После вступления в силу постановления Правительства № 291 «О лицензировании медицинской деятельности...» процесс лицензирования не то чтобы остановился, но значительно замедлился. Связано это было с тем, что ранее при лицензировании опирались не только на этот документ, но еще и на приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 323 от 10 мая 2007 года. Перечень услуг в новом постановлении № 291 не совпадал с перечнем приказа 323, который объяснял, как лицензироваться по требованиям совсем другого, теперь утратившего силу постановления Правительства - № 30.
То есть у нас была пара документов 30-323, и ее должна была заменить такая же пара 291 и Х. Вот это Х в уравнении все не появлялся. В лицензирующих органах наметился легкий ступор...
Он, естественно, по возрастающей ушел в массы, поскольку непонятно было, на что получать лицензию, если в Постановлении правительства у нас идет «косметология», а в приказе Минздрава «терапевтическая косметология». Все ждали приказа, приводящего перечни к общему знаменателю.
Естественно, кто-то на этой панике начал зарабатывать деньги! В регионах юридические фирмы предлагали пакет документов на переоформление лицензии стоимостью 300 тысяч рублей. И предприниматели покупали эти пакеты...
Если вам в самом деле интересно, то сообщу, что приказ Минздрава № 121н, тот самый долгожданный Х, был принят ровно через одиннадцать месяцев после появления постановления 291. Почти в три раза длиннее оказался путь от постановления к приказу, чем в прошлый раз, в паре 30-323.
Эти месяцы были наполнены слухами, предположениями и домыслами и коррупцией, естественно.
И вот появляется приказ Минздрава № 121н, заинтересованные лица начинают его читать, и, кажется, приходят к мысли, что теперь все встало на свои места, но у клиник, которые были пролицензированы по «терапевтической косметологии» остаются сомнения.
Вид деятельности тот же, а название - другое! И тем более, тут появляется Письмо Росздравнадзора, которое рубит ситуацию с плеча.
Итак, на дворе май 2013. Год как индустрия живет в ожидании и вот это напряженное состояние разрешается обращением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 16 и-490/13 «О соблюдении законодательства при лицензировании медицинской деятельности».
Большая часть этого документа содержит последовательные ссылки на законы и постановления, которые вот уже год каждый толковал по своему, но сквозь эти юридические узоры вырисовывается главное - лицензию надо переоформлять в том случае, если название вида деятельности не совпадает с новым перечнем.
Итак, клиники косметологии должны заняться переоформлением? Опасение предприятий эстетической медицины вызвал даже не сам факт того, что надо снова носиться по инстанциям с документами (к этому как раз в России все привыкли), дело в том, что начавшееся переоформление привело бы к санитарной чистке отрасли. Новую лицензию на косметологию пришлось бы получать в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология"».
Более того, времени на то, чтобы подготовиться к новому порядку вещей у бизнес-сообщества практически не было. Приказ № 381н был принят в апреле 2012 года, а в январе 2013 году вступил в силу. Восемь месяцев на то, чтобы переформатировать бизнес!
Для примера скажем, что, например, Регламент № 1223/2009 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О косметической продукции» был принят в 2009 году, а вступил в силу в 2013. Четыре года было дано предпринимателям, чтобы принять новые условия и подготовиться к ним.
Но мы идем своим путем. И Росздравнадзор через два месяца после принятия приказа № 121н заявляет, что «уполномочен принимать меры административного воздействия в отношении подконтрольных юридических лиц».
То есть, лицензии, полученные в это безвременье, подвешены в воздухе, их законность все еще под вопросом!
На фоне самых различных трактовок официальных документов в регионах лицензирование приняло абсолютно креативный формат:27 июня 2013 г. по инициативе Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения было организовано заседание Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.
Характерно, что о подзаконных актах, связанных с лицензированием, одинаково страстно говорили и представители частной медицины, и руководители государственных и муниципальных учреждений.
Росздравнадзор отмолчался. Минздрав отреагировал. Его представитель на заседании Экспертного совета сказал, что переоформлять лицензии в связи с появлением приказа № 121н нет необходимости, и в ближайшие дни появится письмо Минздрава, которое все расставит по своим местам.
Разъяснения появились еще через месяц. 23 июля 2013 г. Минздрав опубликовал письмо № 12-3/10/2-5338, в котором сообщил, что существует переходный период, утвержденный частью 15 статьи 100 Федерального закона № 323-ФЗ:
«Лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока».
Да, но опять же, только в том случае, если отсутствуют основания, установленные частью 1 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ.
То есть речь идет не о буквальном соответствии старому или новому перечню, а именно о том, продолжает ли клиника оказывать те же услуги, что и раньше. Новыми же будут считать только те, что перечислены в Перечне, но клиника их раньше не выполняла.
То есть, переоформления не будет, как и было сказано в начале статье!
Можно облегченно вздохнуть?
Да, как говорят врачи, отпустило. Но на очень короткое время.
До первых проверок. Потому что Росздравнадзор и прокуратура всерьез намерены проверять соответствие деятельности клиник лицензионному законодательству.
Вот выдержка из отчета Генеральной прокуратуры:
"в рамках надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения прокурорами выявлено около 22 тыс. нарушений, в целях устранения которых принесено более 140 протестов на незаконные правовые акты, внесено свыше 3,4 тыс. представлений, в суды направлено около 2,5 тыс. заявлений. В результате прокурорского вмешательства к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 4,2 тыс. и 700 лиц соответственно, возбуждено более 45 уголовных дел. В целях недопущения нарушений закона прокурорами объявлено более 50 предостережений".
А вот пример того, как действует Росздравнадзор:
В Пензенской области при проверке в ООО «Врачебная косметология “Космомед”» сотрудники Росздравнадзора не увидели в полном объеме необходимого медицинского оборудования для оказания помощи по косметологии в соответствии со стандартом оснащения, утвержденным приказом Минздрава от 18 апреля 2012 г. № 381.
Клинике выдано предписание об устранении нарушений в кратчайший срок – две недели!
И тему соответствия услуг Перечню продолжил Минфин, разъяснивший ситуацию с освобождением от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских услуг.
Да, НДС не надо платить, если услуги, оказываемые клиникой, входят в вид деятельности, на который получена лицензия. Также, кстати, возможен налоговый вычет для пациентов, которые могут предоставить в налоговый орган справку об оплате, но выплаты будут зависеть от того, есть ли у клиники лицензия на данные услуги.
Подведем итоги: вне зависимости от того, что будет писать в разного рода документах: Минздрав, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, - времена меняются.
И серьезное отношение к косметологии, как к отрасли медицины, становится нормой, не только законодательной, но и житейской.
Комментарии