Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Выездная проверка. Все по закону

Array
(
    [FOLDER] => /pro/legislation/explanation/
    [URL_TEMPLATES] => Array
        (
            [news] => 
            [detail] => #ELEMENT_ID#/
            [section] => 
            [search] => 
        )

    [VARIABLES] => Array
        (
            [ELEMENT_ID] => 119642
            [ELEMENT_CODE] => 
            [SECTION_ID] => 
            [SECTION_CODE] => 
        )

    [ALIASES] => Array
        (
        )

)
Выездная проверка. Все по закону
22.06.2010
1
4601
26 декабря 2008 года в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ФЗ-294.

Постановлением Правительства РФ № 847 утверждена форма отчетности по плану проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны контрольных органов перед прокуратурой. Правительственный документ предписывает до 1 ноября каждого года сдавать в прокуратуру план проверок на будущий год. Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г., т. е. с этого времени контрольно-надзорные органы должны работать в соответствии с законом, то есть проводить проверки, придерживаясь ранее заявленных в органы прокуратуры планов.

В Генеральной прокуратуре издан приказ о порядке формирования и публикации в интернете сводного плана проверок. То есть руководитель предприятия должен заранее знать, когда его посетят контрольные и надзорные органы.

Что является предметом выездной проверки?

В первую очередь, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения.

Это:

- соответствие компетенций работников необходимым требованиям,

- состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств,

- производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, производимые услуги),

- меры, принимаемые по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Важно знать, что выездная проверка проводится только в тех случаях, если при документарной проверке не предоставляется возможным:

1. Удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале предпринимательской деятельности и иных, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) и органа муниципального контроля документах юридического лица или индивидуального предпринимателя.

2. Оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными актами правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

С чего начинается выездная проверка?

- предъявление служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

- ознакомление руководителя предприятия или представляющего его должностного лица с распоряжением или приказом руководителя или заместителя государственного органа контроля (надзора) или муниципального органа о том, что назначена данная выездная проверка и присутствующие при этом мероприятии должностные лица (представители контролирующего органа) уполномочены проводить данную поездку в перечисленном в распоряжении именном составе.

Далее проверяющие должны до начала проверки ознакомить руководителя предприятия с целями, задачами, основаниями проведения данной выездной проверки, а также с видами, объемами мероприятий по контролю, составом экспертной группы, если она будет привлекаться к проверке и оценке деятельности, со сроками и условиями проведения данной выездной проверки.

В новом законе – ФЗ-294 - отмечено, что все условия контрольного (надзорного) мероприятия обозначаются в самом начале его проведения.

Каковы действия руководителя проверяемого предприятия?

Он обязан:

- предоставить должностным лицам, осуществляющим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки (в том случае, если выездной проверке не предшествовала документальная);

- обеспечить свободный выход на территорию проверяемого объекта , а также доступ к оборудованию, продуктам, транспортным средствам и товарам.

Сроки проведения выездных проверок

ФЗ-294 их строго ограничивает. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати для микропредприятия в год.

В исключительных случаях (связанных с необходимостью проведения экспертизы, испытаний, расследований) на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней в отношении малого предприятия, в отношении микропредприятий не более, чем на пятнадцать часов.

Нововведения ФЗ-294

Нововведением является то, что, по просьбе руководителя, должностные лица, проводящие проверку, должны ознакомить его с теми правовыми актами, в том числе и административными регламентами, на основании которых и по регламенту которых проводится данная проверка.

При уведомлении юридического лица или индивидуального предпринимателя о проверке, должностные лица, ее проводящие, обязаны предоставить заверенную печатью копию приказа или распоряжения (вручается под роспись), а также информацию об органе, который уполномочил провести проверку. Руководитель предприятия может до начала действий проверяющих уточнить их полномочия.

При проведении выездной проверки должностные лица, ее осуществляющие, не имеют права

- проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если они не относятся к полномочиям контролирующих органов, от имени которых проводится поверка.

Проще говоря, к примеру, у Роспотребнадзора и Росздравнадзора разные функции и полномочия, утвержденные правительственными постановлениями, и замещать друга друга либо представлять интересы друг друга во время выездных проверок должностные лица той или иной Федеральной службы не имеют права.

Также проверяющие не имеют права осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия руководителя или уполномоченного должностного лица. Исключением является только проверки по основанию, предусмотренному подпунктом б пункта 2 статьи 10 ФЗ-294. Он гласит: «причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение угрозы чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».

Должностные лица, проводящие проверку, не вправе требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они сами не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

Нововведением ФЗ-294 является запрет на осуществление выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

В новом Федеральном Законе появляется также статья, определяющая «недействительность результатов проверки, проведенной с грубыми нарушениями требований настоящего ФЗ».

Это статья 20.

Перечислим грубые нарушения:

1. Отсутствие оснований для проведения проверки.

2. Отсутствие основания для проведения внеплановой выездной проверки и отсутствия согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов среднего и малого предпринимательства.

3. Нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Проведение проверки без приказа или распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора) , органа муниципального контроля.

5. Требование документов, не относящихся к предмету проверки.

6. Превышение установленных сроков проведения проверок.

7. Непредоставление акта проверки. 

Возврат к списку

Комментарии (0)
Войти как