На сегодняшний день парфюмерно-косметическая продукция является достаточно сложной и разноплановой категорией потребительских товаров, да и продается по разнообразным каналам дистрибуции: специализированные магазины (до 25%), аптеки (9%), супермаркеты, прямые продажи (до 28%), интернет, рынки, салоны красоты. Остро ощущается недостаток квалифицированного персонала как на местах продаж, так и в контрольно-надзорных органах.
Общий объем рынка парфюмерно-косметической продукции (ПКП) в России в 2009 году составил ориентировочно 9 млрд. долл. США.
По данным собственных исследований, проведенных РПКА, в 2009 году в РФ выведено на рынок около 45000 наименований косметических продуктов различных категорий, в том числе около 8000 наименований создано на российских предприятиях. Позиции российских компаний наиболее сильны в сегменте дешевого масс-маркета, (розничная цена продукта - до 80 руб.) Большая часть этой продукции продается в регионах.
Попробуем перечислить основные текущие проблемы розничных продаж парфюмерией и косметикой:
- Открытые рынки и киоски составляют достаточно большой сегмент рынка продаж ПКП. Условия хранения и продаж на этих торговых площадях не регламентированы и вызывают большие сомнения.
- Сетевой маркетинг. Не определен порядок контроля за безопасностью и качеством продукции, квалификация консультантов в целом невысока и существует риск недобросовестных продаж, введения потребителя в заблуждение.
- Современная парфюмерно-косметическая продукция требует, в силу своего разнообразия, строгого соблюдения прописанных правил хранения каждой категории. В сетевом маркетинге, дистанционной торговле, интернет-торговле, на предприятиях индустрии красоты, оказывающих услуги, на открытых рынках и в киосках правила хранения требуют особого внимания и регламентации.
- Абсолютно отсутствуют какие-либо программы поддержки российских производителей на уровне розничных продаж. Нет специализированных магазинов, отделов в универмагах и т.д. Торгующим компаниям этот вид деятельности неинтересен по причине отсутствия каких-либо льгот для российской продукции и одновременно отсутствия у производителей достаточных рекламных бюджетов.
- В соответствии с новой редакцией закона ФЗ-61 РФ «Об обращении лекарственных средств» аптеки с 01.09.2010 могут торговать только «лечебной косметикой». Учитывая, что категории «лечебная парфюмерно-косметическая продукция» в законодательстве РФ не существует, и аптеки, и поставщики попадают в ловушку. Если до 1 сентября ситуация не будет исправлена, рынок лишится одного из важнейших устоявшихся каналов продаж. РПКА принимает активные меры для решения данной проблемы.
- Продажа косметики в салонах красоты и косметологических клиниках. В существующей практике салоны вполне могут продавать контрафактную либо просроченную продукцию. Не прописаны инструменты контроля за оборотом этой продукции в салонах красоты. Не определен порядок продаж профессиональной косметики дистрибуторами напрямую косметологам.
- Появилось достаточно большое количество продукции «профессиональная косметика на дому», продаваемой в рознице без контроля специалистов и с аннотациями, вводящими потребителя в заблуждение относительно простоты и безопасности применения продукта.
- Торговые сети и гипермаркеты заставляют поставщиков парфюмерно-косметической продукции при постановке товара «на полку» вносить тем или иным способом «входную плату» без всякой гарантии последующих объемов продаж, тем самым отсекая возможность большинству российских компаний выставлять свой товар.
- В контрольных и надзорных органах осталось крайне мало специалистов, имеющих достаточно компетенции, чтобы идентифицировать подлинность и оценить качество продаваемой современной парфюмерно-косметической продукции. Необходимы срочные меры по подготовке новых кадров в этой сфере.
- Нужна регламентация Интернет-торговли косметикой, которая сейчас позволяет продать любой контрафакт либо подделку.
В заключение можно было бы добавить, что процесс законотворчества в данной отрасли проходит при активном консультативном участии специалистов рынка, надеемся, что наши исследования, идеи и предложения будут находить свое отражение в принимаемых законах.
Беседовала Елена Москвичева
Комментарии