Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Патогенез и возможности коррекции отеков у пациентов на приеме у врача-косметолога

26.10.2023
21668
9 мин на прочтение
Иванов Александр Игоревич
В работе врач-косметолог часто сталкивается с такой проблемой, как различные виды нарушения микроциркуляции. Каждый специалист решает ее по-своему. В статье коротко изложу свое авторское видение, остановлюсь на основных механизмах патогенеза, а также предложу практические способы решения данной проблемы.

Я посвятил 15 лет изучению темы нарушений микроциркуляции и нашел ряд простых, но важных методик, которые помогут вам. Для начала выделим виды часто встречающихся нарушений трофики и сопутствующих процессов. В патогенезе отека можно выделить системные и местные механизмы1.

Хронические отеки на лице – самые распространенные в северных регионах страны2. Различают деформационно-отечный, усталый-отечный и смешанный морфотипы. Это мультифакториальное состояние, но в каждом случае есть доминирующие факторы. Разберем основные причины отечности тканей.

Важные причины – патологический стресс, малоподвижный образ жизни. Как следствие может развиться гипертонус мышц шейно-воротниковой зоны, лица и головы, нарушение кровоснабжения мозга, а также венозно-лимфатического оттока из мягких тканей лица.

На системном уровне мы можем получить различные неврологические расстройства, в том числе нарушение сна, тревогу, головные боли3. Выглядеть отдохнувшим с такими симптомами, cогласитесь, очень сложно. Сон – главный биологический механизм восстановления всех функций организма, в том числе уровня ряда гормонов.

На местном уровне в мягких тканях возникает межклеточной отек различной степени. Нарушается рH тканей (ацидоз), развивается оксидативный стресс, создаются условия для развития воспалительной реакции, снижается клеточная активность в целом. Фибробласты менее активно синтезируют межклеточный матрикс, активируются механизмы патологического коллагенообразования, угнетается ангиогенез.

Важно отметить, что для активности клеток необходимо высокое качество межклеточного матрикса с нормальными обменными процессами. Также на макроуровне страдает связочный аппарат и лицевая мускулатура. Происходит гипертрофия ПЖК по причине замедления обменных процессов, формирование патологической соединительной ткани в ряде жировых пакетов на лице, в частности назолабиальной, нижнешеечной, субментальной и малярных зонах. Такие изменения сопровождаются выраженной отечностью и приводят к репозиции мягких тканей (птозу).

Часто в практике я сталкиваюсь с дефицитными состояниями организма, роль которых часто недооценивают. Выявляется низкий уровень половых гормонов, гормонов щитовидной железы, витаминов (Д, Е, С, фолиевой кислоты) и различных аминокислот.

Для справки. Патология со стороны важнейшей для оксигенации тканей и митохондриальной активности железосвязывающей системы может приводить к снижению активности клеток в целом по всему организму. Также мы видим снижение в организме содержания макро- и микроэлементов: селена, цинка, меди, магния и йода. Дефицит этих важных веществ часто приводит к нарушению различных механизмов метаболизма и в комплексе с гипертонусом мышц является основной проблемой северных народов4.

Для борьбы с системными отеками и профилактики подобных изменений необходимо учитывать и своевременно устранять причинные факторы. Я часто рекомендую своим пациентам сдать анализы на самые частые виды дефицитов и для коррекции отклонений направляю к специалистам: эндокринологам, нутрициологам и диетологам.

Также рекомендую внимательно осматривать и пальпировать мышцы шейного отдела позвоночника и лица, выявлять спазмы и болезненность у пациентов, склонных к хроническим отекам лица. Многолетний опыт показывает, что при системных нарушениях гемодинамики местные дренажные методики дают короткий и нестойкий результат. Как мы можем помочь в этом случае? Можно применить ряд простых эффективных методов, которые затрагивают системные патогенетические механизмы, и с высокой вероятностью позволят скорректировать нарушения и получить хороший эстетический результат5.

Магистральная мезотерапия – это разновидность фармакопунктуры. Этот тип воздействия имеет три звена действия6:

  • депонирование небольших доз препарата в ПЖК для пролонгированного действия;
  • воздействие на биологически активные точки;
  • миорелаксация за счет болевого воздействия иглой на область гипертонуса мышц.

В качестве основных в магистральной терапии лучше использовать препараты сосудистого действия, такие как Гинкго Билоба (неселективный вазодилататор) и рутин (венотоник). Этот набор препаратов в магистральной мезотерапии позволяет дополнительно улучшить трофику тканей и укрепить венозную стенку. Процедуры назначаются как в комплексе с другими манипуляциями, так и монотерапии курсом от 3 до 10 процедур один раз в неделю. При местном введении хорошо себя зарекомендовали препараты на основе полидезоксирибонуклеотидов, которые следует вводить курсами в зависимости от плотности препарата. Эти вещества благоприятно воздействуют на клеточные механизмы репарации, что позволяет вывести клетки из патологического стресса.

