Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Нормативная база перманентного макияжа

23.07.2010
7480
4 мин на прочтение
Охотенко Виталий Витальевич
Виталий Витальевич Охотенко, руководитель салона-школы перманентного макияжа центра Мерилин президент Международной Лиги профессионалов перманентного макияжа много лет занимается созданием цивилизованного рынка оказания услуг. О том, как развивалось направление в России, какие перспективы ждут завтра, он рассказывает Первому Национальному Эстетическому порталу www.1nep.ru.

Перманентный макияж (косметический татуаж) начал развиваться в России с начала 1990-х годов. Первая попытка правового регулирования этой услуги была произведена в городе Москве в 1997 году. По волевому решению чиновников из Комитета здравоохранения при Правительстве г. Москвы в «Реестре видов медицицинской деятельности, лицензируемых в г. Москва» в разделе Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь взрослому населению, а точнее в его подразделе «Косметология» появилась новая строчка.

1.4.18 Косметология

1.4.18.1 Терапевтическая

1.4.18.2. Хирургическая

1.4.18.3. Татуаж, татуировка и пирсинг, в т.ч. прокол мочек ушных раковин

Обратите внимание на тавтологию «татуаж, татуировка». Франко-итальянский и русский термины, которые являются смысловыми синонимами, разделены запятой, как будто это разные виды деятельности. Никаких разъясняющих это нововведение документов выпущено не было.

Как это у нас часто бывает, закон создан, а как его исполнять, никто не знает. Только в Управлении лицензирования по г. Москве можно было получить устное разъяснение, что под татуажем оно, оказывается, подразумевало косметическую татуировку. Одно было понятно законопослушным предпринимателям, что теперь придется оформлять медицинскую лицензию на выполнение любой татуировки – на теле или на лице. И, соответственно, татуаж, как медицинскую услугу, могут оказывать только специалисты с медицинским образованием. С каким именно – сказано нигде не было.

В те годы были силы, которые хотели пойти дальше и пытались добиться включения татуажа в хирургическую косметологию. Однако в 2000 году здравый смысл победил, и татуаж вообще был изъят из «Реестра видов медицицинской деятельности, лицензируемых в г. Москва».

Опасность, что всех татуировщиков обязуют идти в мединституты и, тем паче, в хирурги, чтобы иметь право официально рисовать на теле, - отпала.

В 1998 году Главный государственный санитарный врач по г.Москве утвердил «Методические рекомендации по устройству, оборудованию и содержанию салонов художественной татуировки». С тех пор этот документ не упразднялся и не уточнялся. И, несмотря на все его недостатки, это единственный юридически действующий документ, на который при желании могут опираться специалисты Роспотребнадзора при проверках, а предприниматели при организации услуги «художественная татуировка».

Виталий Витальевич, выходит, у нас есть только столичные документы, а общероссийских нормативных актов не существует?

Да, при всем обилии нормативов по другим эстетическим отраслям, вопрос правового регулирования косметического татуажа остался открыт. За последние 10 лет не было издано ни одного нормативно-правового акта, регулирующего услугу перманентный макияж.

В 2005 году была попытка зарегистрировать перманентный макияж как новую медицинскую технологию. Однако она не увенчалась успехом. При подробном и пристрастном рассмотрении вопроса всем ответственным лицам становилось понятным, что перманентный макияж не медицинская услуга ни по назначению, ни по инструментарию (аппаратура), ни по другим основным используемым средствам (пигменты).

По мнению Международной Лиги профессионалов перманентного макияжа, в интересах защиты прав потребителей на качественное и безопасное оказание услуг необходимо введение стандартов на организацию и оказание услуги «перманентный макияж». Для этого Лига разрабатывает соответствующие «Рекомендации по оборудованию, оснащению и содержанию кабинетов и рабочих мест мастеров татуажа». Эта работа ведется совместно с «Федеральным центром гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в рамках подготовки «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для учреждений коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские, косметические и оздоровительные услуги». Перед началом этой работы, согласованной с Росздравнадзором, исходили из того, что услуги татуаж и косметический татуаж (перманентный макияж) не являются медицинскими.

По настоящее время, в отсутствии методического руководства для специалистов управлений Роспотребнадзора при осуществлении профессионального контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований, многое держится на совести мастеров перманентного макияжа и директоров предприятий, организующих услугу.

Как на практике отражается отсутствие законодательной базы для перманентного макияжа?

Приведу лишь несколько примеров недопустимых, на наш взгляд, нарушений, которые проходят как бы незамеченными.

  1. Инструмент для косметического татуажа снабжается иглами и колпачками, на которых отсутствует маркировка о стерилизации и, соответственно, о сроке стерильности. При этом предъявляется какой-то сертификат соответствия и санитарно-гигиеническое заключение.
  2. На флаконах с пигментами отсутствует информация о производителе, составе, сроках годности.
  3. Розлив пигментов в удобные для продажи флаконы осуществляется не в заводских условиях, а самостоятельно торговым предприятием перед продажей. Соответственно, отсутствует на крышке контрольный поясок заводской упаковки. И ценность санитарно-гигиенического заключения на пигменты в этом случае – никакая.
  4. Ручка аппарата, в которую возможно попадание пигмента и крови во время процедуры, должным образом не обрабатывается после процедуры.
  5. Иглы после процедуры должным образом не утилизируются.
  6. Процедуры выполняются не в условиях оборудованных кабинетов.

Предполагаю, что после утверждения новых санитарных правил многое станет на свои места, и права клиентов на качественное и безопасное оказание услуги перманентный макияж (косметический татуаж) будут защищены лучше, чем в настоящее время.

Однако, проблему качества перманентного макияжа одним – двумя нормативно-правовыми актами не закроешь. Вопрос подготовки профессиональных кадров – мастеров перманентного макияжа – это самый сложный вопрос.

Как защитить клиента от косметологов, у которых нет дара видеть гармонию линий и цвета на лице, но у которых достаточно авантюризма, чтобы браться не за свое дело, окончив курсы перманентного макияжа?

Как избавить рынок от огромного количества псевдокурсов, на которых бессовестно лишь имитируют обучение перманентному макияжу?

Как создать сеть профессиональных центров подготовки мастеров перманентного макияжа?

На эти вопросы должны отвечать не чиновники, а организации профессионалов. Свой посильный вклад должна внести и Международная Лига профессионалов перманентного макияжа через пропаганду стандартов качества перманентного макияжа, в том числе в обучении мастеров .

Беседовала Елена Москвичева

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий

Еще по теме

Искусственный интеллект обучили подбирать косметику
Бизнес
Искусственный интеллект обучили подбирать косметику
С помощью нейросети исследователи научились подбирать средства для ухода с учетом анализа косметичес...
Нейросети в косметологии: кому, когда, зачем (и надо ли?)
Бизнес
Нейросети в косметологии: кому, когда, зачем (и надо ли?)
Нейросети. Генеративные модели. ChatGPT. Все говорят, пишут, строят прогнозы про искусственный интел...
Уточнили различия в цветовых оттенках кожи губ
Бизнес
Уточнили различия в цветовых оттенках кожи губ
Французские исследователи сравнили цвет губ у разных этнических групп, а также выяснили особенности ...