Дата вступления в силу 09.06.2012
В связи многочисленными вопросами, возникающими у специалистов территориальных отделов Управления, медицинских организаций, а также юридических лиц по порядку применения приказа Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», сообщаю.
Новый Порядок (здесь и далее Порядок), вступивший в действие с 1 января 2012 года, устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее ПМО), в том числе на подземных работах; на работах, связанных с движением транспорта; а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (в соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ).
При этом приказы Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 года № 90 и Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 года № 83, а также п.п. 11,12 (за исключением п.п. 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения №2 к приказу Минздрава СССР от 29 сентября 1989 года № 555, регламентировавшие требования к организации и проведению ПМО ранее, утрачивают силу.
Настоящее письмо не рассматривает вопросы, регламентирующие ПМО работников, обозначенных во втором абзаце ст. 213 Трудового кодекса РФ, а именно: работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (так называемый декретированный контингент), включая водителей автотранспортных средств, нуждающихся в подтверждении способности к управлению транспортным средством. Рассматриваются лишь вопросы, касающиеся ПМО работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в терминологии приказа Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г.)
Приказом закреплена обязанность работодателя по организации проведения ПМО работников, а также определена ответственность медицинской организации за качество их проведения.
В обязанность работодателя входит направление списка контингента профессий в территориальный орган Роспотребнадзора по своему фактическому месторасположению в течение 10 дней после его утверждения.
Поименные списки составляются и утверждаются работодателем или его уполномоченным представителем и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра должны быть направлены в указанную медицинскую организацию.
По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.
Государственный надзор (контроль) за соблюдением требований по организации и проведению предварительных при устройстве на работу и периодических медосмотров работников осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках имеющихся полномочий.
В связи с тем, что в новом Порядке содержатся положения, существенно отличающие его от ранее действующих требований к организации и проведению ПМО, до получения соответствующих разъяснений и уточнений из Роспотребнадзора предлагаю Вам следующее.
Одновременно напоминаю Вам, что трактовка и толкование положений приказов Минздравсоцразвития РФ не входят в компетенцию Управления. В связи с чем, разъяснение вопросов, возникающих у медицинских организаций, а также юридических лиц по порядку применения приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н, находится в компетенции непосредственно Минздравсоцразвития России.