Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Игры разума

07.07.2011
8718
16 мин на прочтение
Москвичева Елена Васильевна
7 июля исполняется ровно два года со дня рождения в России специальности "косметология".
Первое полугодие 2011 года ознаменовалось перепиской разных ведомств по поводу специальности "косметология". Созданная два года назад, она и поныне еще вызывает не только споры, но и судебные разбирательства. Не всякая профессия инициирует решения Верховного суда РФ!

Вопросами правомерности введения новой специальности и регламента обучения специалистов занималась и Федеральная антимонопольная служба, усмотревшая в проекте Порядка оказания помощи по профилю "косметология" возможность административного барьера "для оказания услуг тем хозяйствующим субъектам, которые в настоящее время, имея лицензию на оказание медицинской деятельности, выполняют работы и услуги по косметологии, поскольку он не учитывает фактического состояния существующей организации оказания косметологических услуг".

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б. обращался в конце 2010 года с письмом в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в Министерство образования и науки РФ и в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки с письмом, в котором вновь поднимался вопрос о правомерности создания новых требований к врачам-косметологам в плане легализации их профессиональных навыков и получения новых документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям.

Мы собрали переписку и представляем их вашему вниманию.

Сразу предупреждаем, читать эту статью стоит внимательно и набравшись терпения. Все это - игры разума, которые ведутся на основании приказов, положений и порядков, а также других нормативно-правовых документов, связанных между собой. Однако для внимательного читателя в переписке отроется много нового, и мы ему поможем отыскать ответы на вопросы, которые сегодня интересуют всех врачей-косметологов:
  • кто и как будет подтверждать квалификационные требования,
  • надо ли получать документы нового образца,
  • где и как можно получить подтверждение своих профессиональных навыков,
  • что такое "амнистия" для практикующих врачей.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ, рассмотрев обращение А.Б. Кашеварова о введении новой врачебной специальности «Косметология» и издании нормативных правовых актов по вопросам подготовки и повышения квалификации специалистов здравоохранения, сообщило следующее:

Номенклатура специальностей специалистов с высшим послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 23.04. 2009 г. №210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации" представляет классификацию врачебных и провизорских специальностей и содержит три раздела:

  • "Специальность, полученная в вузе",
  • "Основная специальность", 
  • "Специальность, требующая дополнительной подготовки".
Деление специальностей на основные и требующие дополнительной подготовки базируется на международном опыте классификации врачебных специальностей.

Указанный документ разработан вместо ранее действовавшей Номенклатуры (классификатора) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава России от 27.08.1999 № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», приложение № 1 которого определяло порядок получения указанных специальностей.

Внесение изменений в Номенклатуру регламентировано действующим приказом Минздрава России от 02.11.1999 г. № 393 "О порядке внесения изменений в Номенклатуру специальностей" . Этот Порядок содержит определенный понятийный аппарат, применяющийся в случаях введения новой врачебной и провизорской специальностей в действующую номенклатуру.

Так, в нем содержится понятие «Специальность, требующая углубленной подготовки», которая определена, как «часть основной специальности, предполагающая дальнейшее углубление знаний и умений в избранной области профессиональной деятельности».

В действующей Номенклатуре этот раздел заменен на
«Специальность, требующая дополнительной подготовки».

В рамках работы по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, подготовлен проект приказа «О внесении изменении в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.11.1999 № 393», который предусматривает замену названия раздела «Специальность, требующая углубленной подготовки» на название раздела «Специальность, требующая дополнительной подготовки».

Квалификационные требования к подготовке по специальности «Косметология», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», допускают при наличии соответствующего высшего профессионального образования две возможности получения специальности «Косметология». Одна из них - клиническая ординатура по специальности «Косметология», другая - профессиональная переподготовка при наличии послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) по специальности "Дерматовенерология».

Квалификационные требования к подготовке по специальности «Косметология» были внесены главным внештатным специалистом Минздравсоцразвития России по дерматовенерологии и косметологии директором Государственного научного центра дерматовенерологии Минздравсоцразвития России академиком РАМН А.А. Кубановой с учетом требований к обоснованию новых специальностей, регламентированных Порядком внесения изменений в номенклатуру специальностей.

По вопросу сертификации врачей-косметологов Минздравсоцразвития сообщает, что в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

В этой связи, для занятия медицинской деятельностью по специальности «Косметология», кроме диплома о высшем профессиональном образовании, необходим сертификат специалиста по специальности «Косметология», который может быть получен по окончании ординатуры или завершении профессиональной переподготовки.

Далее Министерство здравоохранения и социального развития информирует, что издан приказ от 09.12.2008 г. № 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников», который дает возможность оценить исходный уровень знаний и практических навыков, пройти профессиональную подготовку, провести государственную итоговую аттестацию и продолжить профессиональную деятельность по избранной специальности.

Особо отмечается, что в настоящее время, кроме врачей, имеющих подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям, продолжают профессиональную деятельность врачи, получившие подготовку по ранее действовавшим нормативным правовым актам, а также врачи, осуществляющие профессиональную деятельность по новым специальностям, которые ранее не были предусмотрены Номенклатурой.

Несмотря на то, что специальности «Косметология» и «Пластическая хирургия» были введены в Номенклатуру только в 2009 году, медицинская помощь по косметологии оказывается много лет. Так, приказом Минздрава СССР от 28.12.1982 № 1290 «О мерах по улучшению косметологической помощи населению» утверждены Положение о враче-дерматовенерологе косметологической Лечебницы (отделения, кабинета) и Положение о враче-хирурге косметологической лечебницы (отделения, кабинета). Указанным приказом четко разграничены профессиональные компетенции врачей:
 
  • врач-дерматовенеролог косметологической лечебницы оказывает лечебно-диагностическую, консультативную помощь больным по поводу заболеваний кожи и косметических дефектов; 
  • врач-хирург косметологической Лечебницы обеспечивает оказание квалифицированной хирургической помощи пациентам, обратившимся в лечебницу. 
Различны также требования к подготовке указанных специалистов: на должность врача-дерматовенеролога косметологической лечебницы назначается врач, прошедший специальную подготовку по вопросам дерматовенерологии и косметологии; на должность врача - хирурга косметологической лечебницы назначается врач, имеющий практический опыт оперирующего хирурга в области челюстно-лицевой хирургии не менее 2-х лет и прошедший специальную подготовку по вопросам косметической пластической хирургии.

Следует заметить, что исходя из это разделения врачебных компетенций в Положении о лицензировании медицинской деятельности были упомянуты услуги "Косметология терапевтическая" и "Косметология хирургическая".

Нормы подготовки специалистов сохранены в квалификационных требованиях по специальностям «Косметология» и «Пластическая хирургия», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н.

Таким образом, врачи, работающие в должностях врачей-дерматовенерологов косметологической лечебницы (отделения, кабинета) и врачи-хирурги косметологической лечебницы (отделения, кабинета) в настоящее время в полном соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 г. № 705н могут получить необходимое дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности соответственно «Косметология» и «Пластическая хирургия».

При этом допускается, что врач-специалист может получить необходимое дополнительное профессиональное образование при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования.

Это означает, что пока не кончился срок сертификата, с которым врачи-косметологи работают сегодня, можно не тревожиться. Подтверждать свои знания надо будет только после истечения срока действия имеющегося на сегодня документа.
Министерство здравоохранения и социального развития особо останавливается на источниках финансирования подготовки специалистов:

"По вопросу получения специальности «Косметология» через профессиональную переподготовку только на внебюджетной основе сообщаем, что действующие Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи не предусматривают оказание медицинской помощи по косметологии за счет средств бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, муниципального).

Следовательно, все обучение - только за счет либо самих специалистов, либо внебюджетных фондов государственных учреждений, где расположены косметологические кабинеты, либо за счет владельца частной косметологической клиники.

И последнее, на что стоит обратить внимание в письме Минздравсоцпазвития Федеральной антимонопольной службе:

"Приказ Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 № 151н «Об утверждений Порядка оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля и больным лепрой» не применяется при оказании медицинской помощи больным по профилю «Косметология». В настоящее время разработан и проходит необходимое согласование проект Порядка оказания медицинской помощи по профилю "косметология".

Тем самым окончательно произошел "развод" двух специальностей. Дерматовенерология остается только в качестве материнской - то есть на ее базе надо получать специальность, требующую дополнительной подготовки - косметологию.
Далее для оказания помощи по профилю дерматология нужен сертификат дерматовенеролога, по профилю "косметология" - сертификат косметолога. Дерматовенеролог не имеет права оказывать услуги по косметологии, но и косметолог не имеет права оказывать услуги по дерматовенерологии.

Переписка ФАС с Министерством образования и науки Российской Федерации касается создания образовательных программ для обучения по специальности "Косметология".

Мы знаем, что Типовая программа разработана и утверждена, по ней уже ведут обучение как государственные, так и частные образовательные учреждения. Но это все - в формате профессиональной переподготовки, по которой большинство организационных вопросов в течение 2010 года уже снято.

Что же будет с ординатурой?

Министерство образования и науки отвечает:

"Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Минобрнауки России обеспечит разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (для обучающихся в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре) после завершения разработки и утверждения в установленном порядке федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования.

В соответствии с пунктом 38 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 февраля 1993 г. № 23, лицам, окончившим подготовку в клинической ординатуре, выдается удостоверение к диплому о базовом высшем медицинском образовании установленного образца.
Выпускники клинической ординатуры имеют право сдавать квалификационный экзамен на звание врача - специалиста независимой аттестационной комиссии.

В соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 7июля 2009г. № 415н, должность врача-косметолога могут занимать лица, прошедшие обучение в ординатуре по специальности «Косметология».

Однако ни программы для ординатуры, ни самой ординатуры ни в одном вузе страны пока нет. И как утверждают чиновники Министерства здравоохранения, загвоздка в том, что непонятно, кто будет оплачивать подготовку специалистов в ординатуре по косметологии, если оказание услуг по этой специальности выведено за рамки государственных гарантий?

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

В соответствии с пунктом 28 Типового положения государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующий документы государственного образца: 
 
  • удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. № 2571, нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Таким образом, присвоение дополнительной квалификация специалистам в результате прохождения профессиональной переподготовки в объеме менее 1000 часов не правомерно.

Действующими в настоящее время федеральными законами не предусмотрено установление федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки в сфере медицинского образования.

Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, уровню профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальности «Косметология» действующими нормативными правовыми актами не установлены.

И далее мы с вами, уважаемые читатели, пе6реходим к письму Рособрнадзора по поводу того, кто может оказывать образовательные услуги.

В настоящее время государственная аккредитация по программам послевузовского профессионального образования (ординатура) не проводится, в связи с отсутствием по вышеуказанным программам федеральных государственных требований.

Государственная аккредитация проводится по программам дополнительного профессионального образования: повышение квалификации и профессиональная переподготовка, по которым установлены требования, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения утвержденные приказом минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н при проведении государственной аккредитации не применяются.

Образовательное учреждение или организация не может осуществлять образовательную деятельность по программам послевузовского (ординатура) и дополнительного профессионального (повышение квалификации и профессиональная переподготовка) образования (по специальности «Косметология», согласно Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.04.2009 №210н без наличия соответствующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности по указанным программам.

Одновременно, сообщается, что при наличии соответствующей лицензии по вышеуказанным программам и отсутствии у образовательного учреждения или организации свидетельства о государственной аккредитации осуществление деятельности по таким программам разрешено, так как свидетельство о государственной аккредитации не является документом, предоставляющим право осуществления образовательной деятельности.
Итак, сухой остаток: 
 
  1. Правила подготовки врача-косметолога созданы и подкреплены приказами.
  2. Обучение по новым правилам можно пройти к моменту окончания действия имеющегося у врача на сегодняшний день сертификата.
  3. Вопрос с ординатурой будет решен только после того, как будет создана учебная программа и решен вопрос с финансированием, стоит сейчас ориентироваться только на профессиональную переподготовку (получение дополнительной специальности.
  4. Специальности "врач-дерматовенеролог" и "врач-косметолог" - это разные специальности, требующие в первом случае сертификата "врач-дерматовенеролог", во втором сертификата "врач-косметолог". Дерматовенеролог подтверждает свой сертификат каждые пять лет, косметолог обучается дерматвенерологии один раз, а потом получает сертификат "врач-косметолог".

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий