Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Противовоспалительные свойства местных анестетиков

19.06.2017
11258
7 мин на прочтение
Юдина Диана Николаевна
В моей практике очень много инъекций, вопрос об анестезии встает достаточно часто, так как пациенты, приходя на первичную консультацию, задают вопрос: «Не больно ли это?».

Боль? Быть или не быть – вот в чем вопрос? – не только я, но и любой специалист хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос перед проведением любых косметологических процедур, особенно тех, которые связаны с «агрессивной» травмой кожи и мягких тканей. И чаще всего нас мучают сомнения и мифы, которыми обросло это направление. Что нас еще останавливает? Время ожидания? Дополнительные затраты на анестетик?

Когда я рассуждаю, каким он должен быть, анестетик, конечно, у меня получается следующая картина: препарат зарегистрирован, выгодная цена, большой объем, отсутствие вспомогательных компонентов, способных увеличить риски аллергических реакций, минимальные затраты на процедуру, удобство применения и отсутствие влияние на результат основной процедуры. А что получается у вас?

«Акриол Про»! Представляет его на российском рынке компания «АКРИХИН».

Фармацевтическая компания «АКРИХИН» – одна из ведущих российских фармацевтических компаний, выпускающая эффективные, доступные по цене и высококачественные лекарственные препараты в наиболее востребованных российскими пациентами терапевтических группах. Компания по объему продаж входит в пятерку ведущих локальных фармацевтических производителей на российском рынке1.

«Акриол Про» – лекарственный анестезирующий крем для кожи и слизистой половых органов2.

Физико-химические свойства препарата говорят нам, что эмульсия с общей концентрацией анестетиков 5%, но по факту в каждой капле совместная концентрация доходит до 80%3. Кроме того, лидокаин и прилокаин потенцируют действие друг друга, делая эмульсию в 2 раза эффективнее, чем крем или мазь с лидокаином4. Эмульсия – решение для проникновения в интактную кожу, так как содержит воду для того, чтобы увлажнить кожные покровы и улучшить процесс абсорбции препарата, и высокую концентрацию анестетика в жировых каплях для проникновения через липофильные структуры кожи. Щелочная среда pH 8.7 ускоряет действие анестетика5. Использование анестетиков амидного ряда и отсутствие консервантов снижает риск появления аллергических реакций3; низкий риск возникновения системных токсических эффектов при соблюдении инструкции по применению2.

«Акриол Про» является зарегистрированным лекарственным препаратом (РУ ЛП-004175 от 03.03.2017) и представлен в удобных форматах упаковок 5, 30 и 100г. Разрешен для применения у детей с 1-го дня жизни. Анестетик можно использовать при различных косметологических процедурах и хирургических вмешательствах на коже2.

Акриол Про

Для чего это нужно?

Для начала внесем ясность в понятие «боль». Боль – это неприятное чувственное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или потенциальным разрушением ткани6.

Я боюсь боли! Вы боитесь боли?

Например, Е. Ryan (1946) ставил страх перед зубоврачеванием на один уровень с боязнью рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Реакция на эмоциональное напряжение в стоматологическом кабинете у пациентов варьирует от коротких эпизодов тревоги, предшествующих манипуляциям, до вполне развившегося невроза. Отмечают особенности зубной боли, которой присущи особая острота и сила. Близость жизненно важных органов – головного мозга, органов зрения, делают головную и зубную боль особенно значимыми для инстинкта самосохранения человека.

Статистика, накопленная анестезиологами, говорит о том, что даже в Швеции и Англии, где исторически был более щадящий подход к пациентам, огромное количество пациентов испытывает страх и стресс и отказывается от визитов к врачу. В наше непростое время косметолог не может себе позволить терять пациентов из-за его страха перед процедурой и болью7.

Огромное количество пациентов испытывает страх и стресс и отказывается от визитов к врачу.

