По сути, он начался 14 февраля, когда вступили в силу новые правила подтверждения соответствия санитарным требованиям для косметических средств. Рынок замер всего лишь на минуту, правительство сориентировалось, определило переходный период, и все пошло своим чередом.
Однако эта самая минута многим дала понять, что индустрия стала огромной сферой интересов самых разных людей - от производителей до потребителей продуктов индустрии красоты. Мы живем в другом мире, где красота стала обязательной опцией.
Может быть, всех нас немного отрезвит смерть китайской девушки на столе у пластического хирурга. Модель меняла форму нижней челюсти, чтобы на сто процентов соответствовать стандарту красоты. О смерти девушки не решились сразу сообщить ее матери, поскольку она тоже находилась в клинике и готовилась к пластической операции…
А в России в это время прошел вал публикаций в прессе и телепередач о жертвах пластической хирургии, но год все же закончился на позитивной волне: Министерство здравоохранения подготовило проект Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пластическая хирургия», что, в совокупности с утверждением в 2009 году профессии «пластический хирург», должно привести к созданию в стране цивилизованного рынка услуг.
В стадии подготовки находится и порядок оказания услуг по профилю «Косметология», так что в следующее десятилетие мы войдем с новыми правилами, и 2010 год запомним, как стартовый.
Косметология выходит из тени. В 2010 году были зарегистрированы, как лекарственные средства, первые препараты для пилинга. Мы помним, что все предыдущие годы препараты для деструкции кожи провозились в страну как обычные косметические средства. Больше этот номер не проходит. В силу вступил закон «Об обращении лекарственных средств», теперь к косметологическим препаратам будут относиться все те же требования, которые предъявляются к лекарствам.
Завершим законодательную часть обзора напоминанием о том, что в уходящем году в силу вступили новые санитарные правила и нормы для медучреждений.
Вся эта мощь закона обрушилась на косметологию и пластическую хирургию не случайно. Отрасль развивается так интенсивно, что каждый день приносит новые открытия, новые продукты и технологии. В таких условиях не только трудно ориентироваться врачам и пациентам, но практически невозможно работать в безопасном поле.
Поле косметологии сегодня плотно заполняется технологиями и продуктами.
Посмотрите, что делается в лазерной медицине! В России продажей оборудования для фракционного фототермолиза занимается уже добрый десяток компаний, а ведь совсем недавно их было всего две!
Жесткая конкуренция ведет к внедрению новых маркетинговых стратегий. Мало кто еще по-прежнему надеется на рекламу в традиционном понимании этого слова. Представители компаний отправляются в туры по городам, организуют научные конференции, издают книги по маркетингу в аппаратной косметологии.
Трендом этого года у разработчиков лазеров было продвижение насадок на уже действующие системы, видимо, это своеобразная реакция на экономический кризис. Рассчитывая, что от апгрейда не откажется и самый экономный владелец клиники, разработчики предлагают насадки, которые расширяют возможности уже имеющихся в распоряжении специалистов в области лазерной медицины аппаратов.
Ну и, чтобы закончить тему фракционных методик, добавим, что в уходящем году в России появился первый фракционный ультразвуковой аппарат.
Создатели препаратов на основе ботулотоксина типа А, также чувствуют стимулирующее влияние конкуренции. Сначала на рынок вышел новый препарат, конкурентное преимущество которого заключается в новом режиме хранения, потом еще один из имеющихся в России подтвердил изменение режима хранения… Две из четырех компаний, представленных на российском рынке, пока еще не могут сделать такого заявления, но мы уверены, что в 2011 эти «империи» нанесут ответный удар, создадут очередное конкурентное преимущество.
Впрочем, для методик с применением ботулотоксинов могут настать непростые времена. Так в научной литературе стали появляться сообщения о критических дозах ботулотоксина, о том, что эти препараты невозможно использовать в пожизненном режиме. Критической называют дозу в десять инъекций в течение пяти лет.
И, наверное, нельзя назвать неожиданным совпадением появление, пока еще в ограниченном количестве, продукта уже нового десятилетия – трансдермальных пластырей, который, по замыслу разработчиков должны взять на себя функцию разглаживания мимических морщин, а также транспортировки в кожу активных веществ.
2010 год можно назвать еще и годом кройки и шитья – большинство компаний, производящих препараты на основе гиалуроновой кислоты, в качестве конкретного преимущества выдвигали особый способ сшивки молекул. Пока же это, пожалуй, чуть ли не единственный доказательный момент в продвижении огромного ассортимента продуктов на основе ГК, но вряд ли он помогает косметологам понять разницу между имеющимися на рынке препаратами. В кругах практикующих врачей до сих пор конкурентным преимуществом или маркетинговым недостатком (смотря как считать) остается срок нахождения продукта в организме.
«Нахождение в организме» - это понятие было главным маркетинговым слоганом большого количества компаний, которые вывели на рынок индустрии красоты продукты для внутреннего потребления. На всех выставочных площадках уходящего года активно продвигались биодобавки и витамины красоты.
Что же касается косметических средств, то резче стал разрыв между двумя товарными категориями – высокотехнологичной и натуральной косметикой. Однако, как мы заметили, резко отмежевываясь друг от друга в глазах покупателя, эти понятия срастаются в одно неразделимое целое на научном и производственном уровнях. Разве возможно сегодня без помощи высоких технологий получить, упаковать и сохранить без консервантов натуральный продукт? Конечно же, нет!
Чем нас разочаровал 2010 год? Не появилось ни одного чудо-масла! Последним явлением народу было, как вы помните, масло арганы, объявленное спасением от всех эстетических недостатков. Два года наличие этого масла считалось важным конкурентным преимуществом и оправдывало расходы на рекламу. Энтузиазм потребителей угасает, все уже и к аргане привыкли, самое время выводить на рынок нечто особенное. И такая попытка была сделана в 2010 году – одна из компаний объявила о создании косметики на янтарном масле. Добывать его еще тяжелее, чем аргановое, то есть эксклюзивность была заложена в самом начале, но у создателей бренда не нашлось в запасе легенды, которая бы привлекла публику, и проект пока не занял командных высот в индустрии.
Впрочем, время необоснованных заявлений уходит в прошлое, 2010 год в какой-то степени стал годом нравственного обновления индустрии.
Вот только три эпизода, взятых навскидку:
И что еще подтверждает наши наблюдения, в 2010 году был принят первый в стране Этический кодекс специалиста в области эстетической медицины, который провозгласил новые моральные принципы сообщества.
Это вселяет надежду. Значит, следующий год и следующее десятилетие принесут не только научные открытия, новые методики и удачу, но и чувство гордости за причастность к индустрии красоты у всех игроков рынка.
Комментарии