Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

ФАС контролирует рекламу

23.07.2010
9676
6 мин на прочтение
Статья 33 Федерального закона «О рекламе» наделяет антимонопольные органы полномочиями на осуществление государственного контроля в сфере рекламы.

Антимонопольная служба предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольная служба наделена следующими правами:

1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;

3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;

4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»

5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;

6) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»;

9) выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции;

10) выдавать предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенных с нарушением требований частей 3.1, 3.3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»;

Для консультаций по вопросам рекламы при Федеральной антимонопольной службе утвержден (приказом ФАС России от 07.09.2004 № 99) Экспертный совет. Его выводы имеют рекомендательный характер и представляются в Федеральную антимонопольную службу для принятия решений о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, реализации государственной политики в области контроля соблюдения рекламного законодательства и подготовки предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

Основные задачи совета:

  • экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета;
  • оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации;
  • экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля соблюдения рекламного законодательства;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы, ассоциациями и общественными объединениями профессиональных участников рекламного рынка;
  • подготовка методических, аналитических и информационных материалов для субъектов рекламной деятельности;
  • подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам регулирования и государственного контроля рекламной деятельности;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

За последние несколько лет ФАС и территориальные органы федеральной монопольной службы неоднократно рассматривали вопросы нарушений в области рекламы медицинских услуг, медицинской техники и лекарственных средств.

Представим вашему вниманию наиболее типичные случаи:

Ненадлежащая реклама метода лечения

В соответствии с частью 5 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, подлежащих государственной регистрации в случае отсутствия такой регистрации.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях оштрафовала рекламораспространителей ненадлежащей рекламы метода лечения "Наркоген". Запрос в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития подтвердил, что метод лечения "Наркоген" не был зарегистрирован.

Отметим, что нарушен был не только закон о рекламе, но и "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", которые гласят, что в практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.

Реклама несоответствующих действительности сведений

Федеральная антимонопольная служба оштрафовала рекламодателей и рекламораспространителей ненадлежащей рекламы чистящих средств "Domestos". В рекламе содержались недостоверные сведения о назначении и потребительских свойствах продукта - указывалось, что средство, для чистки, дезинфекции и отбеливания одновременно предназначено также для профилактики заболеваний, в том числе, свиного гриппа.

Оштрафованы также распространители рекламы медицинского аппарата "Офтанорм". В информации содержались не соответствующие действительности сведения о назначении аппарата и показаниях к его применению. Аппарат изначально предназначен для лечения излучением электромагнитных волн инфракрасного и видимого диапазонов при воздействии на биологически активные и зоны человека, но не показан при заболеваниях глаз. Кроме того, лицензия на производство аппарата на момент распространения этой рекламы отсутствовала.

Отсутствие информации о противопоказаниях

Реклама одной волгоградской косметологической клиники не содержала информации о противопоказаниях и побочных эффектах пластической хирургии. Региональным отделением УФАС была проведена проверка, выявлены нарушители. Реклама снята с эфира.

В тексте рекламы «Экстракт алоэ по Филатову» не указывались возможные противопоказания и побочные эффекты. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области приняло решение оштрафовать предпринимателя, продававшего продукт как средство для лечения глазных болезней. На самом деле препарат был просто косметическим средством для ухода за кожей.

Рассылка нежелательной рекламы

Впервые ФАС обратила внимание на рассылку нежелательной рекламы

В 2008 году. Территориальное управление ФАС по Пермскому краю оштрафовало предпринимателя за несанкционированную рассылку рекламы по электронной почте. В редакции Федерального закона от 27.10.2008 N 179-ФЗ статья 18 пункт первый гласит:

«Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

Некорректное сравнение товара с другим

Московское УФАС России оштрафовало компанию, рекламирующую косметическое средство через Интернет.

Эффект средства сравнивался с «Ботоксом», обещалось воздействие на все факторы старения кожи. Как результат гарантировалось: заметное уменьшение глубины морщин, улучшение качества и рельефа кожи, мгновенный лифтинг - эффект.

Во-первых, были нарушены права компании, которая является правообладателем товарного знака «Ботокс», во-вторых, потребители рекламы были введены в заблуждение обещанием эффекта, особенно, в данном случае, вызвал сомнения так называемый «мгновенный лифтинг-эффект». Часть 2 статьи 5 признает недобросовестной рекламу, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого продукта с находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами;

Кроме всего, непосредственно касающегося рекламы лекарственных средств, косметических продуктов и медицинских услуг, стоит обратить внимание на то, что Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести запрет на использование в рекламе слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный», «номер 1», «№ 1», «лидер», «главный».

Статья 2, часть 3 ФЗ «О рекламе» признает недостоверной рекламу, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед другими, находящимися в обороте, запрещает использовать слова в превосходной степени только в том случае, если формулировка необоснованна, если в ней есть некорректные сравнения рекламируемого товара с другими представленными на рынке.

Теперь рекламодатели, чтобы обойти закон, ссылаются на данные неких исследований и опросов.

- В большинстве случаев такие опросы и их результаты не являются достаточно репрезентативными, — считают представители ФАС и при рассмотрении подобных нарушений тщательно изучают доказательную базу эксклюзивности, уникальности и непревзойденности продукта.

Автор: Москвичева Елена

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий