Общественные организации по защите прав потребителей основной своей задачей считают проверку предприятий, оказывающих услуги населению. Все ли они имеют на это полномочия?
Как оказалось – нет. Статья 45 Закона Российской Федерации
О защите прав потребителей определяет права общественных объединений в области защиты прав потребителей.
Так, общественные объединения потребителей вправе:
- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
При этом, общественные организации не включены в Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008
О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и поэтому не подчиняются тем требованиям, которые предъявляются ко всем остальным контролирующим органам. Может быть поэтому отдельные общественные организации по защите прав потребителей своей основной деятельностью считают проверки предприятий, а не все остальные функции, которые прописаны в законе О защите прав потребителей.
Можно ли проверить полномочия общественных контролеров и «охладить» их инспекторский пыл?
Да, можно.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ Об общественных объединениях так определяет общественную организацию:
«Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
Общественная организация должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции, а для регистрации необходимо предоставить устав. Вот именно в уставе и прописываются уставные цели.
То есть, прежде, чем пусть на порог предприятия представителей общественной организации, надо проверить, зарегистрирована ли она в министерстве юстиции и записан ли в ее уставных целях контроль за предприятиями, оказывающими услуги.
Руководитель предприятия вправе потребовать эти документы, поскольку в том же законе Об общественных объединениях записано, что «деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной».