Письмо Росздравнадзора от 26.08.2013 N 16И-993/13
«О направлении практических рекомендаций о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными служащими Росздравнадзора
(вместе с "Практическими рекомендациями о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными гражданскими служащими Росздравнадзора"
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения направляет Практические рекомендации о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными гражданскими служащими Росздравнадзора, утвержденные 22.08.2013 Врио руководителем Росздравнадзора, для использования в работе при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Письмо Росздравнадзора от 28.12.2012 N 04И-1306/12 считать утратившим силу.
Врио руководителя
М.А.МУРАШКО
Приложение
Утверждаю
Врио руководителя
Федеральной службой по надзору
в сфере здравоохранения
М.А.МУРАШКО
22 августа 2013 г.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОРЯДКОВ ОКАЗАНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ
СЛУЖАЩИМИ РОСЗДРАВНАДЗОРА
Общие положения
Настоящие практические рекомендации о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными гражданскими служащими Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения подготовлены в целях единообразного применения норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" должностными лицами Росздравнадзора и территориальных органов Росздравнадзора (далее - должностные лица Росздравнадзора) при осуществлении проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи (далее - проверки).
Основной целью проводимых в настоящее время в Российской Федерации мероприятий, направленных на стандартизацию в здравоохранении, является повышение качества и доступности медицинской помощи, решение задач сохранения и укрепления здоровья населения.
Основными задачами стандартизации являются:
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи <1> разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
Порядки оказания медицинской помощи являются объективной основой стандартизации в здравоохранении.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, и Положению о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 N 1152, за Росздравнадзором закреплена функция государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - государственный контроль).
Государственный контроль осуществляется Росздравнадзором путем проведения, в том числе проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи.
Государственный контроль в части проведения указанных проверок осуществляется следующими должностными лицами Росздравнадзора:
а) руководителем Росздравнадзора, его заместителями;
б) руководителями структурных подразделений Росздравнадзора, их заместителями, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;
в) иными государственными гражданскими служащими Росздравнадзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;
г) руководителем территориального органа Росздравнадзора, его заместителями;
д) руководителями структурных подразделений территориальных органов Росздравнадзора, их заместителями, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;
е) иными государственными гражданскими служащими территориальных органов Росздравнадзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля.
Нормативные правовые документы, регулирующие
соблюдение медицинскими организациями порядков оказания
медицинской помощи
Необходимость исполнения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи регулируется следующими законодательными и нормативными правовыми актами:
Планирование проверок
Организация и проведение проверок осуществляется в строгом соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В отношении осуществляющих медицинскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - медицинских организаций) проводятся мероприятия по контролю в форме плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок.
Основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план проведения плановых проверок.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании утвержденных и согласованных с органами прокуратуры планов.
В отношении видов деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью", плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.
Внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
Внеплановые проверки
Статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены основания для проведения внеплановой проверки, к которым относятся:
Порядок проведения проверки
Основанием для начала проверки является приказ руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) о проведении плановой и (или) внеплановой документарной или выездной проверки.
В приказе руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора указываются:
Проведение проверки вправе осуществлять только те должностные лица Росздравнадзора, которые указаны в приказе о проведении проверки.
Ответственное должностное лицо Росздравнадзора направляет копию приказа о проведении выездной проверки проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Копия указанного приказа направляется в срок:
В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) обязан уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Росздравнадзора рассматриваются документы медицинской организации, имеющиеся в распоряжении Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), в том числе акты предыдущих проверок, предписания об устранении выявленных нарушений, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение требований к обеспечению качества и безопасности осуществляемой медицинской организацией деятельностью, Росздравнадзором (территориальным органом Росздравнадзора) направляется в адрес такой медицинской организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса медицинская организация обязана направить в Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя медицинской организации.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в документах, представленных медицинской организацией, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется медицинской организации с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Медицинская организация, представляющая в Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия содержащихся в документах сведений, вправе представить дополнительно в Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах медицинской организации сведения, выполняемые работы, предоставляемые услуги и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения медицинской организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.
Внеплановая выездная проверка может быть проведена только по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности медицинской организации.
При наступлении оснований, предусмотренных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в течение одного дня готовится проект приказа о проведении внеплановой выездной проверки, а также заявления о согласовании проведения внеплановой проверки, <1> которые подписываются руководителем, заместителем руководителя Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора).
В день подписания приказа о проведении внеплановой выездной проверки в целях согласования ее проведения должностное лицо Росздравнадзора, представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К заявлению прилагаются копия приказа руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора) о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в течение двадцати четырех часов органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В случае если в результате деятельности медицинской организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя с приказом руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и условиями ее проведения.
В начале проверки председатель комиссии:
а) представляется руководителю медицинской организации (уполномоченному должностному лицу медицинской организации), при представлении им документа, подтверждающего его полномочия, предъявляет служебное удостоверение и копию приказа о проведении проверки;
б) представляет других членов комиссии;
в) знакомит руководителя медицинской организации (уполномоченное должностное лицо медицинской организации) с задачами проверки и программой ее проведения;
г) уточняет перечень необходимых документов и сведений для проведения проверки;
д) распределяет объем работы при проведении проверки между членами комиссии;
е) устанавливает время ежедневного пребывания членов комиссии в здании и других служебных помещениях проверяемой медицинской организации в течение срока проверки с учетом действующего в организации режима работы.
Сроки проведения проверок
Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Росздравнадзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверок в отношении медицинской организации, которая осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению медицинской организации, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Права членов комиссии при проведении проверки
При проведении проверок должностные лица Росздравнадзора при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя или его заместителя о проведении проверки имеют право:
а) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к компетенции Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора);
б) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в сфере охраны здоровья граждан научные и иные организации, ученых и специалистов;
в) беспрепятственно получать доступ на территорию проверяемых медицинских организаций либо в используемые ими при осуществлении медицинской деятельности здания, строения, сооружения и помещения, а также к используемым ими оборудованию, подобным объектам и транспортным средствам. При воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемых организаций и индивидуальных предпринимателей этими должностными лицами составляется акт;
г) осуществлять с оформлением соответствующих протоколов отбор проб и образцов материалов и организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи;
д) снимать копии с документов, необходимых для проведения государственного контроля, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
е) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения обязательных требований в соответствии с установленными полномочиями Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора);
ж) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора).
Ограничения при проведении мероприятий по контролю
Члены комиссии не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к предмету проверки;
б) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых медицинских организаций либо их представителей;
в) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
г) распространять информацию, охраняемую законом и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) превышать установленные сроки проведения проверки.
Алгоритм проведения проверки соблюдения медицинскими
организациями порядков оказания медицинской помощи
При проведении проверки необходимо:
а) рассмотреть документы и материалы, характеризующие организацию работы и оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи;
б) рассмотреть и проанализировать жалобы граждан, связанные с оказанием им медицинской помощи, в том числе содержащие сведения о непредоставлении информации о возможности оказания медицинской помощи;
в) осуществить осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий;
г) дать оценку соблюдению порядков оказания медицинской помощи, в том числе в части:
Рассмотрение документов и материалов,
характеризующих организацию работы и оказание медицинской
помощи в соответствии с требованиями порядков оказания
медицинской помощи
1. При проверке соблюдения порядков оказания медицинской помощи следует оценить:
а) организацию этапности оказания медицинской помощи, для чего запрашиваются и изучаются:
б) организацию деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача), для чего запрашиваются и изучаются:
в) соответствие набора помещений требованиям, предъявляемым порядками оказания медицинской помощи и Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", путем осмотра используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территории (при выявлении несоответствия информация передается в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека соответствующего субъекта Российской Федерации);
г) исполнение стандарта оснащения медицинской организации и ее структурных подразделений, в этих целях:
д) выполнение медицинской организацией (ее структурными подразделениями) рекомендуемых штатных нормативов, для чего запрашиваются и изучаются:
2. При анализе работы медицинской организации с обращениями граждан, связанными с оказанием им медицинской помощи, в том числе содержащими сведения о непредоставлении информации о возможности оказания медицинской помощи, необходимо затребовать и изучить:
Оформление результатов проверки
По результатам проверки составляется акт по установленной форме. Выводы, указанные в акте, должны быть аргументированы с указанием законодательных и нормативных правовых документов, требования которых нарушены, и соответствовать выявленным нарушениям. При наличии нарушений составляется предписание.
