Именно он – этот рынок подделок - является настоящим бедствием для индустрии, потому что не только подрывает гарантии косметологических процедур, но и дезориентирует самих специалистов, которые перестают понимать, что хорошо, а что плохо, чему можно доверять, а чему уже давно нельзя.
Очень своевременным на этом фоне стал проект Национального Обществом Косметических Химиков при поддержке Российской Парфюмерно-Косметической Ассоциации - организация семинаров «Идентификация и фальсификация парфюмерно-косметических товаров».
Вела первое обучение О.Б. Горюнова - к.т.н., доцент кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Итак, сначала нам надо определиться с понятиями, что является фальсификацией и какие ее виды присутствуют на рынке индустрии красоты.
– это преднамеренные действия, направленные на обман потребителя путем подделки объекта купли-продажи.
Собственно, на рынке присутствует продукция нескольких категорий:
Оригинальная (фирменная продукция) – то есть легальный товар, произведенный производителем, обладающим правом на данную товарную марку.
Фальсифицированная продукция - нелегально произведенная под чужим зарегистрированным товарным знаком и с измененной технологической формулой.
Товары-заменители – это косметические продукты, копирующие легальную торговую марку внешне, но не сохраняющие ее потребительские свойства и продающиеся обычно по более низким ценам.
Некачественный (иначе -
дефектные) товары - продукты произведенные либо продаваемые с отклонением от существующих норм производства, транспортировки или хранения.
Незаконная продукция – легальный продукт, поступивший в продажу с нарушением норм таможенного законодательства.
Существует самые разные виды подделок, и мы сейчас их рассмотрим.
Ассортиментная фальсификация – это умышленное изменение основных товароведных характеристик: наименование, назначение, группы товара, марки. Цель такой фальсификации ясна - это снижение налогооблагаемой базы, уход от лицензирования и сертификации продукта.
Так при ужесточении правил оборота спиртосодержащих продуктов некий ряд косметических товаров был выпущен на рынок без указания в составе спиртов. Спиртосодержащие косметические продукты, в основном, используются в качестве подсушивающих кожу средств, и они как раз противопоказаны к применению при сухой и чувствительной коже. Так что фальсификация в данном случае наносит прямой вред потребителю.
Контрафактная фальсификация – это нарушение авторских прав на использование товарного знака либо имитация товарного знака до степени сходства.
Контрафактная продукция – это бич производителей, которые вкладывают деньги в рецептуру продукта, разработку фирменного стиля упаковки, раскрутку бренда, а потом встречают на рынке некачественный товар, который повторяет основные узнаваемые черты их продукции, чем и вводит в обман потребителя.
Так, совсем недавно на российском рынке появились лаки для покрытия ногтей китайского производства, повторяющие форму флакона одной известной торговой марки, название с небольшим изменением - другой.
Невнимательные потребители не вчитываются в каждую букву, приблизительного узнавания для них вполне достаточно, чтобы протянуть к товару руку и купить его.
В данном случае прямой ущерб нанесен компании-производителю и дистрибьютору, которые потратили немалые средства на рекламу продукта в России, на повышение его узнаваемости.
Количественная фальсификация – обман потребителя за счет уменьшения массы товара или увеличения объема упаковки относительно к массе товара.
Случалось ли вам покупать красивую объемную коробку, в которой лежал маленький флакончик духов либо баночку с кремом, дно которой было в два раза толще обычного?
Это тот самый случай, когда цена продукта не соответствует количеству его в упаковочной таре.
Стоимостная фальсификация. Даже одна компания-производитель может выпускать под одной маркой товары разной стоимости. К примеру, оригинальные духи и версию к ним. Версия будет стоить дешевле, но потребитель не узнает об этом, если продавец выставит товар по цене оригинала.
Стоимостная фальсификация особенно распространена при продаже ароматических жидкостей, которые подразделяются по концентрации душистого состава на:
- духи – концентрированные – 30 %, экстра- 15 %, духи – 10%;
- парфюмерные воды -10 % ароматических веществ, 75 %– спирта;
- туалетные воды – не менее 4% ароматических веществ;
- одеколоны – не менее 1,5 процента ароматических веществ;
- душистые воды – 1 процент ароматических веществ.
Сложность определения правильного товара заключается еще и в том, что стандарты разных стран могут разниться между собой, что дает возможность недобросовестным продавцам по-разному позиционировать продукцию, а следовательно, и манипулировать ценами на нее.
Информационная фальсификация – обман потребителя с помощью неточной или неверной информации о товаре на упаковке или таре. Чаще всего это делается в предреализационный период, при подготовке к продаже, например, истинная информация заклеивается стикером на русском языке, якобы для удобства покупателя. На самом деле под стикером может быть реальная дата производства или период реализации, который уже просрочен.
Каковы основные признаки фальсифицированных товаров в индустрии красоты?
Подделка товарно-сопроводительных документов – накладных, сертификатов, таможенных документов и т.д. Таким образом недобросовестный продавец пытается скрыть:
- страну-производителя;
- время прохода товара через таможню (чтобы скрыть дату производства при коротком сроке годности);
- незаконность продукта (отсутствие сертификатов говорит о том, что качество и безопасность товара никто не гарантирует).
Упаковка – у поддельного товара она однозначно ниже качеством, чем у оригинала – это касается как качества самой упаковки – картона, бумаги, целлофановой пленки, качества банки или флакона, качества пульверизаторов, дозаторов и пробок, характерна также нечеткая печать названия.
Интересное наблюдение: у оригинала целлофан должен быть склеен специальным образом на боку, там, где сходится правый и левый край, а верхняя и нижняя плоскость коробки заклеиваются таким образом, чтобы целлофан сходился уголками. Если картонная тара просто закатанная в тонкий полиэтилен (подобие пищевой пленки) - это точно подделка.
Маркировка. Потребителя должны насторожить отсутствие аннотации на русском языке, знака соответствия отечественным стандартам, отсутствие даты изготовления, состава и срока годности, а также страны- производителя и почтового адреса компании-производителя.
Низкое качество продукции. Для разных товаров оно определяется по-своему:
Комментарии