Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Этичная косметика – мифы и реальность

25.06.2013
17618
5 мин на прочтение
Удивительно, но покупая очередную помаду или гель для бритья, мы не задумываемся о том, что они могли стоить кому-то жизни. Это не громкое заявление и не призыв отказаться от косметики любимых брендов, а всего лишь повод задуматься, как использовать ту свободу потребительского выбора, которой нам посчастливилось обладать.

Какой вред может нанести животным косметика для людей?

Перед тем, как вывести на рынок какой-либо товар – будь то гигиенические средства или бытовая химия – он проверяется на возможность раздражения кожных покровов и слизистых человека. Помимо этого, его свойства тестируются на токсичность, мутагенное и канцерогенное действие. Несмотря на то, что строение кожных покровов человека и животных имеет заметные различия, опыты все же проводятся на братьях наших меньших. И выглядит все куда страшнее, чем представляют многие: мышкам не наносят тушь для ресниц и не красят их помадой.

Самый распространенный способ тестирования на животных – промышленный тест Драйзе, позволяющий определить воздействие вещества на слизистые. Как правило, концентрат определенного продукта наносят на роговицу кроликов, для чего животные фиксируются в станках. За изменениями наблюдают до полного отмирания роговицы, то есть от 3-4 дней до нескольких недель.

Обычный стиральный порошок, зубная паста или шампунь проходят несколько этапов тестирования на животных, в которых участвуют крысы, морские свинки, кролики, реже – собаки, кошки и обезьяны. В общей сложности в год гибнет порядка 100 млн подопытных животных. Много ли это? Особенно с учетом того, что жертв может вообще не быть? Безусловно, косметическая отрасль не единственная, где проводятся испытания на животных. Эксперименты нужны для испытаний лекарств, научных исследований и т.д. Однако именно в области разработки косметических средств проще найти альтернативные способы тестирования.

Этичная косметика

Не на людях же проверять!

Да, никому не приходит в голову проверять эффективность и безопасность детских шампуней на младенцах. Считается, что тестирование на животных дадут более точное представление о характеристиках косметической продукции. Вся проблема в нежелании менять то, что стало привычным. В мире инновационных технологий, в условиях современного бизнеса, где любое желание потребителя выполнимо, остались пережитки прошлого. Прежде, действительно, было не обойтись без тестирования на животных, но сейчас выход есть, и не один!

  • Компьютерные программы позволяют спрогнозировать опасность того или иного вещества в долгосрочной перспективе в совокупности с другими факторами. Нет смысла искать старых и молодых кроликов, достаточно ввести переменную возраста в программу, и получить результат. Он не будет точным на 100%, но его достаточно, чтобы сделать выводы о целесообразности применения данного состава.
  • Культуральные методы, предполагающие использование клеток и тканей, позволяют полностью воссоздать условия организма, который, собственно, и столкнется с продуктом. Способы выращивания культуры и питательные среды подбирают в зависимости от цели исследования. Например, тест Драйзе, о котором рассказывалось выше, можно проводить на оболочке простого куриного яйца.

«75% подопытных животных уже сегодня могли бы с успехом быть заменены культурами клеток, – утверждает Г.П. Червонская, вирусолог, член комитета по биоэтике РАН. – Эти методы более дешевы, эффективны, экспрессны и позволяют выявлять токсичность испытываемых препаратов на самом глубинном уровне – клеточном, а иногда и субклеточном».

Во всем мире так делают

Одно из самых распространенных заблуждений связано с неосведомленностью. От тестирования на животных как от непродуктивной практики отказались многие страны, и первой это сделала Великобритания, которая в 1998 году ввела на них запрет. В 2002 году страны Евросоюза поддержали эту инициативу, прекратив тестирование косметики на животных. Безусловно, для распространения подобного опыта потребовался не один год и уж точно не одна тысяча человек, которые подписывали петиции и обращались в госорганы.

Этичная косметика

К слову, во Франции, подарившей нам многие известные и любимые косметические бренды, закон против «опытов на кроликах» вызвал широкий общественный резонанс. Британскому Союзу за запрет вивисекции и Королевскому обществу по предотвращению жестокого обращения к животным пришлось провести массовый соцопрос, чтобы убедить французское правительство в необходимости этого законодательного акта. Более 60% французов высказалось против тестирования на животных.

В России, Белоруссии и Казахстане исследования без участия животных (или in vitro – от лат. «в стекле») стали применять в середине 2011 года. Однако опыты, проводящиеся «в пробирке» — вне живого организма, пока не смогли полностью вытеснить устаревшие способы тестирования. Даже несмотря на то, что 11 марта 2013 года в Евросоюзе вступил в силу юридический запрет на тестирование на животных при производстве косметических товаров и их ингредиентов. Пока 80% остального мира еще не поддержали этот запрет, существует необходимость маркировки этичной косметики – не тестирующейся на животных.

Этичной косметики мало, выбор ограничен

Не тестированные на животных товары организация «Люди за этичное отношение к животным» (всем известная РЕТА) заносит в белый список. Соответственно, есть и черный список, включающий марки, тестирующие свою продукцию на животных. Так вот черный список занимает 14 страниц, а белый – 26. Это говорит о том, что выбор этичной косметики достаточно широк, чтобы сравнить несколько брендов, серий, товаров, найти подходящий вариант и даже заменить его альтернативой.

Опознать этичную косметику, то есть ту, которая не проверялась на животных, просто – «следуйте за белым кроликом»! На самом деле привычным всем знак «Прыгающий зайка» (The Leaping Bunny), введенный в использование в Великобритании организацией Cruelty Free International, не единственный маркер этичной косметики.

Этичная косметика

Бренды, чья косметика производится с использованием ингредиентов, которые в течение 5 последних лет не были тестированы на животных, отмечают свой товар знаком синего круга с надписью «Not tested on animals».

Кроме того, распространена символика «Animal friendly». А продукция, в составе которой нет животных компонентов, выделяется буквой «V» (веган). Важный момент - «прыгающий зайка» сертифицирует лишь те марки, которые не представлены на китайском рынке, так как там любые импортируемые косметические товары по закону должны быть протестированы на животных.

В белом списке – этичная косметика самых различных сегментов – от масс-маркета до люкса. AHAVA, Chanel, Dr. Hauschka Skin Care, Gosh Cosmetics, LUSH Cosmetics, Paul Mitchell Systems, Payot, Shakira, The Body Shop, Zara – это лишь некоторые бренды, реализующие косметику, парфюмерию и бытовую химию, не тестирующиеся на животных. Как видите, выбрать есть из чего!

Безусловно, каждый сам решает, какой продукции отдавать предпочтение. Вопрос этики – это личное дело, и навязывать любые стандарты будет бессмысленно. Однако любой выбор должен быть осознанным, важно понимать, что вы покупаете, кто делает эту продукцию и каким образом.

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий
Еще по теме
День диагностики меланомы
Косметология
День диагностики меланомы
25 мая 2015 года в России в 9-й раз пройдет День диагностики меланомы – день, когда каждый желающий ...
Новинки Natura Bisse
Косметология
Новинки Natura Bisse
Испанский косметический дом Natura Bisse представляет сразу две весенние новинки для ухода за кожей ...