С 5 по 8 июня 2024 года прошел XXVII Петербургский международный экономический форум. В первый день в его рамках состоялась сессия для врачей-косметологов «Безопасная красота: как совместить доступность и качество препаратов для инъекционной эстетической медицины?». Участники обсудили состояние и возможное развитие рынка эстетической медицины, серый сегмент, влияние импортозамещения и проблемы в косметологии. Мы в 1nep.ru прослушали все выступления спикеров и собрали главные тезисы сессии.
«Динамика рынка эстетической медицины положительная. Доля отечественных товаров выросла: в 2022 году она составляла 27,5%, а в 2023-м — 28,4%. Более того, производители открыты к диалогу и готовы взаимодействовать по вопросам доработки медицинских изделий. В сфере косметологии стало больше исследований и научных работ от российских ученых. Наши разработки конкурентоспособны с зарубежными», — Наталья Мантурова, заведующая кафедрой пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, главный внештатный специалист пластический хирург Министерства здравоохранения РФ.
«Россия на мировом рынке эстетических процедур занимает значительную долю — 10%. Объем рынка РФ эстетической медицины и пластической хирургии в 2023 году составил около 100 млрд рублей. К 2030 году ожидается рост на 187%. За год россияне делают 7,5 млн косметологических инъекций. И это лишь то, что официально зафиксировано в медицинских центрах. Из них 30% приходится на ботулинотерапию», — Елена Эбади, журналист, эксперт по antiage, основательница коммуникационного агентства ProBeauty Agency.
«Увеличивается доверие к российской продукции. В 2021 году в клинике Dega для инъекционных процедур в 97% случаев использовали зарубежные препараты, а в 2024 году — 51%. Пациенты все чаще интересуются, какие отечественные новинки есть на рынке косметологических услуг», — Екатерина Шостак, врач-дерматолог, косметолог, заведующая отделением косметологии клиники эстетической медицины Dega в Санкт-Петербурге.
«Мы открыли клинику эстетической и антивозрастной косметологии Dermavi в Москве два года назад и сразу начали практику на отечественных препаратах. Столкнулись лишь с тем, что многие пациенты не осведомлены, какие препараты им вводили ранее», — Мадина Магомедова, основательница и главврач клиники эстетической и антивозрастной косметологии Dermavi.
Наиболее развернутый отчет о проблемах в косметологии предоставила Ирина Филатова, член комитета Государственной думы по защите конкуренции: «Растет рынок косметологических проблем, поэтому все больше нарушений в этом сегменте. Основные проблемы, с которыми обращались в Госдуму чаще всего за последний год:
«Мы столкнулись с тем, что пациент не готов воспринимать новые названия и приходит не с жалобой на морщины, а запросом поставить определенный препарат в конкретной дозировке в выбранные им зоны. Потребитель читает информацию о препаратах в свободных источниках и сам выбирает нужный. Проблемы российских производителей в слабом маркетинге и информационном просвещении пациентов. Вторая проблема — предвзятое отношение к новинкам у врачей-косметологов. Некоторые сотрудники просят закупки иностранных препаратов, потому что выбирают то, что на слуху», — Екатерина Васильева, основательница клиники косметологии Artleo Clinic в Москве.
«С недоверием к отечественным препаратам борются с помощью экскурсий на заводы производителей. Такие мероприятия увеличивают доверие к брендам и врачей-косметологов, и владельцев бизнеса. Кстати, не все иностранное сертифицированное сырье успешно проходит проверку качества в России, наши требования выше», — Елена Эбади, журналист, эксперт по antiage, основательница коммуникационного агентства ProBeauty Agency.
«В год в лаборатории фармацевтической компании Solopharm приходит более 500 врачей-косметологов для знакомства с отечественными производителями косметологических препаратов. Доверие к российским брендам растет, но до сих пор применяется иностранное оборудование и некоторое сырье», — Илья Платонов, директор по продвижению косметологии российской фармацевтической компании Solopharm.
«Потребитель получает информацию о сфере косметологии через социальные сети, сайты, журналы, мнения селебритис. Поэтому предоставлять ее от первого лица должны врачи-косметологи. Докторам нужно говорить о препаратах, осложнениях, контрафакте. Надо предавать огласке случаи использования некачественных препаратов, чтобы показать пациентам последствия выбора серого рынка косметологии», — Елена Добросердова, заместитель директора по маркетингу и продажам «АксельФарм» и «Ингал».
«Информировать нужно не только пациентов, но и косметологов, которые работают в регионах. По моим наблюдениям, уровень осведомленности тех, кто работает в крупных городах, выше, чем уровень тех, кто работает в регионах. Еще следует пересмотреть регулирование контента, который люди имеют право публиковать в социальных сетях. В целом есть ограничения для сферы медицины, но их недостаточно», — Анна Калинина, врач-стоматолог, ортодонт стоматологии Prodent.
Спикеры сессии также отметили необходимость контроля за косметологическими препаратами и связанные с этим проблемы: ужесточение контроля влечет за собой сложности для официальных клиник и врачей-косметологов, при этом на серый рынок мало влияет, фальсификат и контрафакт по-прежнему продаются в России, в том числе на маркетплейсах.
Глобальные проблемы рынка эстетической медицины обсуждали в рамках форума «Лекарственная безопасность» — ежегодного флагманского события, которое объединяет государство, бизнес и представителей общества и затрагивает все аспекты отечественного здравоохранения и фармацевтической отрасли. В этом году мероприятие состоялось в четвертый раз.
Комментарии