Хорошие результаты дает параллельное в комплексе с магистральной мезотерапией назначение фармакопейных препаратов для усиления венозно-лимфатического оттока – системных венотоников и лимфодренажных препаратов. Для восстановления эластичности венозной стенки необходимо использовать системные венотоники, поскольку при длительных венозных дисфункциях и чрезмерном гипертонусе мышц может происходить расширение вен шеи.

Важно! Для получения максимального результата необходимо воздействовать на все звенья патогенеза.

Пациент с выраженным спазмом мышц височной и шейно-воротниковой зоны после трехнедельного курса магистральной мезотерапии (3 сеанса), трехнедельного приема венотоников и лимфодренажных препаратов с однократным инъецированием 2% полинуклеотида во все зоны лица бугорковой техникой с первого дня терапии.

...
До
...
После

С местными отеками разной степени выраженности в рамках нашей работы мы встречаемся каждый день и должны грамотно помочь пациенту. Самые частые причины местной отечности в эстетической медицине7:

  • Отеки посттравматические – связаны с различными инвазивными методиками, включая мезотерапию, нитевой лифтинг, имплантацию филлерами и другие.
  • Отеки при гиперкоррекции филлерами, особенно часто встречающиеся при подкожном введении, возникают из-за сдавления местных венозных и лимфатических сосудов. Это приводит к локальному отеку, механизм развития которого схож с таковым при деформационно-отечном морфотипе. В последнее время это сверхактуальная проблема при бьютификации лица филлерами на основе гиалуроновой кислоты.
  • Отеки при чрезмерном использовании высокомолекулярной нестабилизированной гиалуроновой кислоты при биоревитализации. В основе отека лежит чрезмерная гидратация тканей.
  • Отеки могут наблюдаться у пациентов при имплантации нитей, особенно на основе полимолочной кислоты, у пациентов с различными типами нарушений микроциркуляции за счет местных воспалительных явлений.

Самые частые из перечисленных – это посттравматические отеки. Зачастую они сопровождаются различными по степени выраженности и локализации гематомами. Посттравматическое воспаление характеризуется явлениями альтерации, сосудистой реакции с экссудацией и миграцией лейкоцитов, а также пролиферацией. Следует отметить, что под воздействием нейрогуморальной регуляции, преимущественно под влиянием вазоактивных медиаторов воспаления, в очаге воспаления возникает сосудистая реакция и происходит нарушение микроциркуляции. С точки зрения практики очень важен этап экссудации, характеризующийся повышением проницаемости сосудистой стенки, внутрисосудистого гидродинамического давления, коллоидно-осмотического давления и нарушением лимфотока. Именно в этот момент пациенты испытывают неприятные ощущения, сопровождающиеся отеком и болью за счет сдавления нервных окончаний. Длительность экссудации, раннего этапа воспаления, очень сильно влияет на скорость последующего восстановления, поэтому крайне важно минимизировать негативное воздействие на ткани.

Посттравматические кровоподтеки и гематомы возникают вследствие разрывов сосудов. Изливающаяся кровь проникает в окружающие ткани и пропитывает их, образуя кровоподтек. Образуется гематома – полость, заполненная кровью под кожей или между мышцами8.

Кровоподтеки бывают поверхностными и глубокими. Первые обычно располагаются в подкожной клетчатке.

Просвечивая через кожу, кровоподтеки придают слабый или выраженный багрово-синий цвет. Если кровоподтек локализуется в кориуме, то цвет кровоподтека багровый. В зависимости от количества крови гематомы могут сопровождаться припухлостью, уплотнением и болью при пальпации. Поверхностные кровоподтеки, особенно в рыхлой клетчатке, куда кровь легко изливается, заметны уже через 20–30 минут, причем их интенсивность и площадь увеличиваются, пока изливается кровь.

В первые 2–3 дня глубокие кровоподтеки могут не определяться. Однако красящее вещество крови диффундирует и позже окрашивает кожу сразу в зеленоватый или желтый цвет. Начальный цвет кожи от просвечивания излившейся крови багрово-синий; со временем цвет меняется: кровоподтек, как говорится, «цветет».

Наиболее типичен переход первоначального сине-багрового цвета кровоподтека в зеленый, зеленого – в желтый, а желтый, постепенно ослабевая, исчезает. Однако кровоподтеки (кровоизлияния) на слизистой век, в белочной оболочке глаз, на слизистой губ обычно не меняют цвета, их багрово-красноватая окраска бледнеет и сходит на нет.

На месте кровоподтека чаще всего следов не остается, но иногда на какое-то время сохраняется буроватая пигментация.

«Цветение» кровоподтека зависит от изменений пигмента крови. Излившаяся кровь быстро свертывается, отделившаяся сыворотка всасывается. В зависимости от распада гемоглобина сине-багровый цвет кровоподтека может переходить в зеленый, если доминирует образование биливердина, и в желтый, если образуется билирубин.

Сине-багровый цвет кровоподтека переходит в зеленый обычно на 4–8-й день от момента происшествия, а затем спустя еще 5–7 дней – в желтый, после чего постепенно исчезает.

Период разрешения кровоподтеков и гематом во многом определяется преобладающим видом нарушений микроциркуляции, которые я описал выше.

Поэтому в моей практике дополнительно к вышесказанным системным методам я использую фармацевтическое средство для лечения посттравматических отеков и гематом, лекарственный препарат для местного использования, Детрагель®9. Он содержит два патогенетичных компонента для борьбы с местными посттравматическими отеками и гематомами:

Гепарин натрия 100 МЕ, оказывающий действие:

  • Антикоагулянтное – активирует антитромбин III.
  • Улучшение микроциркуляции – активирует тканевой обмен, благодаря этому ускоряет процессы рассасывания гематом.
  • Противовоспалительное – инактивирует лизосомальные ферменты и положительно заряженные молекулы медиаторов воспаления за счет собственного отрицательного заряда, подавляет дегрануляцию и адгезию нейтрофилов.
  • Репаративное – подавляет гиалуронидазу, сдвигая баланс в сторону чистого синтеза протеогликанов, укрепляя стенку сосуда и окружающих его тканей.

Эсцин, оказывающий действие:

  • Противоотечное – повышает сенсибилизацию ионных каналов к ионам Ca2+, приводящей к «эффекту закупоривания» мелких сосудов.
  • Противовоспалительное – блокирует каскад арахидоновой кислоты на уровне фосфолипазы А2.
  • Репаративное – подавляет ферменты эластазу и гиалуронидазу, сдвигая баланс в сторону чистого синтеза протеогликанов, укрепляя стенку сосуда и окружающих его тканей.
  • Антиоксидантное – регулирует окислительное фосфорилирование и синтез АТФ в митохондриях.

Третьим компонентом являются эссенциальные фосфолипиды – обеспечивают трансдермальный липосомальный транспорт10.

Применение с первого дня лечения препарата Детрагель®, даже в монотерапии, приводило к значительному уменьшению посттравматических симптомов, снижению отечности в области повреждения, ускорению разрешения гематом и кровоподтеков. Эти эффекты способствуют более раннему купированию болевого симптома11.

Хочу обратить внимание на отсутствие сухости на коже после его применения за счет энхансера изопропанола, который входит в состав препарата и в отличие от этанола испаряется быстрее и не сушит кожу12.

Препарат Детрагель® рекомендуется применять 2–3 раза в день до 15 дней для любой части тела, за исключением слизистых оболочек. Он может применяться как самостоятельно, так и в дополнение к вышеуказанным методам, противопоказаний к этому нет13.

Применение препарата Детрагель® в монотерапии при отеке и гематомах после постановки линейных нитей Screw в область верхней и нижней губы со второго дня в течение 5 дней.

...
До
...
После

Применение препарата Детрагель® в монотерапии при отеке и гематоме после постановки линейных нитей в область средней и нижней трети лица у пациентки с тромбоцитопенией со второго дня в течение 5 дней.

...
До
...
После

Выводы

Хочу посоветовать внимательно учитывать патогенез конкретного пациента и правильно подбирать протоколы лечения.

Источники:

  1. Шток В. Н. Головная боль: патогенетические типы и подходы к патогенетичеcкой фармакотерапии // РМЖ. 1998;1:5. https://doi.org/10.5144/0256-4947.2021.127
  2. Рустембекова С. А., Аметов А. С., Тлиашинова А. М. Элементный дисбаланс при патологии щитовидной железы // РМЖ. 2008;16:1078. URL: https://www.rmj.ru/articles/endokrinologiya/Elementnyy_disbalans_pri_patologii_schitovidnoy_ghelezy/#ixzz85OPnWmQT; Цопанов К. М. Проблема йододефицита в современной России / К. М. Цопанов, А. А. Гозюмов. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 25 (420). С. 221-223. URL: https://moluch.ru/archive/420/93346/; Арияванша, Р.Т.К., Баснаяке, Б.Ф.А., Карунаратна, А.К. и др. Дополнения к кинетике Михаэлиса-Ментена для отдельных параметров. Sci Rep 8, 16586 (2018).
  3. Девликамова Ф.И., Хайбуллина Д.Х., Максимов Ю.Н., Губеев Б.Э. Цервикокраниалгия: множество причин, одна проблема // РМЖ. 2019;9:4-10. URL: https://www.rmj.ru/articles/bolevoy_sindrom/Cervikokranialgiya_mnoghestvo_prichin_odna_problema/#ixzz85OJ12Ty3
  4. Сельчук В.Ю., Чистяков С.С., Толокнов Б.О., Манзюк Л.В., Никулин М.П., Юрьева Т.В., Кононец П.В., Титова Г.В. Железодефицитная анемия: современное состояние проблемы. РМЖ. 2012;1:1. URL: https://www.rmj.ru/articles/onkologiya/Ghelezodeficitnaya_anemiya_sovremennoe_sostoyanie_problemy/#ixzz85OORNy1D
  5. Озерская О.С. Мезотерапия в дерматокосметологии. СПб.: Искусство России, 2003; Богачев В.Ю., Болдин Б.В., Туркин П.Ю. Современная терапия хронических заболеваний вен нижних конечностей: в фокусе — трансдермальные флеботропные препараты // РМЖ. 2018;6(II):61-65. URL: https://www.rmj.ru/articles/angiologiya/Sovremennaya_terapiya_hronicheskih_zabolevaniy_ven_nighnih_konechnostey_v_fokuse_transdermalynye_flebotropnye_preparaty/#ixzz85OVZG7qy; Ким Т., Хо Си, Он Г.В., Хо С.Дж., Юнг В.К. Применение полидеоксирибонуклеотида, полученного из морских организмов: его потенциал в биомедицинской инженерии. Mar Drugs. 2021 22 мая;19 (6):296. doi: 10.3390/md19060296. 4
  6. Carella S, Ruggeri G, La Russa R, Volonnino G, Frati P, Onesti MG. Clinical Management of Complications Following Filler Injection. Aesthetic Plast Surg. 2022 Apr;46(2):886-894. doi: 10.1007/s00266-021-02650-4; Патофизиология воспаления / М.Э. Колпакова, Е.Ю. Васина, С.А. Шестакова; под ред. проф. Т.Д. Власова. СПб.: Издательство СПбГМУ, 2015.
  7. Морфологические особенности некоторых телесных повреждений (принципы описания)/ Эделев Н.С., Колпащиков Е.Г., Володин С.А., Зайцева-Ильиногорская Л.И., Барулин В.Н., Квасников А.Д., Краев И.П., Пухов С.В., Ухов С.О. 1991.
  8. Судебно-медицинская экспертиза / А.Ф. Рубежанский - Киев: "Здоровъя", 1976. С. 39; Осложнения контурной инъекционной пластики лица: мировой и российский опыт Журнал: Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2019;(4): 54-75. DOI 10.17116/plast.hirurgia201904154 ; Sirtori CR. Aescin: pharmacology, pharmacokinetics and therapeutic profile. Pharmacol Res. 2001 Sep;44(3):183-93. doi: 10.1006/phrs.2001.0847; Humphries D, Wong G, Friend D, Gurish MF, Qiu WT, Huang C, Sharpe AH, Stevens RL. Heparin is essential for the storage of specific granule proteases in mast cells. Nature. 1999;400(6746):769-772. https://doi.org/10.1038/23481; Page C. Heparin and Related Drugs: Beyond Anticoagulant Activity. ISRN Pharmacol. 2013;2013:1-13. https://doi.org/10.1155/2013/910743; Blume, Gabriele. (2023). Flexible Liposomes for topical Applications in Cosmetics. URL: https://www.researchgate.net/profile/Gabriele_Blume/publication/265230684_Flexible_Liposomes_for_topical_Applications_in_Cosmetics/links/58079def08aefaf02a2c5ce6/Flexible-Liposomes-for-topical-Applications-in-Cosmetics.pdf
  9. Общая характеристика лекарственного препарата Детрагель. ЛП-№(002615)-(РГ-RU).
  10. Савельева М. И., Сычев Д. А. Возможности трансдермальных систем доставки лекарственных средств, применяемых при хронических заболеваниях вен // Флебология. 2018. Т. 12. №. 1. С. 40-49.
  11. Арсланагич И., Бркич Н. Наш опыт в лечении острых спортивных травм // Медицинский архив. 1982. Т. 36. № 4.
  12. Богачев В. Ю., Болдин Б. В., Туркин П. Ю., Лобанов В. Н. Местные препараты в лечении и снижении частоты развития нежелательных реакций после склеротерапии телеангиэктазов // Ангиология и сосудистая хирургия. 2019. 25(4):102
  13. Российские клинические рекомендации по лечению пациентов с С1 клиническим классом хронических заболеваний вен (ретикулярные вены и телеангиоэктазии) // Амбулаторная хирургия. 2020. № 3-4.


Материал предназначен для специалистов здравоохранения

Реклама:

АО «Сервье»
Erid: 5jtCeReNwy8YtoKwYeTF9BZ

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий