С 18 по 21 июня 2025 года прошел XXVIII Петербургский международный экономический форум. В его рамках в первый день состоялась сессия для специалистов сферы косметологии «Комплексный подход. Красота равно здоровье?». Участники обсудили антивозрастную медицину, разницу между косметикой и космецевтикой, биохакинг, новые запросы пациентов и проблемы, с которыми сталкиваются врачи-косметологи. Мы в 1nep.ru прослушали все выступления спикеров и собрали главные тезисы сессии.
«Снэпчат-косметология призывает пациентов ожидать от косметологических процедур эффекта, как на фото с фильтрами. В результате мы видим гиперкоррекцию. Это явление связано с дисморфией — заболеванием, для которого характерна зацикленность на особенностях своего тела. Его лечат психологи или психиатры, к которым мы и должны направлять таких пациентов. По результатам исследования в нашей клинике, дисморфию заподозрили у 4,7% пациентов пластических хирургов и косметологов, что соответствует международным данным. Для скрининга дисморфии мы создали анкету. Она есть в открытом доступе» — Екатерина Круглик, к.м.н., Главный врач сети клиник пластической хирургии и косметологии VIP Clinic.
«Ожирение тоже бросает серьезные вызовы для нашей отрасли и сказывается на здоровье россиян. По данным за 2024 год, 40 млн россиян страдают ожирением. К 2030 году их число возрастет до 57 млн. Около 41% женщин думают о похудении каждый день, лишь 15% устраивает их вес. При этом препараты, которые способствуют снижению веса, серьезно влияют на рынок косметологии. К 2030 году россияне потратят 120 млрд рублей на такие препараты. Их прием сказывается на состоянии кожи: меняется лицо, выпадают волосы, появляются ментальные проблемы. Мы должны понимать, как помогать таким пациентам», — Анна Дычева-Смирнова, управляющий директор ExpoVisionRus, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации.
Подробно о новом тренде «третье пространство» рассказала Анна Дычева-Смирнова, управляющий директор ExpoVisionRus, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации:
«48% россиян считают уход за кожей частью заботы о здоровье. Среди людей 25-45 лет этот показатель превышает 65%. Еще 10 лет назад все было иначе. Исследования говорят о том, что здоровье кожи сказывается на физическом и психическом здоровье. В косметологии играют роль эмоциональные факторы. Сейчас очень развита функциональная косметика и парфюмерия, целью которых является не только уход за кожей, но и повышение настроения. По сути, это ароматерапия.
Один из драйверов трендов потребительского поведения — выгорание. С хронической усталостью сталкивается 47% россиян, особенно женщины в возрасте 30-50 лет. Появляется тенденция: пациент приходит к врачу-косметологу не только за решением конкретной проблемой, но и за приятными эмоциями. Человек нуждается в радости, и забота о себе ее дает.
Аналитики InterCHARM провели исследование и выяснили, что человек хочет третье пространство. У нас есть дом, где мы выполняем определенные функции, есть работа, где мы тоже трудимся. Нам нужно третье пространство, для отдыха и восстановления. Его рождают салоны красоты и клиники косметологи, где человек может почувствовать себя комфортно, получить позитивные эмоции и решить те задачи, которые стоят перед ним. Процедуры скажутся не только на его внешности, но и за эмоциональном состоянии.
Раньше наша отрасль стигматизировала. Женщинам говорили, что нужно делать выбор: быть красивой или умной. Если же ты ухаживаешь за своей кожей, значит ты поверхностно относишься к себе, ведь можно было почитать книгу или написать диссертацию. Сейчас мы от этого ушли. Люди идут к косметологу не из-за тщеславия, а потому что у них есть эмоциональная потребность и проблемы, которые решает врач. Это «третье пространство», которое им необходимо.
Сейчас женщина 50 лет может открыто назвать свой возраст и гордиться тем, как она выглядит. Сознание потребителей изменилось. Люди не молодятся, они следят за своим здоровьем, а наша красота — это отражение здоровья тела, кожи и психики».
«Чем отличается космецевтика от лекарств? Лекарства проникают глубже в дерму , а космецевтика и косметика работают только на поверхности кожи. При этом космецевтика более активная, чем косметика. Если космецевтику комбинировать неправильно, то она фактически превращается в агрессивное лекарство и может вызвать повреждение кожи. Если использовать множество средств с активными компонентами, то их высокие дозы и неправильная комбинация вызывают химический ожог кожи и дерматит. Когда мы назначаем пациентам активные компоненты, им нужно сопровождение. Не обязательно врачебное, иногда достаточно косметолога-эстетиста», — Екатерина Круглик, к.м.н., Главный врач сети клиник пластической хирургии и косметологии VIP Clinic.
«Большое количество пациентов ориентируется на мнение блогеров, но не все из них ответственно относятся к донесению информации до потребителя. Часто человек без правильной диагностики кожи и рекомендаций врача начинает злоупотреблять космецевтикой. Поэтому мы потом видим у 38% россиян сенсибилизацию кожи. Кроме того, более 80% женщин неправильно диагностируют свою кожу и не могут определить ее тип. Отсюда идет неверный подбор домашнего ухода. Если мы бы сейчас хотели ввести ограничения на продажу космецевтики или рекомендацию, что ее можно выписывать только по рецепту, то не смогли бы. У нас нет регулятора, потому что официально термина «космецевитка» не существует ни в России, ни за рубежом»,— Анна Дычева-Смирнова, управляющий директор ExpoVisionRus, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации.
«Люди считают, что если косметика продается в аптеке, значит она кем-то проверена, безопасна и лучше той, что в магазине. Но аптека — та же торговая точка. Космецевтику нужно выбирать осознанно вместе с врачом-косметологом. Еще потребители проверяют вещества из состава на специальных сайтах, не учитывая их дозировки, комбинации и синергию. Поэтому мы сотрудничаем только с клиниками и салонами красоты, где рекомендации по домашнему уходу дают врачи. У команды бренда Ellior очень жесткие стандарты качества, любовь к делу и вера в потенциал России. Речь не просто про импортозамещение. Наша продукция вышла на международный рынок и показала, что российский бренд может конкурировать с иностранными, — Элен Волова, основатель Ellior.
«Российские бренды косметики и космецевтики — это история успеха. За последние годы на рынке появилось много профессиональных средств отечественного производства. Мои читатели 5 лет назад выбирали дорогие западные бренды, сейчас же селебрити и простые потребители пробуют российскую продукцию и признаются ей в любви. Это роскошные продукты, не уступающие мировым аналогам, но по более доступной цене», — Елена Эбади, журналист, эксперт по antiage, основательница коммуникационного агентства ProBeauty Agency.
«Косметология 20 лет назад и сегодня отличается. Это не только маски, пилинги и ботулотоксин. Сейчас косметология — это научная специальность, по которой защищаются диссертации и кандидатские. В ней используют лекарственные средства и медицинские изделия. Современная косметология — это регенеративная медицина. Мы используем серьезные технологии: мезенхимальные стволовые клетки, адипоциты, различные аппараты для омоложения. За последние несколько лет я посетила большое количество международных мероприятий эстетической медицины. Я являюсь научным руководителем крупнейших конгрессов по эстетической медицине в России. Слушая профессионалов со всего мира, я отмечаю, что наша русская эстетическая медицина находятся на очень высоком уровне доказательной медицины», — Екатерина Круглик, к.м.н., главный врач сети клиник пластической хирургии и косметологии VIP Clinic.
«Сейчас в косметологии подключают ИИ, чтобы персонализировать подход, применяют стресс-менеджмент и гаджеты, чтобы уменьшить биологический возраст. Биохакинг актуален. Например, в нашей клинике есть тест TruAge для определения биологического возраста. Он показывает 75 маркеров старения. Еще мы используем трекеры глюкозы и кольцо-трекер для контроля пульса и фазы глубокого сна. Когда пациент понимает, как функционирует его организм, он старается следить за своим здоровьем. Врачи же по гаджетам видят отклонения от лечения, например, в питании, и корректируют рацион пациента. К сожалению, многие врачи-косметологи практически не владеют информацией о биохакинге, теориях старения, не фокусируются на клетках и ДНК», — Мадина Магомедова, основатель, главный врач клиники антивозрастной и эстетической медицины Dermavi.
