Опубликовано Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)".
По планам правительства принятие документа должно было состояться еще в январе 2012 года. Судя по тем проектам, которые то появлялись, то исчезали на сайте Министерства экономического развития РФ (почему-то проект документа так и не был вывешен на сайте Минздравсоцразвития!) первые месяцы 2012 года были посвящены серьезной внутриведомственной борьбе за каждый пункт Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Так, в проекте совсем иначе был сформирован перечень медицинских услуг: отсортирован по видам оказания медицинской помощи.
Всего, согласно ФЗ-323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в России обозначены следующие виды медицинской помощи:
В проекте косметология была названа практически во всех разделах, кроме паллиативного. Причем в одном случае она называлась "Косметология терапевтическая", в других просто косметология.
Теперь в перечне присутствуют:
Далее в проекте о лицензировании медицинской деятельности говорилось об уменьшении необходимого профессионального стажа руководителя или заместителя по лечебной части до трех лет. В утвержденном положение сохраняется прежний срок - пять лет.
В остальном документ о лицензировании медицинской деятельности 2012 очень четко отражает все требования, прописанные в Федеральном законе "Об охране здоровья граждан", опирается на уже подготовленные ранее нормативные акты, соответствует современным реалиям - кроме одного, очень важного пункта. Но о нем в конце статьи...
Итак, Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» утратило силу, и все, кто сегодня решает вопрос о лицензировании салона красоты или медицинской клиники, должны будут действовать согласно требованиям Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Именно это Положение теперь определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
Выдавать лицензии и в последующем осуществлять лицензионный контроль имеют право:
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) в отношении медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук; исполнительной власти субъектов Российской Федерации, также осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, индивидуальных предпринимателей.
Что это за уполномоченные органы в Положении о лицензировании медицинской деятельности, в положение не оговаривается, мы можем только предполагать, что речь идет о департаментах здравоохранения и комитетах по здравоохранению на местах. Таким образом частная система здравоохранения (в том числе и вся косметология и большая часть пластической хирургии) уходит из-под лицензионной опеки Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в отношении, и все виды лицензионного контроля будут осуществляться непосредственно Министерством здравоохранения и социального развития.
Если брать во внимание слухи о том, что вопросы социального развития выведут под контроль отдельного Министерства труда, становится понятно желание Минздравсоцразвития огородить бОльший участок для деятельности и застолбить за собой бОльшие полномочия!
Тогда становится понятной и такая фраза из нового постановления о лицензировании медицинской деятельности:
"Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
Она предполагает, что процесс создания нормативной базы еще не закончен.
с 3 ноября 2011 г. вступил в силу ФЗ-99 "О лицензировании отдельных видов деятельности";
с 1 января 2012 г. - ФЗ-323 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ";
19 апреля - Постановление Правительство РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)"...
Теперь нам надо будет ждать еще и отдельного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которое установит "требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования".
Однако основные моменты в Постановлении Правительство РФ от 16 апреля 2012 г. все же №291 оговорены:
По сравнению с прежним Положением о лицензировании в документе о лицензировании медицинской деятельности 2012 мы замечаем следующие изменения.
Требования о наличии зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, отделяется от требования наличия принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
Суть изменения в последней, подчеркнутой редакцией фразе.
Напомним, что с прошлого года в России утверждены и вступили в силу Правила обращения медицинских изделий и создан Реестр зарегистрированных медизделий. (приказ Минздравсоцразвития России № 1198н от 27 декабря 2011 г.) "Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий".
О том же говорит и статья 38 ФЗ-323:
"На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти".
Согласно документу о лицензировании медицинской деятельности 2012, ужесточаются требования к руководителю организации либо его заместителю, ответственному за оказание медицинской помощи организации.
Появление нового требования в Положении о лицензировании медицинской деятельности можно было предвидеть, поскольку в прежнем положении говорилось о необходимости руководителю или заместителю иметь образование и сертификат по тому виду медицинской услуги, который оказывается учреждением. А что было делать тем, у кого в лицензии перечислено сразу несколько видов услуг?
Поэтому закономерно появление следующего абзаца:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».
Стаж работы по специальности для руководителей и заместителей в Положении о лицензировании медицинской деятельности:
оставлен прежний - не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;
снижен до 3 лет - при наличии среднего медицинского образования.
Остановимся подробнее на отдельно прописанных лицензионных требованиях, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности и соискателю лицензии.
Всем знакомы и понятны следующие пункты:
"Информация о медицинских и иных услугах, предоставляемая при заключении Договора пациенту (его законному представителю) и (или) заказчику, должна содержать следующие сведения:
а) о порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи по соответствующему заболеванию (профилю заболевания);
б) информацию о конкретном лице, оказывающем платную медицинскую услугу;
в) информацию о возможных осложнениях и противопоказаниях, характерных для конкретной медицинской услуги;
г) информацию о гарантийных сроках на результат медицинских услуг, если они установлены исполнителем".
Следовательно, руководителям медицинских учреждений в скором времени всерьез надо будет задуматься о том, чтобы создать под каждую услугу определенный информационный пакет.
И самый серьезный вопрос, который мы оставили напоследок, это требование соблюдать порядки оказания медицинской помощи.
К сожалению, порядков оказания помощи населению по профилю "косметология" и "пластическая хирургия" до сих пор нет. Их обсуждение длится уже два года. Вступление в силу нового Положения о лицензировании медицинской деятельности ставит под удар работу всех предприятий эстетической медицины - косметологических клиники и клиник пластической хирургии.
Почему?
Ответ содержится в базовом законе - ФЗ-323 "Об основах охраны здоровья граждан РФ":
"Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи".
Подробнее о новых требованиях к организации оказания медицинских услуг в салонах красоты, клиниках косметологии и пластической хирургии можно будет узнать, посетив Бизнес-лабораторию Риски эстетической медицины. Организатор - Первый национальный эстетический портал - проведет обучение руководителей по изменившимся условиям работы и предоставит пакет необходимых для дальнейшего развития бизнеса документов.
Комментарии
работаю педиатром в детском доме, штат -я и 3 медсестры смены, обязательно ли иметь дополнительное профессиональное образование (обучение 3,5месяца!!!) и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»? Стаж работы в детдоме 15 лет
У меня стомкабинет на 2 кресла ,работаю я и ассистент .Не понимаю зачем мне сертификат по организации здравохранения,кого мне организовывать.
Что вы скажете относительно лицензирования дезинфекционной деятельности. Наше предприятие- ООО городская дез. стацнция.