Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Каждый пациент хочет знать...

11.03.2014
5794
11 мин на прочтение
Москвичева Елена Васильевна
В свете последних событий на рынке рекламных услуг и законодательных инициатив, которые ограничивают  доступ информации непосредственно к пациенту, интересно было бы рассмотреть нормативные документы, которые определяют правила предоставления медицинских услуг и понять, что, когда и в какой форме  медицинская организация все-таки должна рассказать пациенту о предстоящем медицинском вмешательстве.

Не то чтобы может, а именно ДОЛЖНА.

Впервые об этом четко сказано в Федеральном законе №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации". В этом документе появляется понятие "информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство".

Статья 20 Федерального закона провозглашает необходимым предварительным условием медицинского вмешательства дачу информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Следовательно, перед началом оказания услуги пациент должен знать о ней все. Но в Федеральном законе №323 не сказано, что это такое - "перед началом услуги", какой временной отрезок это понятие вмещает.

Когда он может узнать "все"? За год, полгода или за месяц до принятия решения о медицинском вмешательстве?

Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" определяет место и время информирования пациента - это момент подписания договора на оказание платной медицинской услуги.

Это постановление ставит знак равенства между понятиями "потребитель" и "пациент". Посмотрим, как это делается:

"Потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

О том, что в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливается право на полную информацию об услуге, мы уже прочитали выше. А вот как распространяет это требование Постановление 1006, которое касается непосредственно платных услуг и, следовательно, косметология, подпадает под его "юрисдикцию" целиком и полностью.

Итак:

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:
а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Один момент из вышеприведенного отрывка надо пояснить. Стандарты оказания медицинской помощи выполнять при оказании платных услуг необязательно. Это, скорее, экономический показатель, он имеет значение и применяется при бесплатной медицинской помощи, которая гарантирована государством. В платной клинике или же в государственной, но при получении платных услуг, пациент (он же потребитель) может получить набор услуг по стандарту, больше него или меньше.

И раз уж мы провели связь между понятиями "потребитель" и "пациент", то стоит посмотреть еще на один документ: Закон N 2300-1 "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года.

Вот что говорит статья 8 Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах):

"Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

... информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ..."

Итак, нас убедили - информация об услуге должна быть предоставлена в полной форме и до момента предоставления самой услуги - перед подписанием договора на ее оказание. И тут никакие запреты на предоставление пациенту рекламной информации не работают, потому что сведения об услуге носят не рекламный, а информационный характер и обязательно должны быть донесены до пациента!

Трудно себе представить ситуацию, когда администратор клиники рассказывает пациенту о том, в чем будет заключаться медицинское вмешательство, также понятно, что у врача нет времени подробно информировать пациента в устной форме о всех нюансах услуги до того, как он подпишет договор. Информацию можно разместить на сайте, как предлагает постановление Правительства №1006 и на рецепции, но не стены же ею оклеивать!

Таким образом, единственно возможным и приемлемым как для исполнителя, так и для потребителя способом является составление информационного досье на услугу, где будет записано все, что необходимо знать при заключении договора и подписании информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

Составить такой документ на каждую услугу прайса - задача главного врача, это зона его ответственности (и об этом мы будем подробно говорить на V бизнес-лаборатории "Риски эстетической медицины" 29 мая 2014 года).

Пока же приведем образец того, как можно составить подробное досье на услугу и при этом заключить его в определенный алгоритм, который позволит не упустить малейших деталей услуги.

Составим такой документ на одну из услуг. К примеру, на лазерное омоложение.

Все названия препаратов и приборов вымышлены, номера регистрационных удостоверений также, чтобы наш пример не носил рекламного характера. Однако у себя в клинике главные врачи просто подставят информацию из документов в свободные графы:

Инфодосье на медицинскую услугу

№ лицензии клиники и данные выдавшего лицензионного органа, вид деятельности, указанный в приложении к лицензии (согласно Постановлению правительства №291 "О лицензировании медицинской деятельности...")

Лицензия № ЛО-50-08-239075 от 3 октября 2011 года, выдана Департаментом здравоохранения Москвы

Вид деятельности: косметология

Название услуги по Номенклатуре медицинских услуг (по приказу Минздравсоцразвития № 1664н "Об утверждении Номенклатуры медицинских услуг)

A22.01.002 Лазерная шлифовка кожи

Номер утвержденной Росздравнадзором медицинской технологии (если имеется)

ФС№2010/219 Применение лазерной системы ХХХХХ в дерматокосметологии

Аппараты, используемые при оказании услуги (номер регистрационного удостоверения Росздравнадзора)

Лазерная система

ФСР 2012/13164 от 11.08.2010

Лекарственные средства, используемые при оказании услуги (номер регистрационного удостоверения Росздравнадзора)

Анестетик

П N011936/01 от 17.04.2011

Косметические средства, используемые при оказании услуги (номер декларации соответствия или регистрационного удостоверения ТС)

Регенерирующий крем

RU.77.99.34.001.Е.015635.11.12 от 06.11.2012

Квалификация специалиста, который оказывает услугу (по приказу Минздравсоцразвития № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" и приказу Минздравсоцразвития №381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Косметология")

Врач-косметолог

Наименование кабинета, в котором оказывается услуга (по приказу Минздравсоцразвития №381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Косметология")

Кабинет аппаратных методов лечения в косметологии

Соответствие кабинета требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", номер санэпидзаключения, выданного на помещение салона красоты или клиники

Кабинет соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10, санэпидзаключение №50.99.04.567.009876.08.01 от 24 апреля 2010

выдано территориальным управлением Роспотребнадзора

И это будет как раз тот документ, который содержит полную информацию об услуге. Его можно держать в папке на стойке рецепции и предъявлять потребителю услуги, можно хранить в кабинете врача, оказывающего эту услугу, можно повесить и сайт.

И теперь - по секрету. Только составив такое досье на все услуги, прописанные в прайсе клиники, вы поймете, работаете ли в зоне легальной косметологии или же каждый день нарушаете законы.

И тут немного о наказаниях:

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КоАП 14.7. Обман потребителей (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 194-ФЗ)

Обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

КоАП. Статья 6.28. Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий

Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

КоАП. Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств

2. Продажа недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств для медицинского применения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Впечатляет? Тогда вернемся к тому, с чего начали... Информация о медицинской услуги для пациента обязательна. И у вас при ее обработке есть возможность оценить свое место в косметологии.

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий