«Госпитальный этап реабилитации» - безграмотность и бессмыслица. См.выше.
Сильно сказано. Мы умеем ставить подпись под больничными листами. Экспертиза же означает, что мы должны так же уметь вычленять тех, кого следует направить на инвалидность. В реконструктивной ПХ таких пациентов большинство. Но сколько еще десятилетий пройдет, пока сидельцы в бюро экспертизы (до сих пор не могущие взять в толк, чем вдруг эти «бюро» отличаются от засиженных мухами ВТЭКов и зачем их переиме-новали), получат бумажные разъяснения относительно профиля инвалидности по специальности ПХ?
Верные пункты. Они и должны был бы стать основой всего документа. Сомнения в том, что меня, пластического хирурга, призовет сытый и всем довольный зав. травматологией или кардиохирургией, не говоря уже об онкологии, изложены выше.
Может быть, а может, и нет. Сегодня курсантов выгоняют из операционной. Мол, я оперирую звезду экрана, или, я делаю нечто сверхъестественное, и прочая чушь. Пункт 10 должен быть не пожеланием, а приказом учить.
Никто не совершал революции. Просто к списку более, чем 50 специальностей добавили еще одну. Добавили вовсе не законы, положения и проч., а просто название специальности. Для формирования же этой нашей с вами специальности нужны годы и, в первую очередь, четкое понимание в наших рядах того, что же мы хотим. Будет единение, будет и объект права.
ВВЕДЕНИЕ
Проект "Порядка..." направлен на создание государственной системы оказания помощи населению по специальности "Пластическая хирургия". То есть на открытие отделений пластической хирургии на базе государственных медучреждений, либо введение института пластических хирургов в штат крупных хирургических стационаров. И то, и другое, безусловно, целесообразно в своей сущности, которую и "
регулирует" данный документ.
Цель "Порядка..." - организационно оформить работу специалистов по пластической хирургии и облегчить им (и всей этой области хирургии) занять свое место в системе оказания хирургической помощи населению России. Это - очень трудная задача, так как границы между хирургическими специальностями объективно размыты, а пластические хирурги должны претендовать на самые сложные (!) разделы травматологии и ортопедии, общей хирургии, онкологии и т.д.
Значительно проще выглядит лишь вопрос о косметической (эстетической) хирургии, которая является явным и экономически самым привлекательным разделом пластической хирургии (для специалистов данного профиля). Где и на какой основе этот раздел должен существовать и развиваться: везде (то есть и в государственных учреждениях), или только в частных клиниках; за счет средств пациентов или за счет бюджетного финансирования?
В контексте проекта "Порядка..." этот вопрос является ключевым. От того, как он будет изложен в рассматриваемом проекте документа, зависит будущее государственной пластической хирургии (то есть той её части, которая получит право на государственное финансирование), а также здоровье немалой части наших соотечественников.
Постановка задач. Планируя реформу в области пластической хирургии в государственном масштабе логично ориентироваться на её очевидные проблемы, актуальные для населения России. К ним, с моей точки зрения относятся:
1. Явное недофинансирование специалистов ПХ, владеющих высокотехнологичными (самыми сложными и эффективными) методами пластики, в том числе с использованием микрохирургической техники. Отсюда их отсутствие или недостаточное количество в крупных медучреждениях самого разного профиля (при быстром росте числа природных и техногенных катастроф их должно быть много больше). Относительно малое (в масштабах государства) количество, и нередко невысокое качество выполняемых операций (при ориентации на уровень высокоразвитых стран);
2. Резкий перекос всей отечественной ПХ в сторону косметической хирургии (далее – КХ), которую практикуют практически везде: "левым" или "полуправым" образом в медицинских госучреждениях и на законных основаниях - в частных клиниках.
3. Низкое качество работы определенной части эстетических хирургов, что проявляется грубыми ошибками и развитием осложнений после выполнения косметических операций.
4. Отсутствие у хирургов других специальностей четких представлений о реальных возможностях и месте ПХ в медицине. Ошибочная идентификация пластической хирургии только с её косметическим разделом с выраженным (по экономическим соображением) стремлением работать в этой области. При этом для немалой части "НЕпластических" хирургов характерна низкая культура выполнения важных этапов хирургических операций (в частности, закрытия ран). Отсюда и грубейшие послеоперационные рубцы из-за убогой техники наложения швов, и чудовищные ошибки в попытках некомпетентного выполнения пластических операций с плачевными результатами. Однако нельзя забывать главное. Хирурги других специальностей являются:
- источником кандидатов в пластические хирурги (после определенной по продолжительности работы в хирургии);
- поставщиками пациентов для пластических хирургов (когда личных возможностей недостаточно для решения конкретных хирургических проблем);
- авторами ятрогенных осложнений (при попытках некомпетентного выполнения операций в том числе и пластического характера);
- претендентами на выполнение пластических операций эстетического характера (например, офтальмологи - на пластику век, ЛОР-хирурги - на ринопластику, челюстно-лицевые хирурги - на омоложение лица и пр.).
В зависимости от содержания обсуждаемого "Порядка..." эти хирурги могут быть ориентированы на два принципиально разных пути своего развития (в рамках государственных отделений пластической хирургии): а) на зарабатывание денег в КХ за счет государства (в той или иной степени) и б) на эффективное решение проблем пациентов с тяжелыми повреждениями и заболеваниями с их возвращением к нормальной жизни в качестве полноправных членов общества (а не инвалидов); на совершенствование своих хирургических возможностей до самого высокого уровня с адекватным (!) ростом личных доходов, уважения в своей профессиональной среде и в обществе (при наличии возможности легально дополнительно зарабатывать в Эстетической хирургии, но уже в частном секторе).
ЧТО РЕГУЛИРУЕТ РАБОТУ ПЛАСТИЧЕСКИХ ХИРУРГОВ?
Для того, чтобы оценить проект Документа с профессиональной точки зрения, нужно помнить также как минимум о 4-х основных вопросах, которые в принципе "регулируют" работу хирургов любой специальности, но волнуют сейчас прежде всего тех, кто причастен к пластической хирургии. Это:
1. Чем и где, могут и должны заниматься государственные пластические хирурги? (в том числе и вопрос о разграничении "зон ответственности" между ПХ и смежными специальностями).
2. Вопрос о формальной организации работы (как должны быть организованы государственные отделения пластической хирургии?). А это зависит от того, на какую деятельность они будут ориентированы.
3. Что изменится в вопросах обучения и сертификации государственных пластических хирургов?
4. Из каких источников и с какими приоритетами будет финансироваться работа государственных отделений ПХ и работающих в этой области специалистов?
Как предлагаемый проект "Порядка..." отвечает на эти вопросы?
1. Вопрос о том, чем должны заниматься "государственные пластические хирурги" в государственных отделениях пластической хирургии, - основной. И именно от него зависят и организация работы и то, на что будут истрачены государственные деньги (в том числе и на цели обучения).
1.1. Совершенно очевидно, что современная ПХ имеет две "крайние ветви": а) высокотехнологичную сложнейшую реконструктивную (микро-) хирургию и б) косметическую хирургию. Но "крайними" они являются не столько по хирургической технике, сколько по своей природе и (следовательно) по источникам финансирования.
1.2. Развитие первой (высокотехнологичной и дорогой) невозможно без адекватного государственного финансирования. Поскольку нуждающиеся в ней пациенты заплатить за неё не смогут. И именно из-за недостаточного финансирования эта часть пластической хирургии в нашей стране могла бы быть развита в значительно большей степени. Это то, в чем реально нуждаются многие тяжело пострадавшие и во время военных конфликтов, и в ходе "войны" на дорогах России и в техногенных (природных) катастрофах и пр.
1.3. За косметические операции платит пациент, и эта часть пластической хирургии бурно прогрессирует по всех высокоразвитых странах. Естественно, без (!) государственного финансирования.
С моей точки зрения в "Порядке..." красной нитью должен проходить тезис о приоритетности (для государственных отделений ПХ) именно сложных высокотехнологичных операций. При том, что вопрос о разделени работы с коллегами по "цеху" будет, конечно, решаться на местах. При таком подходе государственные пластические хирурги, конечно, тоже смогут выполнять "чисто эстетические" операции. Только уже в частных клиниках. И если в "Порядке..." это не будет четко сформулировано, то коммерческая (косметическая) хирургия будет уже на законных основаниях доминировать в работе государственных отделений ПХ. И стимулов заниматься сложной и социально важной хирургией у хирургов, конечно же, не будет. За все это заплатит государство дважды: а) деньгами всех налогоплательщиков и б) недовосстановленным здоровьем многих из них.
2. Вопрос о формальной организации работы государственных отделений пластической хирургии вытекает из приоритетных целей, которые должны быть сформулированы в "Порядке..." (см. п. 1). И это - развитие и широкое применение высокотехнологичных методов современной пластической хирургии (включая и микрохирургию). Однако в проекте не хватает конкретных указаний того, чего делать нельзя. В частности, в соответствующих пунктах документа необходимо подчеркнуть, что во всех вопросах (в том числе, например, в приобретении оборудования) приоритет должен отдаваться все той же высокотехнологичной хирургии. То есть на бюджетные деньги нужно покупать операционные микроскопы и шовный материал, а не косметические лазеры и оборудование для косметической реабилитации.
3. Вопрос о том, что изменится в обучении специалистов по пластической хирургии "прописан" в проекте "Порядка..." нечетко и недостаточно. Предложение об обучении будущих "государственных" пластических хирургов за государственный счет логично, но тематическое обучение исключительно по "Эстетической хирургии" в этот подход также не вписывается (речь не идет о обязательных "косметических" разделах образовательных программ по ПХ). В противном случае получится так, что за государственный счет государственные пластические хирурги будут обучаться коммерческой хирургии, выполняя операции этого типа в частных клиниках. Ясно, что при таком подходе высокотехнологичные операции по-прежнему останутся уделом одиночек-энтузиастов.
4. В вопросе о финансировании государственных отделений ПХ и работающих в этой области специалистов в проекте "Порядка..." отсутствует главное, - приоритетность того, чем должна заниматься "государственная" пластическая хирургия. А это - высокотехнологичные операции, связанные с пересадкой комплексов тканей, использованием микрохирургической техники и др. Именно на эту цель и должно быть направлено любое (в том числе бюджетное) финансирование. Если это не будет декларировано в будущем "Порядке...", то будущие государственные отделения пластической хирургии получат карт-бланш на активную работу в зоне Эстетической хирургии в ущерб всему остальному.
Как предлагаемый проект "Порядка..."может повлиять на решение существующих проблем пластической хирургии?
1. Если "Порядок..." не претерпит существенных изменений, то высокотехнологичные области ПХ по-прежнему останутся в загоне. Зато КХ будет окончательно узаконена на государственных площадях и начнет конкурировать с частными клиниками уже с поглощением государственных средств. В то время, как во всем мире косметическая хирургия - это зона исключительно частного сектора.
2. Перекос отечественной пластической хирургии в сторону хирургии эстетической только усилится.
3. Качество выполнения пластических операций в области КХ может успешно контролироваться только при комплексном подходе. Отмечу лишь два его главных условия: а) целенаправленный контроль рынка косметических услуг со стороны региональных (!) общественных (некоммерческих) организаций и б) снижение уровня коррупции в стране. Эти вопросы не имеют прямого отношения к обсуждаемому проекту "Порядка..." и будут рассмотрены в других публикациях (в том числе и в СМИ).
4. Хирурги других специальностей вместо того, чтобы сотрудничать с пластическими хирургами, вероятно, будут следовать их примеру в"освоении" государственных денег в своих личных интересах. Пациенты от этого точно не выиграют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Есть все основания полагать, что результатом "регулирования вопросов ПХ" на основе предлагаемого "Порядка...", будет создание за бюджетные деньги отделений ПХ, где "государственные пластические хирурги" будут заниматься преимущественно все той же КХ. При этом, овладевая её основами за тот же госсчет. Качество выполнения эстетических операций при этом не только не возрастет (а с чего ему возрастать?), но, весьма вероятно даже ухудшится. Так как госучреждению справиться в контролирующими инстанциями и недовольными пациентами и легче и дешевле, чем частным клиникам. Поэтому и стремиться к этому качеству можно не спеша и не напрягаясь.
2. Больше всего выиграют от такого подхода те госучреждения, где уже (!) преподают ЭХ и уже (!) выполняют косметические операции, так как им не придется платить ни за образование, ни за оборудование, ни за аренду, ни за контроль. При наличии всех возможностей отрезать от госпирога.
3. Пациенты (в зоне эстетической хирургии) от этого ничего не выиграют. А вот проиграть могут. Так как будут вынуждены обращаться в госучреждения, где (как и сейчас) будет двойная (если не тройная) оплата лечения при очевидной неперспективности попыток борьбы за свои права при неудачно выполненной операции. Хотя, конечно, в максимальной степени при этом пострадают интересы больных, нуждающихся в выполнении высокотехнологичных дорогостоящих хирургических вмешательств.
В целом, государственные интересы (интересы жителей России) в данном документе разглядеть не просто. Хотелось бы, чтобы данное обсуждение эту ситуацию изменило. Если же этого не произойдет, то у нас есть ещё время и возможности назвать вещи своими именами.
Комментарии