К акту проверки прилагаются объяснения работников медицинской организации, на которых возлагается ответственность за нарушение установленных требований, а также иные, связанные с результатами проверки документы, подтверждающие выявленные нарушения (или их копии). Перечень прилагаемых документов отражается в акте проверки.
Акт проверки оформляется в двух экземплярах непосредственно после ее завершения, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю медицинской организации, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя медицинской организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Росздравнадзоре либо в территориальном органе Росздравнадзора.
В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется в данный орган прокуратуры. Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) имеет право размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет решения и предписания, принятые в процессе осуществления государственного контроля и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.
Действия должностных лиц при выявлении нарушений
В ходе проведения проверок установлена обязанность должностных лиц Росздравнадзора (территориальных органов Росздравнадзора) по применению мер в случае выявления фактов нарушения медицинской организацией установленных требований.
Данные меры определены статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которой, в случае выявления при проведении проверки нарушений, должностные лица обязаны:
Контроль исполнения предписания об устранении
выявленных нарушений
После окончания проверки должностными лицами Росздравнадзора (территориальных органов Росздравнадзора) осуществляется контроль исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, который включает в себя:
В случае своевременного и полного предоставления информации (позволяющей установить в полной мере исполнение медицинской организацией указанных в предписании обязательных требований) проверка считается законченной, материалы по проверке архивируются.
В случае если сведения, содержащиеся в документах, представленных в распоряжение Росздравнадзора (территориального органа Росздравнадзора), не позволяют оценить исполнение медицинской организацией обязательных требований, либо сведения отсутствуют, Росздравнадзор (территориальный орган Росздравнадзора) вправе провести выездную проверку по основаниям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Также действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения в установленный срок. Статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение, в общеправовом порядке, в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. При этом применение административного наказания не освобождает от исполнения тех обязательств, за несоблюдение которых оно установлено, и требований, сформулированных в предписании.
Оформление журнала учета мероприятий по контролю
В журнале учета мероприятий по контролю, которые ведут медицинские организации, должностным лицом Росздравнадзора производится запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, проводившего проверку, дате, времени проведения проверки, ее правовых основаниях, целях, задачах и предмете, выявленных нарушениях, составленных протоколах об административных правонарушениях и выданных предписаниях.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенной проверки, делается соответствующая запись.
Приложение N 1
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Медицинская помощь оказывается в виде:
2. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах и предусматривает:
На этапе доврачебной медико-санитарной помощи проводятся манипуляции, входящие в компетенцию среднего медицинского персонала, и определяется срочность направления к врачу.
- первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-терапевтами участковыми цехового врачебного участка по территориально-участковому принципу амбулаторно и в условиях дневного стационара медицинской организации.
При отсутствии показаний к оказанию медицинской помощи в условиях стационара врач-терапевт участковый, врач общей практики, врач-участковый цехового врачебного участка направляют больного в кабинеты специалистов медицинской организации для оказания первичной специализированной медицинской помощи (кардиолог, невролог и т.д.).
В рамках оказания первичной медико-санитарной помощи при обострении заболеваний, не опасных для жизни больного и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций организуется отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
- первичная специализированная медико-санитарная помощь больным оказывается врачами-специалистами, а в случае их отсутствия врачами-терапевтами.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно в условиях кабинетов медицинских организаций субъектов Российской Федерации и в федеральных медицинских организациях по направлению врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), врачей-терапевтов участковых цехового врачебного участка, врачей-специалистов других профилей, при самостоятельном обращении больного в медицинскую организацию, а также при дистанционном консультировании больных с использованием информационных технологий.
При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь по профилю.
В случае отсутствия показаний к специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, больной возвращается под наблюдение врача-специалиста, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейный врач), врача-терапевта участкового цехового врачебного участка в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара в соответствии с рекомендациями по лечению.
Решение о необходимости направления больного для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи принимается врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, с привлечением при необходимости врачей-специалистов разных профилей.
3. Специализированная медицинская помощь оказывается в условиях стационара или в условиях дневного стационара по направлению врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), врачей-терапевтов участковых цехового врачебного участка, врачей-специалистов разных профилей, при поступлении больного по скорой медицинской помощи, а также при самостоятельном обращении больного в медицинскую организацию.
Специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь больным оказывается в медицинских организациях, имеющих в своем штате врачей-специалистов необходимого профиля, методы диагностики и лечения.
При наличии у беременной и/или плода заболевания, при котором необходимо оказание неотложной специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилю, беременную необходимо госпитализировать в медицинскую организацию, имеющую лицензию на оказание медицинской помощи, включая работы (услуги) по основному профилю и по профилю "акушерство и гинекология".
Решение о необходимости госпитализации беременной принимается консилиумом врачей с участием врача-специалиста, врача-акушера-гинеколога.
Отбор и подготовка больных для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется на этапе первичной медико-санитарной помощи и/или первичной специализированной медико-санитарной помощи.
При отсутствии показаний к оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, больной продолжает лечение в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.
Оказание специализированной медицинской помощи больным в федеральных медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляется при необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствием эффекта от проводимой терапии и (или) повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, высоком риске лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний, необходимости дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями, при необходимости повторной госпитализации по рекомендации указанных федеральных медицинских организаций.
Направление больных для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные медицинские организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи, приведенном в приложении к Порядку организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2010 N 243н.
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи является одним из этапов оказания медицинской помощи больным. При наличии у больного медицинских показаний для оказания высокотехнологичной медицинской помощи направление больного в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2011 N 1689н.
Медицинские организации, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь должны отвечать требованиям, предъявляемым к оснащению.
После завершения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара медицинской организации, больному на руки выдается выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного с результатами проведенного обследования и лечения, рекомендациями по дальнейшей тактике обследования и лечения.
Продолжение лечения (госпитальный этап восстановительного лечения) осуществляется в условиях стационара, дневного стационара или амбулаторных условиях медицинских организаций субъекта Российской Федерации, оказывающих специализированную медицинскую помощь по профилю.
Реабилитация пациентов, получивших специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, проводится в условиях стационара (в отделениях восстановительного лечения или отделениях реабилитации медицинских организаций, санаторно-курортных организациях, осуществляющих свою деятельность по профилю) или амбулаторно.
Отбор больных на санаторно-курортный этап лечения осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 256 "О порядке медицинского отбора и направления пациентов на санаторно-курортное лечение", а также в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2009 N 138н "О порядке организации работы по распределению путевок и направлению пациентов из организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные организации, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России".
4. Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь оказывается при экстренных и неотложных состояниях вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь больным, требующим срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи".
Скорая медицинская помощь оказывается фельдшерами, врачами бригад скорой медицинской помощи пациентам, требующим срочного медицинского вмешательства, включая применение высокотехнологичной медицинской помощи, и обеспечивает, в том числе, проведение мероприятий по устранению угрожающих жизни состояний и дальнейшую транспортировку пациента в ближайшую медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях и имеющую в своей структуре необходимое отделение и палаты реанимации и интенсивной терапии.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи в полном объеме. Медицинская эвакуация включает в себя санитарно-авиационную и санитарную авиацию.
В регионах, имеющих отдаленные (доставка больного в медицинскую организацию занимает более 2 часов) или недоступные для автомобильного транспорта населенные пункты, при медицинских организациях субъекта Российской Федерации, оказывающих специализированную помощь в экстренном и неотложном режиме и имеющих в своем составе все необходимые структурные подразделения, рекомендуется создание специализированной (санитарно-авиационной) службы скорой медицинской помощи и оборудование взлетно-посадочной полосы (вертолетной площадки).
Для более точной диагностики экстренного/неотложного состояния (заболевания), выбора тактики лечения и обоснованности госпитализации, бригадами скорой медицинской помощи могут быть использованы современные информационные технологии для дистанционных консультаций и передачи данных обследований.
Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных с заболеваниями и угрожающими жизни состояниями в медицинские организации, оказывающие круглосуточную медицинскую помощь по профилю заболевания.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации санитарно-авиационной службы скорой специализированной медицинской помощи, больные из отдаленных и труднодоступных населенных пунктов с экстренными и неотложными заболеваниями (состояниями) госпитализируются в ближайшую медицинскую организацию, имеющую в своем составе палату реанимации и интенсивной терапии или отделение анестезиологии-реанимации.
