Этикетки косметических средств пестрят химическими формулами, издательства выпускают модные книжки про ингредиенты в косметике, технологи миксуют ингредиенты словно алхимики, а что со всем этим делать врачам и пациентам? Есть ли в косметике действительно опасные ингредиенты? На что обращать внимание пациентам с чувствительной атопичной кожей или розацеа?
Регулированием ингредиентного состава продуктов занимается несколько организаций. В Евросоюзе действует регламент № 1223/2009 «О косметической продукции», который контролирует ввод, обращение на рынке, сертификацию косметических продуктов. Также списки опасных или потенциально вредных ингредиентов составляет Научный комитет по безопасности потребителей (SCCS), а для регистрации и обязательной сертификации в дело вступает Европейский регистрационный портал косметических продуктов (CPNP).
В США действует Программа обзора косметических ингредиентов (The Cosmetic Ingredient Review, CIR), созданная в 1976 году Ассоциацией косметики, туалетных принадлежностей и парфюмерии при поддержке Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) и Федерации потребителей Америки (CFA). CIR проводит независимые экспертные оценки безопасности ингредиентов и готовит сводки имеющихся данных о безопасности косметических ингредиентов, которые затем публикуются в рецензируемом Международном журнале токсикологии (International Journal of Toxicology). На сегодняшний день в списках значится более тысячи косметических ингредиентов. Из них около шестисот признаны безопасными при определенном использовании и концентрации, с оговорками в эту категорию добавлено еще триста. Девять ингредиентов считаются небезопасными1.
В России косметика регулируется законом «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 009/2011, которые определяют запрещенные/разрешенные ингредиенты, их концентрации и сведения, которые указываются на этикетке.
Традиционно ароматизаторы считаются самой недружественной категорией ингредиентов, так как наиболее часто провоцируют аллергический контактный дерматит и прочие кожные проблемы, связанные с высыпаниями2. По этой причине в ЕС установлены ограничения на их использование и обязательное указание наличия ароматизаторов на этикетках, когда их концентрация превышает 0,01 % в смываемых продуктах и 0,001 % – в несмываемых продуктах3.
К категории ароматизаторов относятся амилкоричный спирт, анисовый спирт, бензилциннамат, циннамал, эверния фурфурацеа, эверния черносливая, метил-2-октиноат, лимонен, линалоол, цитронеллол, гераниол, кумарин и гексилциннамаль.
Лимонен и цитраль, например, классифицируются как кожные сенсибилизаторы4, при этом многие ароматизаторы отнесены к категории слабых аллергенов5. Кроме того, большое количество продуктов содержит смесь ароматизаторов, и у пациентов может возникнуть побочная реакция от нескольких аллергенов. Исследователи Бонефельд и др. обнаружили, что смеси ароматических аллергенов обладают повышенной сенсибилизацией и вызывают контактный дерматит чаще в сравнении с отдельными ароматизаторами-аллергенами6.
Исследование, проведенное шведскими учеными в 2010 году, показало, что более пятидесяти процентов продуктов на рынке содержали по крайней мере один ароматизатор, особенно это касалось продуктов для очищения кожи7.
Обозначается на этикетках как вазелиновое масло/вазелин/парафин/минеральное масло. Широко используется в косметике, но его использование связано с некоторыми потенциальными рисками для здоровья, особенно из-за возможного присутствия примесей. В 2011 году научное исследование показало, что углеводороды, полученные из вазелина, могут всасываться клетками кожи из косметики и задерживаться в организме, провоцируя различные кожные проблемы в том числе8.
Консерванты – одна из наиболее частых причин контактно-аллергического дерматита, вызванного косметикой.
Наличие метабисульфита натрия в косметике для чувствительной кожи вызывает у исследователей беспокойство, поскольку распространенность аллергических реакций на этот консервант увеличилась с 2,24 % до 3,42% в период с 2011 по 2019 год9.
В исследованиях с участием животных и человека в отношении хлорфенезина, производного хлорфенола с антимикробными свойствами, были описаны случаи раздражения кожи и экземы10. Положительная реакция на сорбат калия, редкий сенсибилизатор кожи с фунгистатической активностью, может свидетельствовать о чувствительности к сорбиновой кислоте, а это означает, что чувствительные пациенты также должны избегать продуктов, содержащих сорбат калия11.
Гидроксиметилглицинат натрия и диазолидинилмочевина являются консервантами, высвобождающими формальдегид. В Европе вероятность возникновения сенсибилизации к диазолидинилмочевине колеблется от 0,5 до 1,4%, и от 24 до 75% этих реакций вызывают опасения экспертов12. Исследования in vivo с участием гидроксиметилглицината натрия продемонстрировали его способность вызывать сенсибилизацию кожи13. В 2021 году SCCS рекомендовал снизить концентрацию этих продуктов до 0,001% для защиты пациентов, чувствительных к формальдегиду14.
В отношении пентиленгликоля в литературе также описано несколько случаев сенсибилизации15. Контактная аллергия на бутиленгликоль, часто используемый из-за его увлажняющих и антибактериальных свойств, встречается не очень часто, но сообщалось об отдельных случаях, что настораживает16.
Случаи аллергических реакций были описаны и на этилгексилглицерин17.
Также были обнаружены доказательства аллергенного характера таких ингредиентов, как цетеарилизононаноат, цетеарилэтилгексаноат, пантенол, каприлоилглицин и цетил-ПЭГ/ППГ-10/1 диметикон18.
Некоторые потребители считают косметические продукты с натуральными ингредиентами, преимущественно растительными, более безопасными для здоровья и окружающей среды. Однако эти сложные смеси химических веществ могут повышать чувствительность кожи, что продемонстрировали недавние исследования19.
Так, сообщалось о случаях сенсибилизации кожи на экстракт овса, причем риск увеличивался при нарушении функции кожного барьера20, от чего страдает большинство пациентов с симптомокомплексом чувствительной кожи.
Butyrospermum parkii oil обладает увлажняющими и барьерно-защитными свойствами, но экстракт орехов ши может провоцировать аллергическую реакцию, и был описан положительный кожный тест у пациента, страдающего дерматитом21.
Бисаболол, используемый как противовоспалительный, антибактериальный и успокаивающий кожу ингредиент, считается аллергеном из-за сообщений о случаях аллергического контактного дерматита22.
Был задокументирован случай аллергического контактного дерматита, вызванного Rosa canina, ингредиентом с антиоксидантными и регенеративными свойствами23.
Дискуссии вокруг парабенов ведутся давно. Всего идентифицировано четыре различных парабена (метилпарабен, этилпарабен, пропилпарабен, бутилпарабен), и почти 15 процентов продуктов содержат один или несколько парабенов, в основном это несмываемые продукты (крем для лица и рук, солнцезащитный крем, лосьон после бритья).
Парабены считаются эндокринными разрушителями, особенно пропилпарабен и бутилпарабен. Многие исследования показали, что парабены способны химически имитировать эстрогенную активность, что приводит к неблагоприятным последствиям для здоровья24. Более того, парабены могут играть роль в развитии у человека рака молочной железы, яичников и яичек25. По этим причинам во многих странах запрещено использование некоторых парабенов в средствах личной гигиены, предназначенных для новорожденных и детей.
Цетиловый и цетеариловый спирт. Широко используются в косметике в качестве стабилизаторов, поверхностно-активных веществ. Описаны случаи сенсибилизации кожи26. Алкилглюкозиды децилглюкозид, арахидиилглюкозид, цетеарилглюкозид и кокоглюкозид Американское общество контактного дерматита в 2017 году признало «Аллергенами года»27.
Химические УФ-фильтры (этилгексилметоксициннамат, бензофенон-1, бензофенон-3, бензофенон-4) также считаются эндокринными разрушителями28.
Бензофеноны Американское общество контактного дерматита отнесло к категории аллергенов еще в 2004 году, при этом бензофенон-3 считался наиболее опасным. Бензофенон-4 используется для замены бензофенона-3, при этом случаи сенсибилизации кожи даже увеличились. Воздействие этих ингредиентов, хотя окончательные данные исследований этого не подтвердили, могут вызывать негативные последствия для человека, врожденные пороки развития, нарушение репродуктивной функции у мужчин и т. д. Кроме того, Международное агентство по изучению рака (IARC) классифицировало бензофенон как возможный канцероген (группа 2B)29.
Антимикробный ингредиент тоже считается эндокринным разрушителем, особенно при длительном применении. Кроме того, высказываются опасения, что массовое применение триклозана может повышать резистентность бактерий к наиболее распространенным антибиотикам. Следы триклозана обнаруживались в жировых тканях рыб и материнском молоке, из-за чего FDA в 2013 году запретило его использование, однако в Европе меры регулирования его использования в косметике более мягкие30.
Вещества, высвобождающие формальдегид (имидазолидинилмочевина, диазолидинилмочевина, 5-бром-5-нитро-1,3-диоксан, 2-бром-2-нитропропан-1,3-диол, гидантоин DMDM), чаще содержатся в смываемых продуктах.
Формальдегиды провоцируют аллергический контактный дерматит и реакции гиперчувствительности. Одно время формальдегиды считались канцерогенными для человека, и даже если концентрации такого рода консервантов, добавляемых в косметику, очень низки, они все еще присутствуют в большом количестве средств по уходу, которые используются часто и ежедневно31.
Многие пациенты страдают от симптомокомплекса чувствительной кожи, в некоторых случаях чувствительность возникает от применения тех или иных средств по уходу, о раздражающем потенциале которых пациенты могут даже не догадываться.
Предупрежден – значит вооружен, как гласит известная поговорка. Пациентам с чувствительной кожей особенно важно следить за ингредиентами, которые они наносят на кожу.
При составлении индивидуального косметического рецепта косметолог всегда ориентируется на состояние и тип кожи, наличие дерматозов, аллергических реакций. Важным является подбор правильного активного ингредиента, но не менее важно обращать внимание на те компоненты, которые не должны присутствовать в составе. Ведь даже нормальную кожу можно превратить в чувствительную, а для нее чем проще состав, тем лучше.
При составлении коллекционного номера «Облик. In touch. 2017» мы с Екатериной Глаголевой уделили большое внимание запрещенным ингредиентам. Только правильное назначение обеспечит совершенство кожи без обмана!
Комментарии