Статьи

Светотерапия или лечение светом. Как это работает

Светотерапия или лечение светом. Как это работает

Многие ли знают, что возможно избавить кожу от всех проблем с помощью…света? Для тех, кто еще не знает, предлагаем обзор применения света в современной косметологии.

Аппаратная косметология, Фотоомоложение

Интерес к фототерапии не угасает с конца 19 века, когда Эдвин Бэббитт опубликовал свою монографию «Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета». Монография эта была опубликована в 1878 году и вызвала целую волну откликов, к началу 20-го века светотерапия была уже полноценной частью физиотерапии в медицине, однако, и сейчас ученые находят все новые области применения для нее.

Свет обладает двойственными свойствами: он не только волна, но и поток частиц (фотонов, или квантов). Длина волны определяет глубину проникновения того или иного вида излучения в биологические ткани. Характер и интенсивность взаимодействия различных лучей с биологическими тканями зависит от энергии порции излучения — кванта.

Лазерное излучение является особым видом светового излучения электромагнитной природы, полученным с помощью оптических квантовых генераторов — лазеров. Оно более направленное, имеет узкий спектр, и соответственно, воздействие может быть более сильным. В медицине используют лазерное излучение различной интенсивности. Высокоэнергетическое (высокоинтенсивное) излучение находит применение в хирургической практике для рассечения и разрушения тканей; среднеэнергетическое (среднеинтенсивное) в основном используют в косметологической практике; низкоэнергетическое (низкоинтенсивное) — в физиотерапии.

В нашей коже есть вещества, способные взаимодействовать с квантами света, они называются хромофорами.

Каждый хромофор поглощает энергию лишь определенного диапазона; этот диапазон называют спектром поглощения.

Хромофоры содержатся как в эпидермисе, так и в дерме. После взаимодействия кванта с хромофором молекула хромофора переходит в возбужденное состояние, и передает энергию молекулам кислорода или других веществ. В конечном счете поглощенная энергия рассеивается путем теплообразования, флюоресценции и фосфоресценции.

Хромофоры кожи бывают двух типов:

• вещества, которые постоянно присутствуют в коже, в том числе нуклеиновые кислоты , белки , липиды , провитамин D3;

• вещества, которые образуются в других органах и попадают в кожу гематогенным путем, например порфирины.

Взаимодействие порфиринов с фотонами приводит, в частности, к возникновению эритемы. В норме порфирины содержатся в коже в следовых количествах. При некоторых болезнях (порфирии), приеме некоторых лекарств, содержание порфиринов в коже может увеличиваться, и реакция кожи на воздействие света усиливается.

Обрабатывая кожу различными веществами, имеющими свойства хромофоров, и воздействуя затем на кожу светом соответствующего диапазона, возможно влиять на самые разные свойства кожи, все зависит от цели.

Так, известен способ уменьшения растяжек, включающий обработку лечебным средством и последующее воздействие светом.

Компания PROCTER & GAMBLE запатентовала способ лечения целлюлита с помощью света. Кожу обрабатывают липолитическим или усиливающим метаболизм препаратом, и в последующем воздействуют инфракрасным светом диапазона 700-15000 нм, что усиливает действие препарата в несколько раз.

Для лечения морщин и других признаков старения кожи предложено несколько методов с использованием света. Одни включают воздействие на кожу лазерным излучением с длиной волны, подобранной таким образом, чтобы расслаблялись сосуды дермы, вследствие чего улучшается кровообращение.

Французская компания CIRD предложила метод уменьшения признаков старения кожи, основанный на взаимодействии света с веществами-хромофорами, нанесенными на кожу (патент США 6086580). Сначала кожу обрабатывают лечебным средством, выбранным в зависимости от имеющихся проблем – морщины, пигментные пятна, снижение тургора, и т.д.

Затем на кожу воздействуют светом, лазерное излучение специально подобранной длины волны поглощается молекулами вещества, возбуждает их с выделением тепловой энергии, и нужные свойства веществ проявляются сильнее, и там, где это необходимо, т.е. в дерме.

лечение светом

Патент США 6106514 описывает метод увеличения синтеза коллагена в коже под воздействием лазерного излучения. Существует довольно известный метод лечения акне с использованием света. М.Терман в 2000 году опубликовал исследование, в котором показал, что бактерии, вызывающие акне (Propionibacterium acne), содержат порфирин. Свет длиной волны 405-420нм активирует этот порфирин, что приводит к высвобождению кислорода, и гибели бактерии. Этот метод теперь достаточно широко используется.

Кроме того, при акне применяют и выше описанные методы, основанные на поглощении хромофорами света определенной длины волны.

Таким образом, применение света в косметологии все расширяется с появлением новых технических возможностей, и в тесном сотрудничестве с химиками, инженерами, микробиологами. Может быть, не за горами у нас и вечно молодая, чистая кожа?

Материалы подготовила Мария Алдошина