Greening SPA – в гармонии с природой и с собой

21.03.2011
Статья
8326
11 мин на прочтение
Статья
21.03.2011
8326
11 мин на прочтение
Тенденции Greening SPA  отображает стремление владельцев курортных SPA  не только подарить своим посетителям процедуры, основанные на безопасных и полностью натуральных продуктах, но и организовать свой бизнес таким образом, чтобы это не наносило ущерб окружающей природе.

Понятие «SPA» постепенно, но уже достаточно основательно вошло в наше сознание и в нашу жизнь. Мы уже привыкли, что наряду с широчайшим выбором традиционных косметологических услуг в салонах красоты зачастую есть и особая категория уходов, в названии которых фигурирует слово SPA.

Все больше открывается специализированных центров городского и загородного типа концептуально предназначенных для предоставления SPA-услуг.

И если в салоны красоты и косметологические кабинеты мы приходим с целью получения конкретного эстетического результата, то SPA позволяет нам кроме физических показателей достичь некоего душевного равновесия, за счет глубокого расслабления дает возможность качественного отдыха и обретения чувства внутренней гармонии.

Собственно эту идею и выражает девиз Международной Ассоциации СПА (International SPA Association – ISPA): Relax, Reflex, Revitalize and Rejoice (Расслабляйтесь, Размышляйте, Возрождайтесь и Радуйтесь).

Экскурс в историю

Если заглянуть глубоко в историю, то само понятие SPA, с его общепринятым значением «лечение через воду», предполагает воздействие на организм воды из естественных природных источников. И этим уже тесно связывает нас с природой. Да и где еще в век безумных скоростей и высоких технологий можно насладиться тишиной и покоем, как не на природе, вдали от городов, наполненных звенящим металлом и глянцевым стеклом?

Первые SPA были именно курортными. Они были расположены вблизи различных водных источников (курорт Винсента Пришнитца, основанный в Германии еще в 1829 г., Кавказский Боржоми, Баден-Баден) или на побережье озер, морей и океанов (многочисленные центры Талассо во Франции). А в качестве главных целебных компонентов использовались воды, природные грязи и глины, травы и, конечно же, отдых и свежий воздух.

Когда в конце двадцатого века SPA шагнули в города в виде веллнесс-центров и так называемых салонов day-SPA, их целью с самого начала было погрузить своих клиентов в некий особый мир, полный заботы и комфорта, оторвать от повседневной суеты, помочь им гармонизировать свои ощущения и мысли. Поэтому изначально в оформлении интерьеров преимущество отдавалось природным материалам, живым растениями и различным водным композициям (ручейкам, фонтанчикам), которые призваны были вызывать ассоциации с природой, покоем и тишиной.

Понятия «SPA» и «натуральность» также тесно связаны, как «SPA» и «вода». Деревянная мебель в кабинетах, обертывания на водорослях и природных грязях, ароматерапия и растительные масла для массажа, ингаляции трав в термо-комплексах, отказ от многих косметологических машин в пользу ручного и стоун массажа. Спа-кухня, как логическое продолжение этого списка, олицетворяющая здоровое питание, состоящее из экологически чистых продуктов, подвергшихся щадящей обработке, и сохранивших все свои полезные свойства. Сюда же, по всей видимости, следует отнести и постоянное присутствие в спа-меню самых разнообразных этнических массажей и ритуалов. Эти уходы, как никакие другие, отсылают нас в те далекие времена, когда человек и природа были едины. Ведь этнические спа-уходы, как правило, имеют очень древние корни.

Тенденция Greening

И вот тут, повернувшись, наконец, лицом к природе, осознав, как серьезно и глубоко может она влиять на человека, его физические и душевные ресурсы, вот тут мы, наконец, смогли понять - для того, чтобы природа помогала нам и заботилась о нас, неплохо было бы и нам позаботиться о ней.

Именно эта идея встала во главу угла новой, но уже хорошо известной на Западе тенденции Greening SPA – так называемых, Зеленых Курортов. Эта тенденция отображает стремление владельцев курортных SPA не только подарить своим посетителям процедуры, основанные на безопасных и полностью натуральных продуктах, но и организовать свой бизнес таким образом, чтобы это не наносило ущерб окружающей природе. Другими словами, демонстрируют неразрывную связь личного здоровья отдельно взятого человека с общим экологическим «здоровьем» всей планеты, что совсем не лишено здравого смысла.

От простого к сложному

Совершенно очевидно, что пребывание в зеленом оазисе, экологически чистом, наполненным тишиной и свежим воздухом, в котором нет токсинов и выхлопных газов, оказывает на нас мощное позитивное и расслабляющее действие, не говоря уже об улучшении кислородного обмена. Снятие нервного напряжения - первый шаг на пути к оздоровлению и решению многих эстетических проблем.

Спа-уходы и процедуры в Green SPA построены по принципу «полезно и эффективно то, что натурально». Бесспорное преимущество отдается ручному массажу, водным процедурам. Косметика BIO и продукты естественного происхождения – грязи, водоросли. Такие процедуры мягко воздействуют на кожу и организм. Часто в современных косметических средствах, направленных на получение быстрого результата, используются достаточно агрессивные компоненты, которые не всегда полезны и могут оказывать негативное действие на кожу и весь организм. В данной ситуации подобный эффект исключен. Действие хоть и постепенное, но зато безопасное и долговременное. Очень хорошо легли в концепцию Greening SPA всевозможные старинные этнические ритуалы – травяные массажи, бани, укутывания теплым ароматным сеном, подогретые растительные масла и мёд, деревянные купели, массаж теплыми природными камнями, песочные ванны и т.д. Подобные уходы делают спа-меню поистине уникальным и неповторимым. А главное, соблюдается один из основных принципов SPA – достижение конкретных эстетических результатов за счет оздоровления всего организма. Ну и, конечно же, подобные ритуалы оказывают мощное психотерапевтическое действие, унося клиента в мир, наполненный первозданной красотой и гармонией.

Здоровое питание – неотъемлемая часть Green SPA. Блюда не только должны быть приготовлены по специальным диетическим рецептам, они должны быть приготовлены из безопасных экологически чистых продуктов. Это фактически возврат к натуральному хозяйству. Все, что можно вырастить на территории курорта, тут же и выращивается. Само собой разумеется, без применения химикатов и пестицидов, из отборных тщательно проверенных семян. Все обрабатывается вручную и поливается очищенной водой. Это не только гарантирует безопасность продуктов, но и делает их дешевле – ведь теперь не нужно платить за упаковку и транспортировку. К тому же использование транспорта и изготовление упаковочной тары наносит вред атмосфере.


В качестве сопутствующих аксессуаров используются небеленые полотенца и белье из натуральных тканей. Пластиковые урны и емкости заменяются, например, мешками из грубых тканей или всевозможными плетеными корзинками. Очень интересна технология "Bio-Bags:” - так называемых биологических сумок, сделанных из 100% кукурузного крахмала. Из ткани или грубой бумаги может быть и упаковка для товаров, продающихся в бутиках.

В прачечных применяются натуральные неагрессивные омыляющее средства, изготовление которых, так же как и использование, не наносит ущерб экологии. К тому же такие средства не требуют тщательного смывания, что позволяет экономить воду. Более того, уже использованную для стирки и мытья воду направляют для полива в сады, а органические моющие средства, оставшиеся в этой воде, выступают в роли удобрений для растений.

Строительство и отделочные работы Green SPA – увлекательнейший процесс для архитекторов и дизайнеров. Здесь приветствуются и высоко ценятся оригинальные идеи, позволяющие использовать натуральные природные материалы в качестве строительных, а также включать их в оформление внутренних интерьеров. Природный камень, лес, органический текстиль, нетоксичные красители на натуральной основе, глина, керамика, кость, латекс, сделанный из каучуковых деревьев – все это позволяет создавать неожиданные и удивительные экспозиции, действительно переносящие посетителей курортов в особый сказочный мир. Но самое главное – полностью исключает опасность соприкосновения с химическими агрессивными веществами и токсинными выделениями. Например, итальянский пятизвездочный курорт Vigilius Mountain Resort, расположенный высоко в горах, практически сливается с горным ландшафтом. Для строительства отеля использован скалистый камень, древесина хвойных деревьев, глина. Та же самая древесина использована и для внутренней отделки. Большие панорамные окна впускают великолепные горные пейзажи внутрь здания, а снаружи зеркально отражают эти же пейзажи и небо, тем самым, делая некоторые части здания фактически невидимыми, сливающимися с природой.

Солнечный свет и вода – два неотъемлемых компонента курортов в стиле Greening. Здания изначально проектируются таким образом, чтобы в них проникало как можно больше солнечного света. Кроме того, что солнечный свет – это замечательный антидепрессант, это еще и мощный источник энергии и тепла. Солнечные батареи широко используются в подобных проектах – они экологичны и во много раз экономят затраты на энергию. В архитектуре Moss Wellness Spa в Аризоне ключевым моментом является использование дневного солнечного света, который проникает в здания сквозь большие панорамные окна и специальные окна на крыше. Это позволяет существенным образом сократить использование электрического света в течении светового дня. Крыша и стены здания покрыты специальными листами, выполняющими функцию солнечных батарей.

Самые современные и инновационные системы циркуляции воды помогают максимально задействовать этот ценный ресурс. Используются природные источники, расположенные вблизи курортов, вплоть до жидкости из болотистых мест. Вода проходит сложную фильтрацию и очистку на молекулярном уровне для того, чтобы ее можно было применять в процедурах и для приготовления пищи. Но самое главное – вода обеспечивает необходимую температуру в помещениях. Специальные архитектурные технологии позволяют пустить воду по стенам и потолкам, для того чтобы в холодное время года она несла в помещения тепло, а в жаркие месяцы – прохладу. Иногда эти системы невидимы глазу, а иногда представлены в виде удивительных декоративных каскадов, спускающихся по стенам и льющихся с крыш. Один из первых Зеленых Курортов Америки - Osmosis Day Spa Sanctuary – находится в болотистых местах, с помощью сложной современной системы сбора и фильтрации воды излишнюю влагу болотистой почвы используют для поддержания определенной температуры в помещениях, для бальнео-процедур, и даже для приготовления пищи и питья. Более того, благодаря эффекту повышенной влажности удалось разбить на территории курорта великолепные сады и парки с редкими растениями, птицами и животными.

В другом Американском Spa - Rancho La Puerta – который, наоборот, расположен в достаточно сухой зоне в Калифорнии, где не хватает воды для полива и хозяйственных нужд, использована сложная система накопления и фильтрации воды, выпадающей в виде осадков. Для этого территория курорта вымощена специальным камнем, под которым находится мелкий песок, что позволяет воде беспрепятственно и быстро уходить в специальные накопители. А для сада используется мульча (древесная стружка), которая не дает влаге испаряться с поверхности земли.

Для того чтобы сократить расход воды в душах устанавливаются специальные насадки с технологией аэрозольного распыления, а полив растений производится в утренние часы, когда испарение воды минимально.

В бассейнах устанавливаются системы озоновой фильтрации и дезинфекции воды, благодаря чему воду можно не сливать длительное время, а для ее очистки не нужно использовать хлор, который оказывает вредное воздействие на кожу, и, конечно же, при сливе воды из бассейна попадает в почву, отравляя растения и животных.

Подобные эко-системы позволяют бережно использовать природные ресурсы и минимализировать вредное воздействие на окружающую среду.

Greening SPA как бизнес

Несмотря на то, что строительство подобных Зеленых Курортов требует очень серьезных вложений, в Америке и Европе Green SPA считаются достаточно рентабельным и выгодным бизнесом. Инвестиции в сложные инновационные очистительные и рециркуляторные системы воды, например, могут составлять до 500 000 долларов, немалых денег стоят и современные аэрозольные насадки для душа, специальные солнечные конструкции и организация натурального хозяйства. Но, как показывает западная практика, эти вложения достаточно быстро окупаются (буквально в течении 2-3 лет) за счет существенной экономии энергоресурсов и воды. Здания, построенные по этим принципам гораздо дешевле в дальнейшем обслуживании. Именно поэтому правительства практически всех европейских стран поддерживают подобные проекты, предлагая различные льготные субсидии при организации.

Greening SPA – это еще и прекрасный маркетинговый ход. Натуральность и экологическая безопасность – являются бесспорным конкурентным преимуществом. Любой человек, который беспокоится о своем здоровье и здоровье своей семьи совершенно логично выберет для отдыха SPA в стиле Greening из ряда других при практически равных ценах.

Ну и конечно важна сама идея. Гуманное отношение к природе воспитывает в нас самые лучшие чувства, выбирая для отдыха Greening SPA, люди могут ощутить и осознать собственную значимость в масштабе целой планеты. Мы вошли в век историй, способных будить наши чувства. Как говорит известный стокгольмский экономист Рольф Йенссен «Страсть к историям - это часть того, что означает быть человеком, неотъемлемая часть самого Homo sapiens. Мы всегда жили не только в физическом, но и в духовном мире. Хорошая идея апеллирует к нашим эмоциям и невосприимчива к анализу». Одним словом, сегодня люди предпочитают делать выбор сердцем.

В 2007 году шесть крупных курортных SPA Северной Америки объединились в некоммерческую организацию Green Spa Network (GSN) с целью консультирования, поддержки и обучения желающих открыть Greening SPA или реконструировать свои уже имеющиеся SPA-предприятия. Ассоциация предоставляет широкий набор инструментов для организации подобного бизнеса с учетом опыта уже существующих объектов. Участники этого проекта регулярно выступают с докладами на заседаниях Международной Ассоциации СПА и делятся с другими представителями SPA-индустрии своим бесценным опытом.

К сожалению, все сказанное выше пока актуально только для западных стран. В России SPA-бизнес все еще является малознакомым делом, требующим огромных затрат. Опыт западных коллег по внедрению энергосберегающих эко-систем, безусловно, интересен владельцам российских SPA, но затраты на подобные инновационные системы слишком высоки. В России встречаются отдельные элементы направления Greening SPA.

Стоит признать, то сама идея подобных SPA очень интересна и гуманна, а потому этот бизнес должен быть достаточно жизнеспособным. Учитывая тот факт, что практически все западные интересные идеи рано или поздно приходят и на российский рынок, а также учитывая высокий творческий потенциал российских людей, надо полагать, что SPA –отдых в стиле Greening через какое-то время станет популярен и в России.