Вопрос актуальный, что подтверждает целый пакет документов, утвержденных Правительством России и Министерством здравоохранения.
В 2012 году в стране была выстроена трехступенчатая система контроля качества медицинских услуг, утверждены его виды: государственный, ведомственный и внутренний.
Кроме того, 4 октября 2012 году было принято постановление Правительства РФ N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", где сказано, что "вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Итак отныне при оказании платной медицинской услуги на первый план выходит критерий ее качества, которое проверяется контролирующими органами, руководителем учреждения здравоохранения и самим потребителем, а на площадке Второй бизнес-лаборатории «Риски эстетической медицины» были рассмотрены практические вопросы создания современной системы менеджмента в салоне красоты, центре эстетической медицины и клинике пластической хирургии.
Открыла работу бизнес-лаборатории краткая информация о пакете нормативных актов, с которыми теперь руководителям клиник косметологии и эстетической медицины предстоит работать.
Далее Е.В. Москвичева, заместитель главного редактора портала 1nep.ru, аналитик индустрии красоты рассказала о видах и формах внешнего и внутреннего контроля качества медицинской услуги:
С 1 января 2012 года в России вступил в силу Федеральный закон № 323 "Об основах охраны здоровья граждан". В нем отдельная статья 87 посвящена контролю качества и безопасности медицинской помощи. Принципы, изложенные в данной статье, равно касаются как медучреждений государственной и муниципальной, так и частной форм собственности.
В докладе были подробно проанализированы виды и формы контроля, при этом каждое положение нормативного акта подтверждалось историей из судебной практики, поскольку проверки в 2012 году были не только частыми, но и профессионально организованными - проверяющие органы методично и основательно изучали все внутренние документы салонов красоты и косметологических клиник.
Е.В.Москвичева рассказала и об информационных системах в сфере здравоохранения, которые осуществляют сбор, хранение, обработку и предоставление информации о частной системе здравоохранения.
Научившись работать с информационными ресурсами, анализируя информацию, имеющуюся в отраслевых базах данных, сегодня можно контролировать процесс создания предприятия, его лицензирование, приобретение той или иной медицинской техники, наем на работу специалистов с соответствующей квалификацией, использование зарегистрированных лекарственных средств и косметических препаратов.
Эти ресурсы могут быть использованы как государственными контролирующими органами, так и ведомственными. Кроме того, они порождают еще один вид контроля, который пока не прописан в документах - потребительский контроль, сущностью которого становится возможность, реально существующая для пациента, до начала получения медицинской услуги узнать и оценить информацию о медорганизации, специалистах, услуге, методиках, препаратах и аппаратах, включенных в технологию услуги.
О принципах анализа медицинской документации при ведомственном контроле участникам бизнес-лаборатории рассказала И.В. Маева, специалист Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения г. Москвы.
Речь шла, в частности, о том, на основании каких документов и что именно проверяется при оценке качества оказания медицинской помощи.
Так, участники конференции узнали, что оформление клинического диагноза считается юридически грамотным только в том случае, если оно соответствует стандартам МКБ10 (Международная классификация болезней), названия услуг должны соответствовать Номенклатуре медицинских услуг.
Информация о пациенте и услуге должны быть занесена в карту согласно новым требованиям персонифицированного учета. Также подробно было рассказано и о том, как должен выглядеть договор на оказание медицинской услуги и информированное согласие. Исполнительный директор первой саморегулируемой организации в России НП "Объединение частных медицинских клиник и центров", эксперт Федеральной антимонопольной службы России по здравоохранению, член совета Росздравнадзора по вопросам затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства С.В. Лазарев построил свое выступление на анализе положения дел в косметологических клиниках разных регионов России, особое внимание уделив внутренним стандартам оказания медицинской помощи и, на их основе, контролю качества работы медперсонала.
Актуальные вопросы экспертизы качества медицинской помощи в области косметологии стали темой выступления врача по контролю качества медицинской помощи и юриста ООО "Институт профилактики" А.В.Ковтуна.
Он подробно рассмотрел системные причины возникновения конфликтов, основные факторы, действующие на удовлетворенность пациента качеством медицинской услуги. Особый интерес у слушателей вызвал алгоритм проведения экспертизы качества медицинской услуги, в том числе в эстетической медицине.
Об образовании врача-косметолога и медицинской сестры по косметологии как гаранта качества медицинской услуги в рамках бизнес-лаборатории говорили специалисты кафедры дерматовенерологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова И. Н. Скорогудаева и А.А. Федоров.
Оживление в зале и дискуссию в кулуарах вызвал призыв Ирины Николаевны Скорогудаевой брать на работу молодых специалистов без опыта работы, но с документами, которые соответствуют требованиям Минздрава и новым отношением к косметологии, как медицинской отрасли.
Косметология - как отрасль медицины была главной темой в докладе генерального директора ООО "МедЭстетика" В.В. Зорилэ. Он говорил о нормативных требованиях к медицинской карте и маркетинговых возможностях этого документа.
Во время доклада Виталий Валентинович продемонстрировал разработанный в компании "МедЭстетика" образец медицинской карты для клиники эстетической медицины.
Сразу добавим, что еще один образец медицинской карты был любезно предоставлен участникам РЭМ врачом из Казани С.Л. Жабоевой.
Кроме того, участники бизнес-лаборатории получили образцы договоров на оказание медицинских услуг и информированных согласий, диск с нормативными документами за 2012 год и рабочую тетрадь с практически полезно информацией по отрасли. Во время работы РЭМ главные врачи и руководители клиники смогли получить стендовые консультации. Этот уже ставший традиционным способ практических занятий для участников РЭМ, обретает все большую популярность.
И.Ф. Пинский, управляющий партнер компании "Микеле" , показал, как можно провести расчет эффективности работы салона красоты при помощи онлайн-калькулятора.
А.Г. Погосян, генеральный директор портала 1.nep.ru, продемонстрировал, как руководители и врачи могут проверить регистрацию медизделий, лицензий, лекарственных препаратов и косметических средств при помощи государственных онлайн-реестров.
Завершилась работа бизнес-лаборатории традиционным обзором судебных решений, связанных с исками к предприятиям эстетической медицины, сессией вопросов и ответов.
Участники бизнес-лаборатории "Риски эстетической" медицины из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Смоленска, Владимира, Кемерово, Казани, Сочи, Екатеринбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону, Липецка, Калуга, Иваново, Саратова, Саранска, Перми, Пскова, Чебоксар высоко оценили организацию мероприятия, профессионализм и компетентность участников и практически в полном составе подали предварительную заявку на участие в Третьей бизнес-лаборатории "Риски эстетической медицины", которая пройдет в начале лета 2013 года и будет посвящена позиционированию клиники эстетической медицины в потребительской среде.
Подробнее о Третьей бизнес-лаборатории "Риски эстетической медицины"
Комментарии