Вторая версия учитывает замечания и предложения, сделанные в процессе обсуждения, и, как гласит проект приказа, может вступить в силу 1 июля 2011 года.
Для того, чтобы убедиться в необходимости создания такого документа, нужно немногое - просто взять и сравнить его с приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 декабря 1982 г. N 1290 "О мерах по улучшению косметологической помощи населению".
Девятнадцать лет косметология в России "управлялась" именно этим документом, и посмотрите, как далеко она ушла, просто , можно сказать, вышла из-под контроля!
Итак - 1982 год:
"Косметологическая лечебница ведет прием по поводу заболеваний кожи и других органов, в том числе: себореи, болезней волос, угрей, гипертрихоза, гирсутизма, доброкачественных новообразований - невусов, атером, фибром, кератом, папиллом, гемангиом, бородавок, кератоза, омозолелостей, сосудистых дерматозов (розацеа, красный нос, периоральный дерматит), нарушений пигментации кожи - гиперпигментации (хлоазмы, веснушки), депигментации (витилиго), импрегнации кожи инородными частицами (угля, шлака, газа и др.): рубцов разного происхождения, морщин, врожденных и приобретенных деформаций частей лица - носа, ушных раковин, бровей, губ, век, избытков кожи лица, деформации грудных желез, передней стенки живота и др., а также прием практически здоровых лиц, желающих получить советы по косметологическому и гигиеническому уходу за кожей лица".
Впрочем, мы сегодня больше не будем оглядываться назад, а понаблюдаем за тем, как меняется проект Порядка оказания медицинской помощи по профилю "косметология" в течение 2010-2011 годов.
В преамбуле к
первому варианту (апрель 2010 г.) сказано, что порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи по профилю «косметология» населению Российской Федерации,
второй вариант (ноябрь 2010) уточняет: "в организациях государственной и иных форм собственности".
Это немаловажно, поскольку "вольница" у нас обычно связывается все-таки с практикой именно частных косметологических клиник. Однако же, если далее внимательно читать документ, то выясняется, что из второй версии ушли практически все упоминания о бюджетных средствах, которые должны были идти на оказание услуг по данному профилю.
Те специалисты, которые внимательно следили за публикациями в профессиональной прессе, в том числе - на портале
www.1nep.ru, должны были заметить, что именно вопрос о пресловутых 160 миллионах рублей в год из бюджета государственного здравоохранения более всего волновал горячие умы.
От первой версии ко второй изменилось и определение что такое "
косметология" во втором десятилетии XXI века.
Комплекс медицинских, психологических, гигиенических реабилитационных мероприятий v\s комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.
Большие споры (как говаривал Жванецкий - до хрипоты, до драки) возникали также по поводу того, что именно будет включено в систему оказания медицинской помощи по профилю косметология.
Сразу скажем, что незадолго до того, как был создан и опубликован первый вариант проекта, Министерство здравоохранения и социального развития своим приказом
№ 151н от 16 марта 2010 г. утвердило Порядок оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля и больным лепрой.
Таким образом были разведены по разным специальностям состояния, которыми занимаются дерматологи - отдельно, косметологи - отдельно.
В связи с этим надо напомнить, что дерматология хоть и является "материнской" специальностью для косметологии, но врачи, получив эту специальность один раз, могут впоследствии не продлевать сертификат по дерматологии, а каждые пять лет подтверждать свою квалификацию только по косметологии. Но! При этом и заниматься только косметологией. Оказание услуг по профилю дерматология (перечисление смотрите в приказе
№ 151н от 16 марта 2010 г.) в данном случае специалисту уже не разрешается.
В первом варианте уточнялось, с помощью чего возможно проводить коррекцию врождённых и приобретённых морфо-функциональных нарушений в составе покровных тканей человеческого организма: лекарственные, физиотерапевтические, хирургические, биотканевые и другие разрешенные к медицинскому применению технологии. Второй вариант не раскрывает содержания формулировки "многокомпонентные факторы воздействия на ткани".
В этом есть резон, поскольку факторов этих с каждым днем становится все больше. Напротив, область осуществления реабилитационных мероприятий после хирургического, химиотерапевтического, лучевого, медикаментозного воздействия сужается за счет добавления уточнения - "мероприятий по коррекции и устранению эстетических дефектов".
Оказание помощи по профилю "косметология" во второй версии также по новому трактует уровень медицинского вмешательства. Формулировка первой версии "информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи..." продлена во второй : "и её придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата".
Как тут не вспомнить дискуссию, разгоревшуюся в феврале этого года на заседании
круглого стола по теме: «Организационно-правовые вопросы эстетической медицины» который состоялся в Москве в рамках VIII Конференции «Антивозрастная и восстановительная медицина»!
Дискуссия эта касалась как раз возможных уровней вмешательства косметологов и пластических хирургов в организм пациента. Собственно, речь шла о том, кто имеет право нарушать кожные покровы и работать с инвазивными методиками. Участники круглого стола – хирурги - считали, что делать это могут только их коллеги по профессии. Представители косметологии оспаривали эти заявления и отстаивали свое право на инвазивное вмешательство.
1nep.ru писал тогда, что, странным образом, речь шла о миллиметрах «погружения», а не об утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития медицинских технологиях, которые на законном основании используются косметологами и пластическими хирургами в ежедневной практике и должны бы, по зрелому разумению, быть главными аргументами в споре.
И в первой, и во второй версии подробно расписываются границы ответственности врача-косметолога, то есть, к кому из специалистов он должен направлять пациентов с различными заболеваниями, которые могут быть выявлены при первичном осмотре или же во время диагностики.
Но в первом варианте еще говорилось о возможных случаях оказания медицинской помощи по профилю "косметология" за счёт средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а в во втором этого утверждения уже нет.
Таким образом еще раз подчеркивается, что помощь по профилю оказывается только за счет внебюджетных средств.
Отвлечемся на секунду и вспомним, что в феврале в Москве прошла
пресс-конференция главного внештатного специалиста по дерматологии и косметологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ, президента общероссийской общественной организации «Российское общество дерматовенерологов и косметологов», академика РАМН, д.м.н, профессора А.А. Кубановой.
Во время обсуждения встал вопрос о целесообразности обучения косметологии в ординатуре, и выяснилось, что он пока не решен, поскольку эта медицинская отрасль не входит в программу государственных гарантий, что обеспечило бы обучение в ординатуре по специальности бесплатно.
Интересная замена произошла во втором варианте и в части полномочий врача-косметолога. Если в первом документе мы читаем "Врач - косметолог может выполнять следующие медицинские процедуры и манипуляции...", то второй вариант расширяет понятие и заменяет процедуры на услуги: "Врач-косметолог может выполнять следующие диагностические и лечебные медицинские услуги и манипуляции..."
Для того, чтобы понять, почему одни слова тут заменяются другими, вернемся к приказу Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2001 г. N 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (ОСТ ТО N 91500.01.0005-2001).
Именно этот документ и определяет такие понятия, как "манипуляция", "процедура", "услуга":
- "Манипуляции, исследования и процедуры. Отдельные медицинские мероприятия, направленные на оказание медицинской помощи, описываемые требованиями к технологиям их выполнения, но не имеющие самостоятельного законченного профилактического, диагностического, лечебного или реабилитационного значения, являющиеся вспомогательными элементами медицинских услуг."
- "Медицинская услуга. Мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость".
Перечень оказываемых услуг достоин отдельной статьи, и я думаю, она появится на нашем портале в скором времени. Сейчас же остановимся только на отдельных замечаниях.
Во втором варианте отдельной строкой введены инъекции ботулотоксинов типа А, и, из перечня пилингов убран глубокий, остались только поверхностный и срединный.
Врачебные услуги разбили на диагностические, инъекционные, деструктивные и аппаратные методы. И это позволило структурировать представление о комплексе оказываемых услуг в целом.
Во врачебные услуги включено понятие "косметический уход", включающий в себя следующее:
- косметологическая чистка лица;
- маски лечебные;
- медицинский массаж лица, шеи, волосистой части головы и области декольте ручной;
- медицинский массаж тела ручной;
- массаж вакуумный;
- механотерапия (массаж автоматизированный);
- медицинский лимфодренажный массаж.
Второй вариант больше внимания уделяет и персоналу со средним медицинским образованием. Прописано, какие медицинские услуги и манипуляции средний медицинский персонал может выполнять только по назначению врача косметолога.
Кроме того, появилось важное, на наш взгляд, разъяснение:
"в косметических и SPA-салонах самостоятельно средним медицинским персоналом может осуществляться оказание медицинских услуг неинвазивного характера (без повреждения эпителиального покрова):
- депиляция;
- маски косметические;
- массаж вакуумный;
- массаж косметологический;
- наложение компрессов, обёртывания.
Практически без изменений остались квалификационные требования к специалисту, назначаемому на должность врача - косметолога, то есть соответствие Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н по специальности «косметология». Правда, во втором варианте снято требование о прохождении тематических усовершенствований. Сделано это, видимо, в связи с тем, что в период между созданием первого и второго варианта 19 августа 3010 года была утверждена
Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по косметологии.
Также сохранены во втором варианте требования к должности среднего медицинского персонала косметологического кабинета. В этой должности могут работать специалисты, получившие дополнительное профессиональное образование по специальности «Сестринское дело в косметологии». Но тут еще раз следует уточнение: "Медицинские услуги средним медицинским персоналом оказываются по назначению врача-косметолога".
И эта тенденция, по мнению главного внештатного специалиста по дерматологии и косметологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ А.А. Кубановой будет основополагающей в кадровых вопросах. Так получилось, что косметология на сегодня - единственная отрасль медицины, где врач принимает пациента без участия медсестры. Это в корне неправильно, и эта практика будет пресекаться.
И еще новость для руководителей косметологических клиник и салонов красоты, имеющих медицинскую лицензию, - во второй версии документа нет требований к площадям кабинетов, которые так встревожили всех владельцев салонного бизнеса. Комментировать это трудно, поскольку неясно, появится ли этот раздел в окончательном варианте, который собираются ввести в действие с 1 июля 2011 года или же при создании кабинетов организаторы медицинских услуг будут руководствоваться положениями
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Комментарии