Прошедшая в Москве бизнес-лаборатория была посвящена вопросам разделения полномочий персонала - демаркации границ ответственности. Во время подготовки к РЭМ многие слушатели делились с организаторами своими практическими наработками, высылали на адрес портала 1nep.ru образцы должностных инструкций, внутренних стандартов оказания услуги, приказов по клинике, в которых отражались основные этапы бизнес-процессов.
И в последствии, во время работы РЭМ, выступающие предлагали поделиться опытом, высказать свое мнение по тому или иному вопросу всем, кто находился в зале.
Надо сказать, что для многих участников РЭМ - это уже своеобразный клуб руководителей и главных врачей. Из года в год они собираются вместе, чтобы не только узнать что-то новое, но и обсудить, как сработали знания, полученные ранее в бизнес-лаборатории.
Проблемы, над которыми работали в аудитории пятой бизнес-лаборатории, знакомы всем менеджерам индустрии красоты: это определение зон ответственности каждого сотрудника.
В сфере оказания услуг по косметологии все это имеет принципиально важное значение, поскольку ни в одной другой отрасли медицины нет такой путаницы в полномочиях и ответственности медицинского персонала.
Начиная с самых простых функций - первичного приема пациентов и заполнения медицинской документации - в косметологии все поставлено с головы на ноги.
Другой полюс проблемы - главные врачи. Поскольку в 2012 году постановлением Правительства от 16 апреля 2012 г. №291
"О лицензировании медицинской деятельности..." была введена должность главного врача, руководители под давлением обстоятельств ввели такую штатную единицу, но вот чем этот главный врач должен заниматься, так и не поняли, считая, что государство просто еще раз использовало свои возможности, чтобы поприжать малый бизнес.
На пятой бизнес-лаборатории роли персонала были не просто озвучены, а некоторым образом даже проиграны в ситуациях, когда всем участникам становилось понятно: никто, кроме данного сотрудника, облеченного конкретными полномочиями, ту или иную задачу успешно выполнить просто не может!
И эта мысль прослеживалась практически во всех выступлениях.
Заместитель главного редактора портала 1nep.ru, аналитик индустрии красоты Е.В. Москвичева, анализируя новые виды проверок, которые организует Росздравнадзор, пояснила, какова роль главного врача в подготовке и проведении контролирующих мероприятий. Сегодня понять, что именно чиновники будут спрашивать и какие факты работы клиники вызовут наибольшие нарекания, несложно. Стоит только открыть и внимательно прочитать Письмо Росздравнадзора от 26.08.2013 N16И-993/13 «О направлении практических рекомендаций о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными служащими Росздравнадзора".
В этих рекомендациях содержится важная информация о том, какие виды работ лежат только на главном враче, и какие внутренние документы он должен вести, чтобы доказать - контроль качества оказания медицинской помощи в заведении строится в соответствии с современными требованиями.
Более подробно о полномочиях, обязанностях и правах главного врача клиники косметологии говорил генеральный директор компании "МедЭс" В.В. Зорилэ.
В его выступлении прозвучала важная мысль о том, что между руководителем предприятия (инвестором) и главным врачом существует некий диссонанс в понимании, как должна быть организована медицинская услуга. Если руководитель ждет экономической эффективности, то хороший главный врач стремится предоставить лечащему врачу как можно более полный и современный арсенал аппаратов и препаратов для оказания медицинской услуги, то есть видит улучшение качества в профессиональном аспекте, не всегда оправданном экономически.
Эту мысль поддержала и развила в своем докладе главный врач "Клиники Молодости и Красоты СЛ" С.Л. Жабоева. В заведении, которым она управляет, внедрена система менеджмента качества. И эта модель эффективного управления частной клиникой оказалась весьма жизнеспособной.
Нет никаких секретов, есть трезвая мысль о том, что все процессы нуждаются в создании, контроле и анализе.
Первый этап - создание - проходят все. Контроль хотя бы изредка и под давлением внешних обстоятельств - ведется. Анализ практически отсутствует в работе главных врачей.
Простые и внятные формы документов для внутреннего контроля, представленные Светланой Леоновной Жабоевой, тоже легли в копилку бизнес-лаборатории "Риски эстетической медицины".
И тут надо сказать, что помимо регулярных встреч со специалистами индустрии красоты и здоровья, бизнес-лаборатория РЭМ организует постоянный обмен профессиональной информацией.
Это рассылка новостей, которые могут повлиять на дальнейшее развитие бизнеса, консультирование участников РЭМ по всем вопросам управления и оказания медицинской помощи, создание пакетов внутренней документации, которую легко можно адаптировать к нуждам конкретной клиники и, конечно же, создание интерактивных бизнес-помощников.
К работе пятой бизнес-лаборатории РЭМ было приурочено открытие новых пользовательских программ, которые были представлены генеральным директором портала 1nep.ru А.Г. Погосяном:
Инфодосье позволяет быстро собрать и зафиксировать всю информацию, связанную с организацией конкретной медицинской услуги.
Информированное согласие позволяет врачу-косметологу, пользуясь типовой формой приказа Минздрава №1177н, оформить документ с учетом показаний и противопоказаний к определенной косметологической услуге.
Но вернемся в аудиторию, где продолжали свою работу руководители и главные врачи клиник. Для тех, кто управляет коллективом, важным моментом в работе всегда было устранение последствий трудовых конфликтов. Ссоры, склоки, взаимное недоверие и, как его последствие, саботаж - вот что может свести на нет все остальные усилия сделать бизнес жизнеспособным.
Бизнес-тренер, и консультант со специализацией в отрасли индустрии красоты Т.М. Чаусова провела с участниками бизнес-лаборатории небольшую практическую работу на тему "Конфликт интересов медицинского персонала в клинике косметологии. Способы решения".
Разбирался главный и наиболее острый на сегодня конфликт, в той или иной степени тлеющий во всех салонах красоты с медицинской лицензией - нежелание среднего медперсонала войти в границы своей компетенции. Понятно, что этому положению способствовали годы работы без каких-либо установленных правил, да и сегодня нет четкого разделения труда между врачом-косметологом и медсестрой по косметологии.
Собственно, сама бизнес-лаборатория РЭМ была рождена как ответ на современные вызовы медицинскому менеджменту, как форма поиска общих для всей индустрии решений.
Эти решения могут быть созданы только при условии соединения знаний нормативных документов и практического опыта. И если последним в полной мере обладают все участники "Риском эстетической медицины", то с первым им всегда помогут организаторы - портал 1nep.ru.
Руководитель коммерческого отдела портала 1nep.ru В.В. Сапрыкина в завершение работы бизнес-лаборатории сделала подробный анализ судебных дел, связанных с кадровыми вопросами в косметологии.
Пятая бизнес-лаборатория "Риски эстетической медицины" завершилась, но в ней по-прежнему можно принять участие, получив видеозапись. В течение всей работы велась он-лайн трансляция выступлений. Это было сделано с учетом того, что многие руководители просто не смогли приехать в Москву на обучение. А для тех, кто не сумел в день работы РЭМ освободить себя от текущих дел, есть возможность приобрести видеозапись и получить актуальные знания по менеджменту медицинского бизнеса.
Эти знания востребованы постоянно, а информация меняется практически каждые два-три месяца. Поэтому проект "Риски эстетической медицины" продолжает развиваться далее, аккумулируя опыт индустрии.
В ноябре 2014 года состоится шестая бизнес-лаборатория "Риски эстетической медицины", посвященная внутреннему аудиту клиник косметологии и салонов красоты.
Комментарии