Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Мезотерапия в реконструктивно- пластической хирургии

23.07.2010
6022
8 мин на прочтение
Тенденции развития современной реконструктивной и пластической хирургии характеризуются растущими требованиями к качеству медицинских услуг. Пациенты при проведении плановых эстетических консервативных и хирургических вмешательств ожидают не только хорошего результата, их интересуют отдаленные последствия вмешательства, вопросы безопасности лечебных мероприятий и социальные аспекты лечения; они хотят быть уверенными, что такое лечение не принесет вреда их здоровью, не выключит их надолго из обычного режима жизни и работы. <br />

Таким образом, врачу необходимо составить план лечения, в котором было бы учтено все вышеуказанное — хороший результат, безопасность методов лечения, безвредное медикаментозное обеспечение при хирургическом вмешательстве, быстрая реабилитация, профилактика осложнений.

Тенденции развития современной эстетической медицины характеризуются растущими требованиями к качеству медицинских услуг в данной сфере; все более жесткими становятся критерии качества не только в отношении окончательного результата лечения, но и в отношении его отдаленных последствий, безопасности проводимых лечебных мероприятий и социальных аспектов лечения.

Пациенты при проведении плановых эстетических консервативных и хирургических вмешательств хотят быть уверенными, что такое лечение не принесет вреда их здоровью в целом; они также не могут позволить себе надолго выключиться из обычного режима жизни и работы, а иногда оперативное или малоинвазивное вмешательство проводится втайне от окружающих. Таким образом, врачу необходимо составить план лечения, в котором было бы учтено все вышеуказанное—хороший результат, безопасность методов лечения, безвредное медикаментозное обеспечение при хирургическом вмешательстве, быстрая реабилитация, профилактика осложнений.

Одним из грозных осложнений раннего послеоперационного периода является развитие ишемических явлений и воспаления, а в отдаленные сроки — патологическое рубцеобразование в зоне операционного шва.

Течение ближайшего послеоперационного периода существенным образом влияет на отдаленные результаты лечения, а так как объектом хирургического вмешательства в данном случае являются кожа и мягкие ткани, то перспектива программированного контроля за процессом заживления раны является весьма заманчивой возможностью. Известно, что провоцирующими факторами процесса патологического рубцеобразования являются, во-первых, генетическая предрасположенность пациента, во-вторых, несоблюдение правил формирования кожных лоскутов, местные явления ишемии, отека, воспаления. Их причиной могут быть как общее ухудшение состояния организма в послеоперационном периоде, так и местные явления — чрезмерное натяжение краев раны или ее инфицирование.

Традиционные методы медикаментозного лечения, сопровождающие пластические операции, носят слишком общий характер. Это обусловило разработку оптимизированной тактики подготовки к пластическим и реконструктивным операциям, их проведения и последующей реабилитации.

Что представляет собой традиционная хирургическая тактика?

Это:

  • обследование пациента перед операцией;
  • планирование собственно хирургической тактики — линия разреза, формирование кожных лоскутов, выбор шовного материала и техника ушивания раны;
  • в послеоперационном периоде — обезболивание, профилактическая антибактериальная терапия, перевязки;
  • при необходимости — компрессионное белье;
  • амбулаторное наблюдение в ближайшем послеоперационном периоде.

Традиционно во время хирургического вмешательства и в послеоперационном периоде для уменьшения отека применяют кортикостероиды и НПВП, но, как известно, они обладают не только местным, но и системным действием и могут угнетать функцию надпочечников и провоцировать развитие язв ЖКТ. Это, несомненно, является неблагоприятным фактором. Профилактическая антибактериальная терапия с применением антибиотиков широкого спектра действия назначается a priori против возможных возбудителей воспалительного процесса в операционной ране. Действие антибактериальных препаратов на собственную микрофлору пациента приводит к ослаблению его иммунной системы, особенно иммунокомпетентных клеток слизистой тонкого кишечника, как в ближайшем послеоперационном периоде, так и позднее, что также является минусом. Обезболивание в послеоперационном периоде важно для создания пациенту комфортных условий, но хорошо известны и побочные эффекты современных анальгетиков — отрицательное действие на печень, слизистую ЖКТ и т. д. Определенная роль в обезболивании отводится методам физиотерапии, но на практике они используются мало.

В клинической практике всегда существует риск развития аллергических реакций разной степени тяжести, а одновременное назначение нескольких препаратов различных групп, безусловно, повышает его.

Оптимизированная хирургическая тактика имеет ряд отличий:

  • предоперационное обследование пациента;
  • предоперационная подготовка — общая и местная, в зоне будущего оперативного вмешательства (мезотерапия);
  • планирование хирургической тактики, акцент на технике ушивания операционной раны;
  • проведение мезотерапии в ходе оперативного вмешательства;
  • в послеоперационном периоде — перевязки, мезотерапия;
  • компрессионные повязки (белье) сразу после операции;
  • обязательное длительное (не менее 6 месяцев) амбулаторное наблюдение по заранее составленному плану.

Целью предоперационной подготовки является повышение способности организма в целом и кожи в зоне оперативного вмешательства адаптироваться к операционному стрессу. Эту задачу выполняет мезотерапия, проводимая перед операцией непосредственно в зоне будущего оперативного вмешательства, паравертебрально в соответствующем сегменте позвоночника, по сосудистым осям. Курс лечения — 3—6 процедур в течение 3—4 недель до оперативного вмешательства; последняя процедура проводится за 4—6 дней до оперативного вмешательства.

Применяемые группы препаратов:

  • ангиотропного и лимфодренажного действия (никотиновая кислота, рутин + экстракт мелилота, витамин С, Гинкго билоба, экстракт артишока);
  • стимуляторы синтеза соединительной ткани (витамин С, Центелла азиатская, органический кремний);
  • антиоксиданты (витамин С, ГиалуформМ 1,8%);
  • гомеопатические экстракты растений (Arnica), экстракты органопрепаратов — Drenador (детоксицирующий коктейль) и Piernas Cansadas (дренирующий коктейль);
  • антигомотоксические препараты (АГТП) дренажного, противоотечного, противовоспалительного, анальгезирующего действия,
  • стимуляторы тканевого дыхания и микроциркуляции;
  • гиалуроновая кислота (ГК).

Ассортимент препаратов, представленных в указанных группах лекарственных средств, может быть достаточно широк, поскольку на рынке их очень много; важно понимать цель применения каждого из них при решении поставленной задачи.

Препараты ГК могут использоваться как для мезотерапии, так и для биоревитализации (не меньше двух процедур).

Таким образом, курс подготовки к хирургическому вмешательству состоит из 3—6 сеансов мезотерапии или 2 процедур биоревитализации. Сеансы мезотерапии проводятся раз в неделю, процедуры биоревитализации — раз в две недели; они обязательно включают паравертебральное введение соответствующих препаратов и введение по сосудистым осям. Курс завершают за 4—6дней до оперативного вмешательства (при отсутствии побочных эффектов (гематом), т. к. если таковые имеют место, следует дождаться их полной регрессии).

Такая предоперационная подготовка значительно улучшает структурно-функциональные свойства кожи и мягких тканей, способствует укреплению здоровья пациента в целом, что увеличивает вероятность более благоприятных результатов лечения.

Кроме того, такой подход позволяет настроить пациента на то, что пластическая, реконструктивная операция не является чем-то простым и беспроблемным, а требует от пациента (а не только от врача) серьезного отношения и длительной ответственной работы по отношению к себе самому.

При проведении оперативного вмешательства соблюдаются все правила формирования кожных лоскутов, их перемещения, фиксации подлежащих тканей, ушивания кожи. По окончании операции в зону операционного поля вокруг операционного шва строго внутрикожно вводятся препараты дренажного, противоотечного, детоксицирующего действия (АГТП), при необходимости — лимфо- и венотоники, витамин C в объеме не более 3 мл. Паравертебрально и по сосудистым осям препараты не вводят.

Это позволяет улучшить микроциркуляцию в зоне хирургического вмешательства, снизить отек, а значит, боль и риск воспаления—таким образом, пациент не нуждается в дополнительном назначении анальгетиков и антибактериальных препаратов, имеющих достаточное количество побочных эффектов.

В послеоперационном периоде сеансы мезотерапии проводятся в ходе первой и второй перевязок с применением перечисленных выше препаратов на выбор врача и в полном объеме. Во время перевязки препараты, действующие на кожу как объект хирургического лечения, вводятся также в операционную рану (препараты те же, что и во время операции); если позволяет расположение раны и положение пациента в постели, можно добавить паравертебральное введение и введение по сосудистым осям.

В дальнейшем при благоприятном течении раневого процесса достаточно проводить процедуры 1 раз в неделю и добавить препараты ГК — для мезотерапии еженедельно, а для биоревитализации 1—2 процедуры с интервалом 2—3 недели. Через 7 дней после операции проводится биоревитализация, а необходимые препараты направленного действия вводят паравертебрально и по сосудистым осям. В дальнейшем проводят в среднем еще 3—5 сеансов мезотерапии (всего 10—12) и как минимум еще одну процедуру биоревитализации.

Результаты применения мезотерапии при хирургическом вмешательстве:

  1. Повышение качества хирургического лечения.
  2. Улучшение адаптивных характеристик тканей в зоне хирургического вмешательства (подготовительный курс мезотерапии).
  3. Общеукрепляющее действие на организм пациента в целом.
  4. Профилактика патологического рубцеобразования и контрольпроцесса формирования послеоперационного рубца.
  5. Блокирование развития воспалительных осложнений.
  6. Значительное снижение выраженности болевого синдрома в послеоперационном периоде.
  7. Уменьшение медикаментозной нагрузки на организм пациента.
  8. Более ответственное отношение пациента к процессу лечения.
  9. Сокращение сроков медицинской и социальной реабилитации.
  10. Улучшение психоэмоционального состояния пациента.

Мы применяем мезотерапию при всех видах операций. В редких случаях у взрослых пациентов и практически всегда у детей выпадает этап предоперационной подготовки с помощью мезотерапии. Тем не менее, в послеоперационном периоде у детей мы проводим процедуры при первой и второй перевязках и через 5—7 дней после хирургического вмешательства, без дальнейшего их продолжения.

Мы считаем такой подход этиопатогенетически обоснованным при любых реконструктивно-пластических операциях, особенно у пациентов с рубцами после ожогов и травм (программа лечения для каждого пациента составляется индивидуально). Целесообразность назначения мезотерапии предварительно обсуждается с пациентами, и они всегда охотно соглашаются. Противопоказанием к проведению мезотерапии и биоревитализации на фоне оперативного вмешательства может быть только непереносимость препаратов, которые предполагается применять.

От области, где планируется хирургическое вмешательство, зависит выбор врачом препаратов, который должен быть этиопатогенетически обоснован. Например, при операциях по коррекции объемов тела липолитики назначают в дооперационном периоде, причем необходимо добиться клинического эффекта, иначе результат операции может быть не совсем удовлетворительным из-за развития эффекта от мезотерапии уже после проведенного вмешательства. Во время операции липолитики не вводятся, т. к. они являются довольно агрессивными препаратами. А в послеоперационном периоде в этих случаях целесообразно нормализовать все звенья микроциркуляции и применять регенерирующие вещества.

Применяемая нами тактика проведения процедур позволяет значительно уменьшить медикаментозную нагрузку на пациентов (это очень важно для пациентов с рубцами, которые зачастую много и часто оперируются). Пациенты с рубцами, которые лечились у нас ранее, отмечают более комфортное состояние после операции. Нет необходимости применять анальгетики, антибактериальные препараты (профилактика аллергии и последующих осложнений со стороны внутренних органов), пациенты раньше возвращаются к обычной жизни. В итоге это в определенной степени является и экономически обоснованным. При подобной тактике хирургического вмешательства ни у одного из пациентов не отмечено образования патологических рубцов, т. к. и в дальнейшем они находятся под наблюдением, и при малейшем намеке на трансформацию рубца проводится соответствующая мезокоррекция.

Таким образом, применение мезотерапии в реконструктивно-пластической хирургии позволяет внедрить качественно новые стандарты лечения, значительно улучшив его результаты.

Автор статьи С. В. Коркунда, кандидат медицинских наук, доцент кафедры комбустиологии, реконструктивной и пластической хирургии ХМАПО, г. Харьков

Материалы представлены журналом «Мезотерапия»

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий

Еще по теме

Показан новый сочетанный протокол коррекции шеи
Сочетанные методики
Показан новый сочетанный протокол коррекции шеи
Бразильский дерматолог Карла Пекора представила результаты сочетанного протокола под названием «золо...
Протокол V-Glow: сочетание Stylage Hydro и Stylage HydroMax
Сочетанные методики
Протокол V-Glow: сочетание Stylage Hydro и Stylage HydroMax
Как использовать два вида гиалуроновой кислоты и два антиоксиданта для увлажнения и стимуляции кожи ...