретателем по нему3. Несмотря на то, что в такой ситуации сам пациент договор не заключает, для него составляется отдельный экземпляр4.

Если пациентом является несовершеннолетний, также допустимо использование договорной конструкции с участием заказчика (как правило, законного представителя).

Согласно п. 16 Правил, договор заключается в письменной форме. Ее вариантами являются документ на бумажном носителе и электронный документ. При заключении договора в форме электронного документа допустимо его подписание различными видами электронной подписи на условиях, определенных федеральным законом.7

Закон не требует составлять договор в виде единого документа, поэтому допустимо выносить отдельные условия в приложения, дополнительные соглашения и т. д. Для снижения документооборота целесообразно не заключать договор отдельно на каждое посещение (услугу), а оформлять долгосрочный договор, в рамках которого пациент сможет получать различные услуги, объем и условия предоставления которых определяются приложением. При последующих визитах объем и условия предоставления услуг оформляются дополнительным соглашением, в котором общие условия договора не дублируются.

В то же время возможно заключение отдельного договора на каждое посещение. Удобный вариант оформления отношений каждая клиника выбирает самостоятельно.

Договор оказания платных медицинских услуг

Информирование пациентов и заказчиков

В силу требований законодательства о защите прав потребителей клиники обязаны предоставлять внушительный объем информации для свободного ознакомления. На сайте и информационных стендах (стойках) должна быть представлена информация:8

  • для юридического лица – наименование и фирменное наименование (если имеется), для ИП – Ф.И.О.;
  • адрес места нахождения организации (для ИП – адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности), данные документа о внесении в ЕГРЮЛ / ЕГРИП с указанием регистрирующего органа;
  • сведения о лицензии: номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, наименование, адрес места нахождения и телефон лицензирующего органа;
  • перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления услуг и порядке их оплаты;
  • порядок и условия предоставления медпомощи в соответствии с программой госгарантий и территориальной программой;
  • сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
  • режим работы клиники, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных услуг;
  • адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориальных органов Росздравнадзора и Роспотребнадзора.

Предоставление информации при заключении договора

Клинике необходимо предоставить пациенту (заказчику) в доступной форме информацию о возможности получения соответствующих видов и объемов медпомощи без взимания платы в рамках программы госгарантий и территориальной программы9. Для подтверждения факта выполнения этой обязанности целесообразно фиксировать этот момент непосредственно в договоре.

Кроме того, до заключения договора нужно письменно уведомить пациента (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медработника, предоставляющего услугу), в т. ч. назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента10. Это уведомление также может быть включено в текст договора, хотя некоторые клиники разрабатывают отдельные формы уведомлений.

По требованию пациента (заказчика) предоставляются:

  • Для ознакомления:11
    • копия учредительного документа (для ИП – свидетельства о госрегистрации),
    • копия лицензии.
  • Информация о платных медицинских услугах в доступной форме:12
    • порядки оказания медпомощи и стандарты медпомощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
    • информация о конкретном медработнике, предоставляющем услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
    • информация о методах оказания медпомощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медпомощи;
    • другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Содержание договора

Требования к содержанию договора установлены пунктом 17 Правил:

  • Сведения об исполнителе:
    • наименование и фирменное наименование организации, адрес места нахождения, данные документа о внесении в ЕГРЮЛ с указанием регистрирующего органа,
    • для ИП: Ф.И.О., адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа о внесении в ЕГРИП с указанием регистрирующего органа,
    • номер лицензии, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, наименование, адрес места нахождения и телефон лицензирующего органа.
  • Ф.И.О., адрес места жительства и телефон пациента (законного представителя),
    • Ф.И.О., адрес места жительства и телефон заказчика – физического лица,
    • наименование и адрес места нахождения заказчика – юридического лица;
  • перечень услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
  • стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты;
  • условия и сроки предоставления услуг;
  • должность, Ф.И.О. лица, заключающего договор от имени исполнителя, его подпись, Ф.И.О. пациента (заказчика) и его подпись;
  • ответственность сторон за невыполнение условий договора;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • иные условия, определяемые по соглашению сторон.

В договоре должен быть четко обозначен объем оказываемых услуг. Если возникает потребность в расширении их объема, дополнительные услуги обязательно должны быть согласованы с пациентом и оформлены дополнительным соглашением к договору (либо новым договором).

По требованию любой из сторон договора составляется смета. В таком случае она становится неотъемлемой частью договора13.

Сопутствующие документы, необходимые клинике:

  • уведомления (если не включены в текст договора);
  • документ, подтверждающий произведенную оплату услуг: контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца);
  • медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние здоровья после оказания услуг (выдаются пациенту после исполнения договора);
  • акт приема-передачи оказанных услуг.
Договор оказания платных медицинских услуг

Планируемые изменения

В настоящее время предлагается замена Правил, и Минздравом разработан соответствующий проект14. Проектом, в частности, предлагается:

  • Дополнить нормы о предоставлении информации:
    • в перечень обязательной информации включить адреса осуществления медицинской деятельности (сейчас их обязаны предоставлять только ИП) и адрес сайта,
    • сведения о лицензии предоставлять в том числе путем предоставления доступа к электронному реестру лицензий,
    • информировать потребителей о временном приостановлении деятельности для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий;
  • Дополнить перечень информации об услугах, размещаемой на сайте, информационных стендах (стойках):
    • стандарты медпомощи (при наличии),
    • требования, обеспечивающие безопасность оказания услуг,
    • сроки оказания услуг,
    • образцы договоров об оказании услуг,
    • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
  • Ввести обязанность иметь книгу отзывов и предложений.
  • Регламентировать порядок направления и рассмотрения претензий (в т. ч. установить 10-дневный срок ответа на претензию).
  • Запретить включать в договор условия об ограничении ответственности исполнителя за результат лечения.
  • Установить минимальный размер (кегль) шрифта в тексте договора – 14 пунктов.
  • Закрепить срок хранения договора (не менее 3 лет).
  • Уточнить порядок выдачи медицинской документации после исполнения договора:
    • установить срок выдачи – 10 дней,
    • уточнить содержание выдаваемых документов,
    • выдавать документы бесплатно.
  • Регламентировать заключение договора дистанционным способом:
    • предоставить возможность ознакомиться с информацией об исполнителе и об оказываемой услуге, способах оплаты, адресе, по которому принимаются претензии,
    • договор считать заключенным с момента оформления потребителем заявки (акцепта), очевидно свидетельствующей о его согласии на заключение договора,
    • предоставлять потребителю подтверждение, содержащее номер договора или иной способ идентификации, позволяющий получить информацию о заключенном договоре и его условиях,
    • идентификацию потребителя в целях заключения и исполнения договора осуществлять в том числе с помощью ФГИС ЕСИА,
    • предоставить потребителю право отказаться от исполнения договора способом, используемым при его заключении,
    • предоставить потребителю право направлять претензии в любой форме и любым способом, обязать клиники обеспечить прием претензий дистанционным способом,
    • указать, что оплата услуги путем перевода средств на счет третьего лица, указанного клиникой, не освобождает ее от обязанности осуществить возврат уплаченной суммы как при отказе от исполнения договора, так и при оказании услуг ненадлежащего качества.

Источники:

  1. Общие положения об обязательствах, в т. ч. о договорах.
  2. Нормы о договоре возмездного оказания услуг.
  3. Такой договор является договором в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ).
  4. П. 18 Правил.
  5. Ст. 28 ГК РФ, ст. 64 Семейного кодекса РФ.
  6. Ст. 26 ГК РФ, ст. 64 Семейного кодекса РФ.
  7. См. ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) «Об электронной подписи».
  8. П. 11–12 Правил.
  9. Пункт 6 Правил.
  10. Пункт 15 Правил.
  11. Пункт 13 Правил.
  12. Пункт 14 Правил.
  13. Пункт 19 Правил.
  14. См. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru, ID проекта 02/07/11-21/00122182.

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий

Еще по теме

Искусственный интеллект обучили подбирать косметику
Бизнес
Искусственный интеллект обучили подбирать косметику
С помощью нейросети исследователи научились подбирать средства для ухода с учетом анализа косметичес...
Нейросети в косметологии: кому, когда, зачем (и надо ли?)
Бизнес
Нейросети в косметологии: кому, когда, зачем (и надо ли?)
Нейросети. Генеративные модели. ChatGPT. Все говорят, пишут, строят прогнозы про искусственный интел...
Уточнили различия в цветовых оттенках кожи губ
Бизнес
Уточнили различия в цветовых оттенках кожи губ
Французские исследователи сравнили цвет губ у разных этнических групп, а также выяснили особенности ...