С 2009 года в стране идет медленное, но упорное возвращение косметологии в лоно официальной медицины, а значит, меняется порядок оказания медицинской помощи.
В том числе издаются нормативные акты и по поводу штатного расписания кабинета косметологии. Это всем уже известный Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 г. № 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология".
В приложении к приказу приводятся рекомендуемые штатные нормативы, отвечающие на вопрос, нужна ли медсестра в косметологии:
N |
Наименование должности |
Количество штатных
|
1. |
Врач-косметолог |
не менее 1 должности |
2. |
Медицинская сестра |
не менее 1 должности |
3. |
Санитарка |
не менее 0,25 должности |
В разных случаях рядом с врачом может работать и выполнять предписания, то есть оказывать услуги по назначению врача, либо "медсестра по косметологии", либо "медицинская сестра по массажу".
Наличие в одном кабинете двух медицинских сотрудников встретило глухое сопротивление и со стороны работодателей, и со стороны самих работников.
Чем недовольны работодатели?
Увеличением количества работников, следовательно увеличением и отчислений в государственные страховые фонды.
Чем недовольны работники?
Тут придется сказать всю правду...
Поскольку долгое время медицинские сестры выполняли самостоятельно часть работ, которые однозначно считаются врачебными, им совсем не хочется отдавать клиентов и определенный заработок врачам. И вообще они за годы самостоятельной работы отвыкли от многовековых правил субординации в медицине.
Врачам в большей степени тоже не нужна медсестра по косметологии, нет желания делиться клиентами - это раз, не нужны посторонние при проведении процедур, потому что не все деньги за них поступают в кассу заведения, кроме того, молодые врачи-косметологи не умеют руководить средним медперсоналом, не обучены этому в вузе...
Предполагаю, что предыдущие абзацы вызовут неприятие в медицинской среде, не хочу обвинять всех огульно, но что есть, то есть...
Еще в 2011 году вопрос о том, нужна ли медсестра по косметологии в кабинете, был задан главному внештатному специалисту по дерматологии и косметологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ, президенту общероссийской общественной организации «Российское общество дерматовенерологов и косметологов», академику РАМН, д.м.н, профессору Анне Алексеевне Кубановой.
Она ответила, что врач может работать один в кабинете, если возьмет на себя обязанности медсестры по косметологии.
Давайте посмотрим, что же это за обязанности медицинского персонала?
Они прописаны в приказе Министерства здравоохранения и социального развития № 541н от 23 июля 2010 г. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
Нас интересуют должностные обязанности среднего медицинского персонала, работающего в клинике косметологии. Поскольку в справочник еще не внесены характеристики специалиста медсестры по косметологии, мы обращаемся к статьям общего характера:
Должностные обязанности медсестры:
Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Медицинская сестра процедурной
Должностные обязанности медицинского персонала. Выполняет назначенные лечащим врачом процедуры, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом. Помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач. Производит взятие крови из вены для исследования и отправляет ее в лабораторию. Обеспечивает учет и хранение лекарств группы А и Б в специальных шкафах. Обеспечивает соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете при проведении процедур. Стерилизует инструментарий и материал. Составляет требования на получение инструментария, оборудования, медикаментов и перевязочного материала и получает их в установленном порядке. Ведет учетно-отчетную документацию. Контролирует санитарно-гигиеническое содержание процедурного кабинета. Обязанности медицинского персонала включают сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Кое-что нам не пригодится, например уход за больным на дому или просвещение близких родственников, но, в основном, все перечисленные должностные обязанности медицинского персонала обеспечивают процесс оказания медицинской помощи и необходимы к исполнению в кабинете косметологии в том числе.
То есть, прямо говоря, если врач не хочет, чтобы в кабинете работала медсестра по косметологии, и работодатель (владелец клиники) с ним в этом солидарен, значит он (врач) должен выполнять перечисленные выше обязанности самостоятельно. И эти обязанности должны быть внесены в приложение к трудовому договору в качестве общей должностной инструкции, на нее будут ориентироваться при регламентации порядка оказания медицинской помощи
Иначе как потом объяснить проверяющим органам, что в клинике никто не отвечает, например, за утилизацию медотходов после процедуры и асептику и антисептику?
И главный вопрос, на основании какого документа возможно возложить на врача все описанные выше обязанности и утвердить порядок оказания медицинской помощи?
Есть такой документ!
Это приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 марта 2012 г. № 239н "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала".
Респект всем, кто сквозь название приказа пробрался к этим строкам:)
Лица с высшим медицинским образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии диплома о высшем медицинском образовании по специальности, соответствующей требованиям к образованию, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.
Экзамен проводится комиссиями, которые создаются образовательными центрами, имеющими государственную аккредитацию.
Для сдачи экзамена соискатель представляет заявление с приложением копии документа, удостоверяющего личность, диплома о высшем медицинском образовании.
Итак, что осталось сделать? Найти такую комиссию...
Либо привыкнуть к мысли, что врач-косметолог должен принимать пациента в сопровождении медсестры по косметологии...
Комментарии