Помимо неприятности не обезболенной процедуры, в момент возникновения болевого импульса происходит выделение большого количества активных веществ, которые называются медиаторами боли или медиаторами воспаления. То есть любая боль сопровождается воспалительным откликом организма. Кроме того, происходят такие явления, как аллодиния (это боль вследствие воздействия раздражений, обычно её не вызывающих. Термические или механические повреждения часто приводят к аллодинии в месте повреждения. Аллодинию следует отличать от гипералгезии, то есть повышенной болевой чувствительности на раздражители, обычно вызывающие боль) и гипералгезия (первый укол не такой болезненный, а последующие – больнее и больнее), так как организм пытается защититься от повторного повреждения, что утяжеляет переносимость процедуры пациентом. Попробуем все это разъяснить с научной точки зрения.

Существует несколько различных типов стимулов, которые могут привести к активации периферического ноцицептивного пути, результатом чего явится возникновение ощущения боли. В нормальных условиях термальные, механические и химические раздражители активируют ноцицепторы с высоким порогом возбудимости, которые сигнализируют об этих раздражителях в дорзальный рог спинного мозга. Однако в клинических условиях перечисленные болевые раздражители травматичны и длительны по времени и связаны с разрушением ткани. Разрушение ткани приводит к воспалительному ответу, а это приводит к сенситизации и боли.

Частью воспалительного ответа является выход внутриклеточного содержимого из разрушенных клеток и клеток, вовлеченных в воспалительный процесс, таких как макрофаги и лимфоциты. Ноцицептивная стимуляция приводит также к неврогенному воспалительному ответу и к вазодилатации и выходу белков плазмы в интерстиций, а также к выходу химических медиаторов из клеток, охваченных воспалением. Все эти факторы приводят к выходу целого «коктейля» воспалительных медиаторов, таких как калий, серотонин, брадикинин, субстанция Р, гистамин и продукты циклооксигеназного и липоксигеназного путей метаболизма арахидоновой кислоты. Эти вещества затем и сенситизируют ноцицепторы с высоким порогом возбудимости. После возникновения состояния сенситизации стимулы низкой интенсивности, которые в обычных условиях не вызвали бы боли, начинают восприниматься как болевые. Эта цепь событий, которая возникает после разрушения ткани, и называется периферической сенситизацией. Это состояние характеризуется усиленным ответом на различные раздражители на месте тканевой деструкции. Если возникает желание уменьшить феномен периферической сенситизации, тогда все внимание необходимо приложить к предупреждению или к уменьшению активности химических медиаторов, входящих в состав воспалительного «коктейля». Именно это оправдывает введение нестероидных противовоспалительных средств, общепринятых опиоидов, местных анестетиков (традиционных и длительного действия) и т. д.

Воспаление оказывает и другой очень важный эффект на периферические нервы. Было доказано, что существует такой вид немиелинизированных первичных афферентных волокон, которые в нормальных условиях не реагируют на сильные механические и термические стимулы. Однако при воспалении, которое ведет к сенситизации, они становятся чувствительными к этим стимулам и бурно реагируют даже на обычные ординарные раздражители. Это является следствием изменений в рецепторных полях. Свойства таких рецепторов все еще не до конца охарактеризованы, но они уже были найдены в самых разных тканях и названы «молчащими» ноцицепторами.

Местные анестетики в косметологии

Исследования, проведенные в стационарах, демонстрируют, что воспалительный ответ, который является составной частью более комплексного «ответа на повреждение», часто является причиной замедленного выздоровления пациентов после хирургического вмешательства. Борьба с сенситизацией при повреждениях становится стратегией борьбы с болью. Клинические исследования уже подтверждают, что такая стратегия может значительно уменьшить катаболические реакции в послеоперационномв периоде и позволяет выписать пациента из больницы в более ранние сроки8,9,10.

Кроме того, боль оказывает негативное влияние на многие жизненно важные органы и системы. Только некоторые факты из немногих: центральная нервная система может отреагировать формированием хронического болевого синдрома, бессоницы, тревоги и аффективных расстройств; сердечно-сосудистая система – тахикардией, гипертензией, аритмией6.

