Стресс как неспецифический ответ организма на любой стрессор будущие врачи изучают на четвертом курсе медицинских университетов, затем стресс входит в жизнь каждого человека в часто используемых выражениях «У меня сильный стресс» или «Я в стрессе». Все привыкли использовать слово «стресс», но что конкретно мы вкладываем в это понятие.
Известный австрийский врач Гансу Селье в своей книге писал:
«Стресс – это не просто нервное напряжение».
Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. Недавно доктор Дж. Мейсон, бывший президент Американского психосоматического общества и один из наиболее известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса, посвятил прекрасный очерк анализу теории стресса. Он считает общим знаменателем всех стрессоров активацию физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор, и, конечно, такие стрессоры обычно наблюдаются у пациентов психиатра.
Но помимо эмоциональных раздражителей существуют и другие стрессоры:
Стресс – это общий адаптационный синдром, совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животных и человека при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей (Ганс Селье).
Сам Ганс Селье называл стресс «ароматом и вкусом жизни» и говорил, что избежать его может только тот, кто ничего не делает.
На прием к врачу-косметологу приходят условно здоровые люди, и как завещал нам Гиппократ: «Лечение не должно быть серьезнее заболевания».
Что в первую очередь делает врач на первичной консультации? Собирает анамнез. Но как часто среди базовых вопросов (есть ли аллергические реакции, как переносится топическая анестезия, какие имеются хронические болезни, есть ли гепатит B, C или ВИЧ) косметолог задает целый ряд неспецифических вопросов? Например, сколько часов в день спит пациент? Сколько работает? Когда последний раз был в отпуске? Сколько белка в день употребляет? Какие макро- и микронутриенты принимает?
Зачем задавать эти вопросы перед проведением ботулинотерапии, аугментации губ или лазерных процедур?
Ответ предельно прост: если на кушетке пациент в хроническом стрессе, перетекающим в дистресс, процедура может пойти не так, как вы запланировали. Мы постоянно наносим контролируемую травму пациенту, но все ли под контролем?
Воспаление – это аутохтонный процесс, и, начавшись в одной точке, он пройдет все стадии и этапы, закончившись процессом пролиферации. На разных этапах этот процесс может пойти по аварийному пути и закончиться формированием нежелательных явлений или осложнений. Кожа является не только мишенью для ключевых стрессовых медиаторов, но и сама вызывает различные иммунные и воспалительные реакции.
При стрессе кортикотропин (ACTH), кортикорелин (CRH) и их рецепторы продуцируются кератиноцитами эпидермальных и волосяных фолликулов, меланоцитами, себоцитами и тучными клетками. Функции этих гормонов в коже разнообразны и специфичны.
При активации стрессом надпочечники высвобождают адреналин и норадреналин, а также катехоламины через симпатико-надпочечниково-медуллярную ось (SAM). Адреналин синтезируется в кератиноцитах, адренорецепторы присутствуют как в эпидермальных кератиноцитах, так и в меланоцитах. В кератиноцитах адреналин вызывает значительное увеличение АТФ, который увеличивает концентрацию кальция. Кальций может регулировать пролиферацию и дифференцировку эпидермиса, возможно, адреналин может влиять на состояние эпидермиса. Адреналин влияет и на функции фибробластов, в том числе миграцию и производство коллагена, что важно при заживлении ран.
Кожа очень хорошо иннервирована, периферические нервы могут также влиять на состояние кожи посредством секретируемых факторов, таких как нейропептиды.
Исследования также показали, что нарушение барьера происходит во время стресса, что приводит к обострению сухости кожи и других кожных заболеваний. Исследования также продемонстрировали, что глюкокортикоиды приводят к нарушению кожного барьера. Глюкокортикоиды ингибируют синтез липидов, приводя к снижению производства и секреции пластинчатых тел. Choi et al. показали, что психологический стресс привел к уменьшению синтеза липидов, а также к нарушению в образовании пластинчатого тела.
Митоген – активированные белковые протеинкиназы (МАРК). Они активируются через факторы роста и играют роль в клеточной пролиферации и дифференциации, реагируют на стрессовые раздражители:
Группа ученых исследовала действия гидрокортизона на синтез гиалуроновой кислоты в человеческом дермальном матриксе. С этой целью человеческие дермальные фибробласты культивировали в условиях без сыворотки и в присутствии различных количеств гидрокортизона. Было показано, что низкие концентрации гидрокортизона усиливают синтез гиалуроновой кислоты в человеческом дермальном эквиваленте, а более высокие концентрации вызывали ингибирование синтеза гиалуроновой кислоты.
Эти предварительные эксперименты предполагают, что гидрокортизон при более высоких концентрациях может оказывать ингибирующее действие на синтез на ранней стадии гликолитического пути, что может привести к истощению клеточного пула прекурсоров, необходимых для синтеза гиалуроновой кислоты.
Переводя на практический язык последние научные исследования, минимальное количество стресса, который Селье и называл «солью жизни», способствует усилению омоложения кожи, а вот переход в дистресс запускает каскад патологических реакций, которые приводят к преждевременному старению и – что самое главное – мешают формировать нормальный клеточный ответ на косметологические инвазивные и терапевтические процедуры.
Чтобы максимально облегчить жизнь практикующего врача-косметолога, наш редактор Майя Куриленко задала вопросы психиатру:
Как выявить пациента в хроническом стрессе?
Для клинической практики важно различать, что такое хронический стресс и выраженные стрессовые события. На заболевания кожи, действительно, чаще влияет хронический стресс. Вызвать его может напряженная работа, связанная с необходимостью постоянно концентрировать внимание (менеджер крупных проектов) или связанная с необходимостью контактировать с негативно настроенными людьми; длительная напряженная семейная ситуация (бракоразводный процесс, хронический больной в семье и т. д.).
Острые стрессовые события, как правило, имеют небольшое влияние (Psychosomatic factors of atopic dermatitis exacerbation), однако важно упомянуть, что чувствительность к внутренним и внешним факторам может различаться, и часть людей обладает высокой эмоциональной чувствительностью. В таком случае их эмоциональные реакции могут протекать и с включением различных кожных проявлений.
Как проявляются стрессовые реакции на поведенческом уровне?
Довольно часто хронический стресс приводит к увеличению общего уровня тревоги и беспокойства, что в свою очередь может приводить к следующим эффектам – увеличению двигательной активности, повышению потоотделения. Можно заметить бессознательные автоматические расчесывания кожи, ощущение кожного зуда как проявление тревоги, автоматическое выдергивание волос, расчесывание волос.
Какие есть способы определить стресс у внешне успешной пациентки?
Для этого врачам общей практики будет достаточно либо овладеть основами работы со Шкалой Гамильтона (она заполняется самим врачом по результатам разговора с пациентом) (Шкала гамильтона для оценки депрессий), либо предложить пациенту опросник «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» (HADS).
На что обратить внимание в поведении, речи, какие наводящие вопросы стоит задать?
В поведении и речи стоит обращать внимание на мимику и жестикуляцию, тон голоса. Уверен, что в большинстве случаев у любого человека можно заметить тревогу и беспокойство! Если у специалиста появилось впечатление, что есть снижение настроения или тревога, важно провести оценку по шкале Гамильтона или предложить заполнить опросник. В зависимости от результатов можно уже решить, отправлять ли на консультацию к специалисту.
Ниже мы собрали факторы, которые могут указывать на то, что косметологическая процедура может закончиться неудачно для пациента и доктора.
Еще в 2013 году опубликовано исследование, согласно которому хронический недосып у женщин вызывает раннее старение кожи, более медленное восстановление от внешних стрессоров, таких как ультрафиолетовое (УФ) воздействие и другие факторы окружающей среды (Oyetakin-White 2013).
При стрессе возрастают риски внутреннего ожирения. При этом примерно каждый четвертый не подозревает у себя повышенный сахар, а около половины женщин, имеющих в анамнезе гестационный сахарный диабет, имеют риск развития СД 2-го типа в течение пяти-десяти лет после родов. По прогнозам ВОЗ диабет будет занимать седьмое место среди причин смертности в 2030 (Projections 2006).
В списке заболеваний, связанных со стрессами, доминируют неврозы. Под неврозами понимается группа нервно-психических заболеваний, возникающих в основном вследствие длительных психических переживаний, перенапряжений при выполнении чрезмерных по сложности и трудоемкости дел, недостаточного отдыха, сна. Косметолог в своей практике чаще всего сталкивается с эскариированными акне, навязчивыми движениями, связанными с расчесываниями кожи. Расстройства пищевого поведения (РПП) также являются психологической проблемой, возникающей вследствие постоянного стресса. В этих случаях чувство голода вызывается снижением выработки гормона лептина, который отвечает за процессы, связанные с аппетитом. С такими расстройствами очень сложно справиться лишь нормализацией собственной жизни, и почти всегда требуется помощь психиатра. Кроме того, сами по себе РПП могут наносить вред здоровью, как в случае с дисбалансом калорий, витаминов и микроэлементов, что в свою очередь может приводить к худшему заживлению после лазерных и инъекционных процедур.
Стресс стал общеупотребительным словом, однако мы призываем не путать физиологический стресс с избыточным нервным напряжением. Врач-косметолог оказывается диспетчером, который может диагностировать хронический стресс и помочь выйти из этого патологического состояния. У пациента со здоровым адаптационным ответом и все косметологические процедуры протекают с более четким результатом и сниженными рисками.