После устранения угрожающих жизни состояний больной переводится в медицинскую организацию, оказывающую специализированную помощь в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю заболевания.
Перевод больного может быть осуществлен, в том числе с использованием санитарной и санитарно-авиационной эвакуации.
Перевод больного осуществляется с использованием автомобиля скорой помощи класса "C", оснащенного в соответствии со стандартом оснащения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 N 752.
Все этапы оказания медицинской помощи больным предусматривают использование современных информационных технологий, в том числе телемедицины.
Приложение N 2
ПЕРЕЧЕНЬ ПОРЯДКОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
N N п/п |
Наименование порядка оказания медицинской помощи |
Дата и номер приказа, утвердившего порядок |
1. |
Порядок оказания скорой медицинской помощи (с изменениями и дополнениями) |
Приказ Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 N 179 |
2. |
Порядок оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля |
Приказ Минздравсоцразвития России от 02.04.2010 N 206н |
3. |
Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий |
Приказ Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н |
4. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология-оториноларингология" |
Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 155н |
5. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях |
Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2011 N 1496н |
6. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология" |
Приказ Минздравсоцразвития России от 18.01.2012 N 17н |
7. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях |
Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н |
8. |
Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 363н |
9. |
Порядок оказания педиатрической помощи |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н |
10. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" |
Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н |
11. |
Порядок оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями |
Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 521н |
12. |
Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению |
Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н |
13. |
Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения |
Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н |
14. |
Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению |
Приказ Минздрава России от 30.08.2012 N 107н |
15. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская кардиология" |
Приказ Минздрава России от 25.10.2012 N 440н |
16. |
Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "ревматология" |
Приказ Минздрава России от 25.10.2012 N 441н |
17. |
Порядок оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты |
Приказ Минздрава России от 25.10.2012 N 442н |
18. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" |
Приказ Минздрава России от 30.10.2012 N 555н |
19. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская онкология" |
Приказ Минздрава России от 31.10. 2012 N 560н |
20. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская урология-андрология" |
Приказ Минздрава России от 31.10.2012 N 561н |
21. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская хирургия" |
Приказ Минздрава России от 31.10.2012 N 562н |
22. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)" |
Приказ Минздрава России от 31.10.2012 N 567н |
23. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" |
Приказ Минздрава России от 01.11.2012 N 572н |
24. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "клиническая фармакология" |
Приказ Минздрава России от 02.11.2012 N 575н |
25. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология и иммунология" |
Приказ Минздрава России от 07.11.2012 N 606н |
26. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) |
Приказ Минздрава России от 08.11.2012 N 689н |
27. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "торакальная хирургия" |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 898н |
28. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология" |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 899н |
29. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "ревматология" |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 900н |
30. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия" |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 901н |
31. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 902н |
32. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 905н |
33. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "гастроэнтерология" |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 906н |
34. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "урология" |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 907н |
35. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология" |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 908н |
36. |
Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология" |
Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 909н |
37. |
Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями |
Приказ Минздрава России от 13.11.2012 N 910н |
38. |
Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях |
Приказ Минздрава России от 13.11.2012 N 911н |
39. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 915н |
40. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "пульмонология" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 916н |
41. |
Порядок оказания медицинской помощи больным с врожденными и (или) наследственными заболеваниями |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 917н |
42. |
Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 918н |
43. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 919н |
44. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 920н |
45. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "неонатология" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 921н |
46. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 922н |
47. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 923н |
48. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "дерматовенерология" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 924н |
49. |
Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми химическими отравлениями |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 925н |
50. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 926н |
51. |
Об утверждении порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 927н |
52. |
Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 928н |
53. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "наркология" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 929н |
54. |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "гематология" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 930н |
55. |
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нейрохирургия" |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 931н |
56. |
Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом |
Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 932н |
57. |
Порядок проведения профилактического медицинского осмотра |
Приказ Минздрава России от 06.12.2012 N 1011н |
58. |
Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "неврология" |
Приказ Минздрава России от 14.12.2012 N 1047н |
59. |
Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению |
Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1343н |
60. |
Порядок организации медицинской реабилитации |
Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н |