Исследования в области стоматологии и хирургии показывают, что, последствиями процедуры без применения анестезирующего пособия для пациента могут быть страх, развитие стресса, увеличенный период реабилитации, возможность развития хронической боли (до 8 %), более редкое посещение врача или отказ от процедур. Для врача – рост осложнений, снижение частоты обращения, потеря пациентов7,11. Некоторые результаты этих исследований можно экстраполировать и на болезненные косметологические процедуры.

Последствиями процедуры без применения анестезирующего пособия для пациента могут быть страх, развитие стресса, увеличенный период реабилитации, возможность развития хронической боли (до 8%), более редкое посещение врача или отказ от процедур.

В 2000 году в статье «Местные анестетики и противовоспалительный ответ» Д. М. Холлман предположил, что анестетики, помимо блокады натриевых каналов в нервных клетках, в концентрациях, достаточных или даже меньших, чем требуется для блокады каналов, могут оказывать влияние на другие клетки и организмы. Установлено и задокументировано, что блокада нервов местными анестетиками является следствием их взаимодействия с натриевыми каналами, таким образом блокируется возбудимость мембраны нервной клетки и проведение импульса. Тем не менее значительная база исследований показывает, что локальные анестетики в концентрациях, достаточных для развития клинического эффекта, также действуют на обмен в калиевых и кальциевых каналах, а также на внутриклеточные механизмы. Широкий ряд эффектов включает многие аспекты активации и ответа клеток иммунной системы, так же как и эффекты на другие клетки (включая микроорганизмы, тромбоциты и эритроциты). Современные исследования подтверждают, что анестетики влияют на важные аспекты функций мембран. Детальные механизмы воздействия пока не до конца изучены, но исследования в этой области показывают большое сходство в результатах о противовоспалительных и антимикробных эффектах многих локальных анестетиков. Доказан противовоспалительный эффект местных анестетиков:

  • Блокада синтеза и высвобождения медиаторов воспаления
  • Антибактериальный эффект
  • Противовирусная активность
  • Противогрибковый эффект

Таким образом, применение местных анестетиков снижает выработку медиаторов воспаления и может уменьшить риск возникновения вторичной инфекции ввиду бактерицидного и противовирусного действия10,12.

После прочтения и осмысления данной информации вопрос «Быть или не быть?» отпадает сам собой.

Источники:

  1. По данным IMS за 2016 год.
  2. Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения Акриол Про. Регистрационный номер ЛП-004-175.
  3. Калви У., Уильямс Н. Фармакология для анестезиолога. М., 2007. С. 116–136.
  4. Lasers in Surgery and Medicine 23:167–171 (1998).
  5. Морган Дж., Мэгид С. М. Клиническая анестезиология. М. ; СПб., 2001. Кн. 1. С. 187–192.
  6. Грицай А. Н. Патофизиология боли. СПб., 2013. С. 3, 4.
  7. Белорусский государственный медицинский университет. 2-я кафедра терапевтической стоматологии. Терапевтическая Стоматология. Ч. 1 / под ред. А. Г. Третьяковича, Л. Г. Борисенко. С. 7.
  8. Давыдов О. С. Периферические и центральные механизмы перехода острой боли в хроническую и возможная роль ингибирования циклооксигеназы 2 в предотвращении хронизации болевого синдрома // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2016;8(2):10–16.
  9. http://rsra.rusanesth.com/publ/posleoperatcionnaya_bol.html
  10. Лахин Р. Е. Местные анестетики. СПб., 2013.
  11. Данилов А. Б., Давыдов О. С. Нейропатическая боль. М., 2007. С. 11; Давыдов О. С. Периферические и центральные механизмы перехода острой боли в хроническую и возможная роль ингибирования циклооксигеназы 2 в предотвращении хронизации болевого синдрома // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2016;8(2):10-16; Белорусский государственный медицинский университет. 2-я кафедра терапевтической стоматологии. Терапевтическая Стоматология. Ч. 1 / под ред. А. Г. Третьяковича, Л. Г.Борисенко. С. 4–7.
  12. Cassuto J., Sinclair R., Bonderovic M. Anti-inflammatory properties of local anesthetics and their present and potential clinical implications // Acta Anasthesiol Scand 2006; 50; 265–282.

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий