Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Врачу запрещается…!

15.12.2010
3156
5 мин на прочтение
Москвичева Елена Васильевна
Проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» обсуждается медицинской общественностью страны.

Особняком в этих дискуссиях стоит вопрос об ограничениях, налагаемых на медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности

Перечислим эти ограничения и остановимся на каждом подробно:

Медицинские работники и руководители медицинских организаций, не вправе:

1. принимать подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, договорам о педагогической и (или) научной деятельности медицинского работника), оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных, торжественных, праздничных мероприятиях, проводимых за счет средств организаций, занимающихся разработкой, производством и/или реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, и организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их законных представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени данных организаций);

Как мы знаем, индустрия красоты, вся эстетическая медицина и пластическая хирургия в России последних два десятилетия развивалась только за счет вложений компаний-дистрибьюторов. Я имею в виду материальные активы, интеллекта у нас и своего хватало, так же как и профессионализма.

Эстетической медициной, в основном, занимаются частные клиники, многие из которых связаны с компаниями-поставщиками эксклюзивными договорами поставок. При этом само собой подразумевалось, что компании обучают врачей, организуют просветительские поездки на производство, в научные центры, оплачивают научные форумы и симпозиумы (или напрямую, или же косвенно, в качестве спонсоров научных мероприятий).

Запрет на эти формы сотрудничества может и уменьшит степень ангажированность эстетической медицины, но и ограничит информационные потоки, за счет которых растет профессионализм врачей.

За чей счет приедут к нам читать лекции светила пластической хирургии и косметологии, кто будет оплачивать научные мероприятия, где вообще будут аккумулироваться все знания по эстетической медицине, пластической хирургии и косметологии?

Видимо, прежде, чем запрещать, надо создать государственные или независимые частные научные центры и фонды и контролировать степень их независимости, что на цивилизованном рынке делается благодаря прозрачности финансовых потоков.

2. заключать соглашения с компанией (представителем компании) о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением соглашений о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

Чего греха таить, многие врачи получают комиссионные за назначение тех или иных процедур или препаратов. В одних случаях это прописано в договорах (врач покупает препараты, и чем больше, тем солиднее у него скидка на стоимость). Эта ситуация сможет измениться в том случае, если в России исчезнет практика закупки лекарственных средств самим врачом. В последнее время в косметологии уже есть определенные сдвиги – договоры о поставке заключает клиника в лице руководителя. Однако, понимая, что частная медицина по определению не может работать себе в убыток, несложно представить, что в любом случае в отношениях компаний-поставщиков и медучреждений будет существовать некий сговор по поводу преимущественного использования того или иного препарата.

3. получать от компании (представителя компании) образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам;

Комментариев нет. Все ясно! Хотя стало уже привычным, что возвращаясь с научных конференций врачи несут в пакетах препараты, на которых надпись – «Не для продажи». Видимо, предполагается, что врачи это сначала на себе попробуют а потом, глядишь, и назначат кому-то.

4. предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях, в том числе скрывать от пациента информацию о наличии лекарственных препаратов, медицинских изделий, имеющих более низкую цену;

Требование трудно представимое на практике. Кто сегодня имеет полную информацию о ценовой политике компаний? Говорю об этом твердо, знаю не понаслышке. Как-то несколько раз мы пытались сделать сводную сравнительную таблицу цен на фракционные лазеры в России.

Начнем с того, что цены обычно проговариваются при личном контакте, за первой цифрой идет перечисление скидок и бонусов. Причем все это – в разных валютах.

Для того, чтобы поставить пациента в известность о ценах, нужно иметь под рукой информационный портал, который в режиме реального времени отслеживал бы эти цены. Собственно, создать медицинскую биржу. не менее того!

5. осуществлять прием представителей компаний, а также иных лиц по вопросам обращения лекарственных средств, медицинских изделий в рабочее время (за исключением приема работников компаний лицами из административного персонала, уполномоченными для этого руководителем медицинской организации);

Комментариев нет! Запретить встречи в рабочее время, запретить посещение мероприятий, организуемых компаниями… Правда, сейчас очень многие компании о своей продукции рассказывают на вебинарах именно в нерабочее время, думается, эта форма общения, незапрещенная законом, именно сейчас и начнет процветать.

6. осуществлять выписку лекарственных препаратов, медицинских изделий на бланках, снабженных информацией рекламного характера, а также на бланках с заранее впечатанным наименованием лекарственного препарата, медицинских изделий;

Резонно, потому что врач вполне может обойтись без чужих бланков и рекламных текстов. Но, опять же, представители компаний и сейчас идут другим путем, оставляя на ресепшн груды буклетов. Вот об этом в законе не сказано. Правда, тут же следует пункт:

7. использовать на территории медицинской организации предметы, имеющие логотип компании или торговое наименование лекарственного препарата, медицинского изделия;

Абзац мог бы быть бесспорным, если вписать сюда дополнение «исключая логотипы и торговые названия на используемых в клинике препаратах и оборудовании». Ведь не будет же клиника стирать название аппарата, которое гордо отчеканено на передней панели. Кроме того, неясно, как быть с рекламой. Ведь многие частные клиники приобретают то оборудование, и те лекарственные средства (мы говорим только об эстетической медицине!), в которые вложены большие рекламные бюджеты компаниями-производителями. Таким образом, клиника экономит на раскрутке услуги, опираясь на массовую обработку сознания потребителей, которую проводит держатель бренда.

8. принимать участие в любых мероприятиях, финансирование которых осуществляется одной компанией (за исключением мероприятий, проводимых в рамках клинического исследования лекарственного препарата, клинического испытания медицинских изделий).

И замыкает перечень запретов окончательно «нет» контактам врача и компанией-производителем или поставщиком.

Будь у индустрии красоты солидная научная и просветительская база, этот пункт не вызывал бы никаких сомнений. Сегодня же непонятно, как вообще косметологи, пластические хирурги будут получать информацию о появлении на рынке процедур, методик, аппаратов, лекарственных средств, из чьих рук? 

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий