Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Ксеомин® в коррекции нижней трети лица

13.12.2017
31714
3 мин на прочтение
Сайбель Анастасия Валерьевна
Ботулинотерапия Ксеомином как один из наиболее эффективных, безопасных и доступных способов лифтинга нижней трети лица.

Проявления старения нижней трети лица связаны преимущественно с гравитационным птозом мягких тканей, атрофией костных структур, функциональными и структурными изменениями как со стороны кожи, подкожной клетчатки, так и со стороны мышц этой зоны.

К проявлениям старения нижней трети лица относятся:

  • «Кисетные» морщины вокруг рта
  • Опущение уголков рта (морщины «марионетки»)
  • Формирование «бугристого» подбородка
  • Брыли
  • Второй подбородок

Помимо этого, стареющая шея – также один из самых распространенных запросов, с которым пациенты обращаются к врачам-косметологам. Пожелания по коррекции овала лица и шеи поступают от 2/3 пациентов врачей-косметологов1.

Современная эстетическая медицина предлагает много вариантов коррекции этой области – от классического косметического массажа до хирургических операций.

Среди нехирургических методов лифтинга нижней трети лица введение ботулотоксина является одним из наиболее эффективных, простых и доступных.

С помощью ботулинотерапии возможно также улучшить форму квадратного лица (за счет уменьшения объема жевательных мышц на фоне их релаксации), провести коррекцию асимметрии или исправить форму улыбки.

Целевыми мышцами при проведении эстетической коррекции нижней трети лица являются:

  • круговая мышца рта (musculus orbicularis oris);
  • мышца, опускающая перегородку носа (depressor septi nasi);
  • мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа (levator labii superioris aleque nasi);
  • мышцы, опускающие угол рта (depressor anguli oris, DAO);
  • подбородочная мышца (musculus mentalis);
  • жевательные мышцы (musculus masseter).

Достоинства ботулинотерапии нижней трети лица2:

  • Относительно невысокая стоимость процедур.
  • Малая травматичность.
  • Стабильность и длительность эффекта. Продолжительность клинически значимого миорелаксирующего эффекта ботулинического токсина типа А (БТА) в нижней трети лица короче, чем в верхней трети, поскольку вводятся меньшие дозы токсина с целью частичного сохранения активности функционально значимых мышц.
  • Возможность проведения коррекции у пациентов с отечно-деформационным типом старения лица, которым не всегда целесообразно вводить филлеры на основе гиалуроновой кислоты.
  • Комбинирование ботулинотерапии с филлерами в ряде случаев позволяет достигать более выраженных результатов при коррекции носогубных складок, «морщин марионетки», подбородочной складки, пролонгировать эффект филлеров.

Однако специалисты едины во мнении – ботулинотерапия нижней трети лица сопряжена с повышенным риском развития нежелательных явлений, связанных с введением препарата в нецелевые мышцы, неконтролируемым распространением раствора или диффузией токсина в нецелевые мышцы, а также с передозировкой. Ведь известно, что мышцы нижней половины лица по сравнению с верхней имеют меньшее «терапевтическое окно» для ботулотоксина.

Непрогнозируемая релаксация нецелевых мышц (скуловых, мышцы смеха, мышцы, опускающей нижнюю губу, мышцы, поднимающей верхнюю губу) или чрезмерная релаксация таргетных мышц (например, круговой мышцы рта) могут приводить к нарушению реализации физиологических функций, экспрессии эмоций и обусловливать асимметрию лица, нежелательную слабость мышц, нарушение улыбки, жевание и артикуляцию.

В связи с этим врачи на практике применяли ботулинотерапию нижней трети лица гораздо реже, чем верхней трети.

Однако с появлением инновационного препарата БТА Ксеомин® ситуация изменилась, и все чаще косметологи используют ботулинотерапию при коррекции НТЛ.

Благодаря благоприятному профилю диффузии и широкому терапевтическому окну, Ксеомин® действует предсказуемо и точечно, расслабляя только целевые мышцы, не распространяясь на близлежащие ткани, что позволяет косметологу получить прогнозируемые и безопасные результаты.

Ксеомин® является препаратом выбора при коррекции НТЛ и шеи, его используют чаще, чем другие ботулотоксины3.

Методические подходы к коррекции нижней трети лица подробно обсуждены в публикациях ведущих мировых специалистов и клинических консенсусах5–15.

Далее мы рассмотрим консенсусные рекомендации Российского мультидисциплинарного совета экспертов по применению Ксеомин® (Инкоботулотоксин А) в эстетической практике15.

Показание

Ксеомин®: оптимальная терапевтическая доза (ЕД)

Периоральные морщины (верхняя губа)

4 - 6

Опущенные уголки губ

6

Зона подбородка

6

Эстетическая коррекция жевательных мышц

50

Овал лица

20 (на каждую половину лица)

Платизма

50 - 60

Периоральные морщины

Образование мелких вертикальных морщин, расходящихся в стороны от губ, частично объясняется гиперактивностью круговой мышцы рта. Поскольку данная мышца является кольцевой, обычно рекомендуется проводить коррекцию как верхней, так и нижней ее порций, что помогает сохранить баланс; инъекции при этом следует производить симметрично и поверхностно.

«Морщины марионетки»

Образуются в результате активности мышцы, опускающей угол рта (DAO), и тянутся от уголков рта вниз к подбородку и придают лицу грустное выражение. Инъекции в DAO являются важным компонентом восстановления баланса нижней трети лица.

Пациентка, 49 лет.

В область НТЛ был введен Ксеомин® в общей дозе 52 ЕД. Овал лица 40 ЕД (по 20 ЕД с каждой стороны), DAO 4 ЕД (по 2 ЕД с каждой стороны); подбородок 8 ЕД (по 4 ЕД в 2 точки). Результат спустя 2 недели.

Фото предоставлены А. В. Сайбель.

Ксеомин, Морщины марионетки
До
Ксеомин, Морщины марионетки
После

Подбородочная мышца

Ксеомин® продемонстрировал свою эффективность в лечении умеренных морщин подбородочной области у лиц с выраженными морщинами подбородка. Сокращение подбородочной мышцы сопровождается подъемом подбородка и может привести к появлению глубокой складки между нижней губой и выпуклостью нижней челюсти. Кроме того, возрастная потеря коллагена и жировой ткани в области подбородка также может приводить к неровному рельефу подбородка (бугристому как косточка персика).

Пациентка, 38 лет.

В область НТЛ был введен Ксеомин® в общей дозе 52 ЕД. Овал лица 40 ЕД (по 20 ЕД с каждой стороны), DAO 4 ЕД (по 2 ЕД с каждой стороны); подбородок 8 ЕД (по 4 ЕД в 2 точки). Результат спустя 2 недели.

Фото предоставлены А. В. Сайбель.

Ксеомин, Подбородочная мышца
До
Ксеомин, Подбородочная мышца
После

Жевательная мышца

Сильно развитые жевательные мышцы могут придавать лицу квадратную форму, и для сужения этой области с успехом применяется Ксеомин®. Такая коррекция позволяет расслабить жевательную мускулатуру, а со временем уменьшить ее размер, придавая нижней трети лица более привлекательную V-образную форму.

Необходимо проводить тщательный клинический осмотр, чтобы подтвердить, что квадратная форма лица является следствием гиперактивности жевательных мышц, а не обусловлена причинами немышечной природы, такими как костный выступ, при котором проводить ботулинотерапию бесполезно.

Пациентка, 42 года.

В области жевательных мышц был введен Ксеомин® в общей дозе 50 ЕД. Результат спустя 3 недели.

Фото предоставлены А. В. Сайбель.

Ксеомин, Жевательная мышца
До
Ксеомин, Жевательная мышца
После

Овал лица

При коррекции овала лица препаратами БТА, называемом «лифтинг Нефертити», Ксеомин® используется для формирования четкого контура линии нижней челюсти. Целью данной процедуры является противодействие эффектам, вызванным потерей эластичности кожи под воздействием возрастных изменений и силы тяжести.

Тяжи платизмы

Зачастую заботясь о лице, мы упускаем из виду, что состояние шеи является определяющим маркером возраста, поэтому данная зона должна находиться под пристальным вниманием косметолога. Образование тяжей в платизме является следствием хронического мышечного сокращения и снижения эластичности кожи в области шеи в результате старения. В прошлом единственным методом коррекции пациентов, желающих улучшить внешний вид тяжей платизмы, являлось хирургическое вмешательство. Однако Ксеомин® продемонстрировал свою эффективность в коррекции и этой мышцы.

Отбор пациентов является основным фактором успешного лечения, поскольку только у лиц, сохранивших достаточную эластичность кожи и не имеющих избытков подподбородочного жира, будет наблюдаться положительный эффект; такие пациенты чаще относятся к лицам более молодого возраста.

Пациентка, 51 год.

Был введен Ксеомин® в общей дозе 50 ЕД. тяжи платизмы – 40 ЕД, DAO 4 ЕД (по 2 ЕД с каждой стороны); подбородок 6 ЕД (по 3 ЕД в 2 точки). Результат спустя 2 недели.

Фото предоставлены А. В. Сайбель.

Ксеомин, Тяжи платизмы
До
Ксеомин, Тяжи платизмы
После

Факторы повышения степени удовлетворенности пациентов при проведении ботулинотерапии15

Терапевтический эффект, а следовательно, и степень удовлетворенности пациентов повышается, когда доза подбирается в соответствии с типом мышечной активности. Например, у мужчин чаще наблюдается более высокая мышечная масса и, следовательно, им могут потребоваться более высокие дозы препарата. Подобным же образом лицам молодого возраста с более низкой мышечной массой необходимы более низкие дозы. Рекомендуемая стандартная доза должна использоваться для кинетического типа. Для гиперкинетического типа, который обычно встречается у большинства мужчин, рекомендуется увеличивать дозу в 1,5 раза и более. Для гиперкинетического типа рекомендована комбинированная терапия с применением филлеров. Лицам более старшего возраста не требуется снижение дозы БТА, а более целесообразной является подбор дозы согласно типу мышечной активности, а не возраста пациента.

Базовые принципы безопасной ботулинотерапии нижней трети лица

  • Использование оптимальных рекомендованных доз Ксеомина®. Мышцы нижней трети лица (кроме жевательных) имеют узкое «терапевтическое окно».
  • При недостаточно выраженном эффекте проведение дополнительной коррекции рекомендуется через 2–3 недели после исходной процедуры.
  • Использование малых объемов раствора БТА для ограничения процесса распространения. Эта рекомендация особенно актуальна при проведении инъекций в мышцу, опускающую угол рта, когда мы опасаемся незапланированной релаксации мышцы, опускающей нижнюю губу.
  • Соблюдение рекомендуемой ориентации иглы для исключения введения препарата в нецелевые мышцы. Примером развития такого рода нежелательного явления может служить опущение верхней губы за счет попадания БТА в мышцу, поднимающую верхнюю губу, при проведении инъекций в мышцу, поднимающую верхнюю губу, и крыло носа.
  • Этапность коррекции. Не рекомендуется проводить одномоментную коррекцию, скажем, морщин в области верхней и нижней губы, поскольку это может привести к нарушению сфинктерной функции губ. Такие инъекции лучше проводить последовательно на разных процедурах.
  • Введение одинаковых доз Ксеомина® в симметричные области (за исключением случаев целенаправленной коррекции асимметрии лица). В противном случае возможно развитие асимметрии – статической или динамической. С такой ситуацией можно столкнуться, например, при коррекции ямочки на одной щеке. Одностороннее расслабление мышцы смеха приведет к нарушению симметрии улыбки.
  • Учет антагонистических и синергических взаимодействий мышц16.

Заключение

Выбор правильной техники инъецирования и корректных доз Ксеомина® обеспечивает безопасность и эффективность ботулинотерапии в столь непростой зоне как нижняя треть лица. Описанные в статье методики коррекции НТЛ характеризуются высокой удовлетворенностью результатами и положительным опытом проведения ботулинотерапии, что не только позволяет пациентам идти в ногу со временем и модой, но также значимо увеличивает процент их повторной обращаемости.

Таким образом, выполняя коррекцию НТЛ Ксеомином®, мы повышаем уровень личной и социальной самооценки пациентов, качество их жизни, а также формируем положительное мнение об эстетических процедурах.

Источники:

  1. Project Central Station 2015.
  2. Дмитриева И.П. ИМК; 2014; 4: 74 – 87.
  3. Ipsos Injections. Aesthetic Study. April, 2016.
  4. Comella C. Journal of Neurologic Science. 2011; 308: 103–109.
  5. Barton F.E. Jr, Carruthers J., Coleman S., Graivier M. Aesthet Surg J. 2007; 27 (6): 632–640.
  6. Clinical Uses of Botulinum Toxins. Ed. Ward A.B., Barnes M.P. Cambridge University Press, 2011.
  7. Carruthers J.D., Glogau R.G., Blitzer A. Plast Reconstr Surg. 2008; 121 (5 Suppl): 5–30.
  8. Ascher B., Talarico S., Cassuto D., Escobar S., Hexsel D., Jaen P., Monheit G.D., Rzany B., Viel M. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2010; 24 (11): 1285–1295.
  9. Maas C., Kane M.A., Bucay V.W., Allen S., Applebaum D.J., Baumann L., Cox S.E., Few J.W., Joseph J.H., Lorenc Z.P., Moradi A., Nestor M.S., Schlessinger J., Wortzman M., Lawrence I., Lin X., Nelson D. Aesthet Surg J. 2012; 32 (1 Suppl): 8–29.
  10. Gassia V., Raspaldo H., Niforos F.R., Michaud T. J Cosmet Dermatol. 2013; 12 (2): 123–136.
  11. Hexsel D., Brum C., Porto M.D., Soirefmann M., Siega C., Schilling- Souza J., Rodrigues T.C. J Drugs Dermatol. 2013; 12 (12): 1356–1362.
  12. Ингалина Ф.М., Тревидик П. Анатомия и инъекции ботулинического токсина. Медицинское издание научного общества Е2е. Париж, 2012.
  13. Заттлер Г. Ботулотоксин в эстетической медицине. Мастер-класс по методикам омоложения. Том 1. М: Практическая медицина, 2012.
  14. Юцковская Я.А., Губанова Е.И. ПХиК. 2014; 4: 603–605.
  15. Yutskovskaya Y et al. Clinical, Cosmetic and Investigational Dermatology 2015:8 297—306.
  16. Разумовская Е.А., Парсагашвили Е.З. ИМК; 2014; 1: 58–66; ИМК; 2014; 4: 64–73.

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий

Еще по теме