Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации"

Дата вступления в силу: 01.09.2021 391 Федеральные законы

С изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2 июля 2021 г.


Глава 1. Общие положения

См. комментарии к главе 1 настоящего Федерального закона

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Пункт 2 изменен с 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

Пункт 6 изменен с 6 августа 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

См. предыдущую редакцию

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

Пункт 7 изменен с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

См. предыдущую редакцию

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию (бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

Пункт 8 изменен с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

См. предыдущую редакцию

8) федеральные государственные требования - обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и дополнительным предпрофессиональным программам, устанавливаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Статья 2 дополнена пунктом 8.1 с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

8.1) требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, - обязательные требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (далее - самостоятельно устанавливаемые требования);

Пункт 9 изменен с 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ

См. предыдущую редакцию

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;

Пункт 10 изменен с 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ

См. предыдущую редакцию

10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Пункт 24 изменен с 1 июля 2020 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

См. предыдущую редакцию

24) практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;

25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

Статья 2 дополнена пунктом 35 с 1 июня 2021 г. - Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 85-ФЗ

35) просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Часть 1 изменена с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами , нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4 дополнена частью 6.1 с 8 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

Часть 8 изменена с 10 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

См. предыдущую редакцию

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

Статья 4 дополнена частью 8.1 с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

8.1. Нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус" может устанавливаться специальное регулирование осуществления образовательной деятельности, в том числе в части государственной регламентации образовательной деятельности, в федеральной территории "Сириус". Требования нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус" по вопросам осуществления образовательной деятельности не могут быть ниже соответствующих требований, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе вводить экспериментальный правовой режим в федеральной территории "Сириус", направленный на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, средств обучения и воспитания.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ часть 9 статьи 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Часть 3 изменена с 13 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 321-ФЗ

См. предыдущую редакцию

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

См. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

О стипендиях Президента РФ и Правительства РФ см. справку

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

Пункт 7 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

См. предыдущую редакцию

7) лицензирование образовательной деятельности:

а) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования;

б) российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

в) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

г) иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

Пункт 8 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

См. предыдущую редакцию

10) Закон СССР от 16 апреля 1991 года N 2114-I "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 19, ст. 533);

11) Постановление Верховного Совета СССР от 16 апреля 1991 года N 2115-I "О введении в действие Закона СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 19, ст. 534).

Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации

См. комментарии к статье 110 настоящего Федерального закона

Признать утратившими силу:

1) Закон РСФСР от 2 августа 1974 года "О народном образовании" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 32, ст. 850);

2) Постановление Верховного Совета РСФСР от 2 августа 1974 года "О введении в действие Закона РСФСР о народном образовании" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 32, ст. 851);

3) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1974 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР о народном образовании" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 39, ст. 1033);

4) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 октября 1979 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР о народном образовании" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1979, N 41, ст. 1029);

5) Закон РСФСР от 7 июля 1987 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О народном образовании" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1059);

6) Закон РСФСР от 7 июля 1987 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

7) пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1987 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 32, ст. 1145);

8) Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1987 года "О порядке применения статей 30, 32, 34 и 41 Закона РСФСР "О народном образовании" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 32, ст. 1146);

9) Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797);

10) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3267-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1798);

Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ названное постановление признано утратившим силу

11) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3614-I "О внесении изменений в пункт 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 43, ст. 2412);

12) Закон Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 4547-I "О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 369);

13) Постановление Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 года N 4605-I "О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 444);

14) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 года N 4606-I "О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 13, ст. 460);

15) Федеральный закон от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150);

16) Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135);

17) пункт 8 статьи 1 Федерального закона от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законы и иные правовые акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5341);

18) Федеральный закон от 10 июля 2000 года N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст. 3001);

Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ названный Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2011 г.

19) Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 102-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 30, ст. 3120);

20) пункты 5 и 16 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348);

21) Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 71-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2517);

22) пункт 8 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3029);

23) Федеральный закон от 10 января 2003 года N 11-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 163);

24) Федеральный закон от 5 апреля 2003 года N 41-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1254);

25) статью 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2888);

26) пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2892);

27) статью 10 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855);

28) Федеральный закон от 5 марта 2004 года N 9-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 835);

29) Федеральный закон от 30 июня 2004 года N 61-ФЗ "О внесении изменения в статью 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2714);

30) статьи 16 и 78 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);

31) пункты 4 и 19 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25);

32) Федеральный закон от 21 апреля 2005 года N 35-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1481);

33) статью 3 Федерального закона от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст. 1752);