«Я замечаю, что формируется новая профессия — специалист антивозрастной медицины. Сейчас ее официально нет, при этом врач-косметолог должен разбираться в эндокринологии, диетологии, терапии и других специализациях. Мы охватываем все. Только дерматовенеролог-косметолог зажат в рамках клинических рекомендаций и не имеет права выписывать пациентам препараты вне своего профиля. Возможно, настала пора для новой профессии. Мы не должны стоять на месте», — Мадина Магомедова, основатель, главный врач клиники антивозрастной и эстетической медицины Dermavi.
«Сейчас врачи-косметологи пытаются на себя взять не только свою профессию, но еще и профессию эндокринолога, терапевта, диетолога, гастроэнтеролога и так далее. Насколько это реалистично? Если бы я занималась всем, что есть у моих пациентов, тогда я, получается, и дисморфию должна лечить. Нет. У каждого врача огромный пласт знаний и опыта по своей специализации. Как это все освоить одному? Кроме того, у нас прекрасные университеты, которые дают выпускникам по специализации «Лечебное дело» отличную базу знаний. Единственное, что требует дополнительного изучения, это возможности в диагностики, те же тестовые системы, которые появляются каждый год», — Екатерина Круглик, к.м.н., главный врач сети клиник пластической хирургии и косметологии VIP Clinic.
«Даже если человек не ходит по врачам, он с большой вероятностью дойдет до косметолога. Междисциплинарный подход подразумевает перенаправление пациента от врача-косметолога к узким специалистам для лечения и контроля. По своей профессии я очень много путешествовала, посещала центры красоты в разных странах. Такого комплексного подхода и акцента на здоровье пациента, я не встречала нигде в мире», — Елена Эбади, журналист, эксперт по antiage, основательница коммуникационного агентства ProBeauty Agency.
«Женщинам 45+ лет, которые хотят выглядеть на 30 лет, следует в первую очередь заниматься гормональным здоровьем с правильными гинекологами-эндокринологами, которые разбираются в биохакинге, способы правильно поставить многочисленные диагнозы, выявить дисфункции и продлить вашу молодость. Врачи-косметологи работают в обязательной связке с терапевтами, эндокринологами, психологами и другими специалистами. Это очень важно», — Ирина Шапиро, основатель клиники эстетической медицины «OMNY Beauty Clinic».
С 1 сентября 2025 года в силу вступает закон, запрещающий размещение рекламы на на сайтах, веб-страницах и в приложениях нежелательных организаций. В этот список входят Instagram*, Facebook*. Напомним, по общему правилу за нарушения в сфере рекламы должностному лицу или ИП грозит штраф от 4 тыс. до 20 тыс. руб., а компании – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Евгений Этин, директор по связям с государственными органами, RWB (Объединенная компания Wildberries & Russ) уточнил у представителей Роскомнадзора: «Что делать с теми креативами, блогами, роликами, передачами, рилсами, которые были созданы ДО 1 сентября? Их тоже нужно удалить или за них штрафовать не будут?»
«Если рекламная интеграция продолжает быть рекламной интеграцией, значит, реклама продолжает распространяться в интернете. Если эта рекламная интеграция с 1 сентября 2025 года сохраняется, то ее лучше удалить. Мы смотрим на факты. Реклама есть в интернете? Есть. Она распространена на запрещенном ресурсе? Да. Точнее даже распространяется, то есть это происходит продолжительное время, даже после 1 сентября. Если материал промаркирован и признан рекламой, то за это полагается штраф, потому что с 1 сентября рекламу на определенных ресурсах размещать запрещено. Если материал не промаркирован, то полагается штраф за отсутствие маркировки. В любом случае распространять рекламу на запрещенных ресурсах с маркировкой или без с 1 сентября будет запрещено. Лучше ее убрать сейчас, чем потом столкнуться со штрафами», — Владимир Логунов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Подробнее о дальнейших изменениях в сфере регулирования рекламы рассказал Антон Немкин, член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи: «С 1 сентября 2025 года вступает правило: нельзя размещать рекламу в экстремистских запрещенных сетях. Теперь о перспективных решениях:
* Принадлежат компании Meta Platforms Inc, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории Российской Федерации.