34) Федеральный закон от 18 июля 2005 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3103);

35) статью 2 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3111);

36) статьи 2 и 12 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10);

37) Федеральный закон от 16 марта 2006 года N 42-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1235);

38) Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 113-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3289);

39) Федеральный закон от 16 октября 2006 года N 161-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 43, ст. 4413);

40) статью 1 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4627);

41) статью 3 Федерального закона от 5 декабря 2006 года N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5285);

42) Федеральный закон от 28 декабря 2006 года N 242-ФЗ "О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1,ст. 5);

43) статьи 2 и 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21);

44) статьи 1 и 2 Федерального закона от 6 января 2007 года N 1-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 2, ст. 360);

45) статью 9 Федерального закона от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 834);

46) Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 838);

47) Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1932);

48) статью 5 Федерального закона от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3213);

49) статью 1 Федерального закона от 30 июня 2007 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3215);

50) статью 2 Федерального закона от 13 июля 2007 года N 131-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 29, ст. 3484);

51) статью 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3808);

52) статью 2 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084);

53) статьи 1 и 2 Федерального закона от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280);

54) статьи 1 и 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6068);

55) статьи 1 и 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6069);

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ в пункт 56 статьи 110 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

56) статьи 1, 5, 14 и 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070);

57) статьи 1 и 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6074);

58) статью 1 Федерального закона от 28 февраля 2008 года N 14-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 9, ст. 813);

59) Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 50-ФЗ "О внесении изменений в статью 53 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1757);

60) статью 2 Федерального закона от 15 июля 2008 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3419);

61) статьи 7 и 41 Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616);

62) Федеральный закон от 27 октября 2008 года N 180-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 44, ст. 4986);

63) статьи 3 и 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6236);

64) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 286-ФЗ "О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6241);

65) статьи 1, 2 и 5 Федерального закона от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 786);

66) Федеральный закон от 13 февраля 2009 года N 19-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 787);

67) Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3585);

68) Федеральный закон от 18 июля 2009 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплаты стипендий и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3621);

69) статью 2 Федерального закона от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 31, ст. 3923);

70) статьи 1, 2, 6 и часть 2 статьи 8 Федерального закона от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5419);

71) Федеральный закон от 17 декабря 2009 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6158);

72) Федеральный закон от 21 декабря 2009 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6405);

73) Федеральный закон от 21 декабря 2009 года N 333-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6409);

74) статью 2 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6441);

75) статьи 3 и 10 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291);

76) Федеральный закон от 17 июня 2010 года N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3072);

77) статью 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4167);

78) Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 215-ФЗ "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4184);

79) статью 1 Федерального закона от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 4969);

80) статьи 1 и 3 Федерального закона от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 46, ст. 5918);

81) Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 337-ФЗ "О внесении изменения в статью 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6595);

82) Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 426-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 38);

83) статью 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 40);

84) статьи 1 и 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 51);

85) Федеральный закон от 2 февраля 2011 года N 2-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 793);

86) Федеральный закон от 3 июня 2011 года N 121-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3261);

87) Федеральный закон от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537);

88) Федеральный закон от 17 июня 2011 года N 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3538);

89) Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3871);

90) статью 5 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3880);

91) статьи 3 и 19 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590);

92) Федеральный закон от 6 октября 2011 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 41, ст. 5636);

93) Федеральный закон от 6 ноября 2011 года N 290-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части деятельности попечительских советов образовательных учреждений высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6320);

94) Федеральный закон от 8 ноября 2011 года N 310-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6408);

95) статьи 2 и 7 Федерального закона от 16 ноября 2011 года N 318-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6608);

96) статью 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6727);

97) статью 1 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7061);

98) статью 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7062);

99) статьи 1 и 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7063);

100) статью 1 Федерального закона от 28 февраля 2012 года N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 10, ст. 1158);

101) Федеральный закон от 28 февраля 2012 года N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 10, ст. 1159);

102) статью 1 Федерального закона от 1 апреля 2012 года N 25-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1551);

103) Федеральный закон от 10 июля 2012 года N 111-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3991);

104) статью 2 Федерального закона от 12 ноября 2012 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 27.2 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6396).

Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 111 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года.

3. Часть 6 статьи 108 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

4. Утратила силу с 24 марта 2021 г. - Федеральный закон от 24 марта 2021 г. N 51-ФЗ

См. предыдущую редакцию

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

6. Изданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Президент Российской Федерации           

В. Путин

 

Москва, Кремль
29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ

 

Возврат к списку