Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Непрерывное медицинское образование: что нужно знать косметологу

07.10.2019
7768
7 мин на прочтение
Терентьев Александр Юрьевич
Подробно рассказываем о том, какие требования предъявляет государство для допуска к медицинской деятельности специалиста, что такое аккредитация, и какие изменения ожидают эстетическую медицину

Так уж сложилось, что будучи непосредственным участником и организатором большого числа различных образовательных или научных мероприятий для врачей, мне практически каждый раз приходится участвовать в жарких дискуссиях с коллегами про «баллы, кредиты и прочее непрерывное медицинское образование» (НМО). И каждый раз я обязательно слышу совершенно новые, ранее ни разу не звучавшие версии о том, как нужно или не нужно «это» делать правильно, и когда «это» все наконец отменят. Попробую внести ясность в данный вопрос и подробно рассказать, какие требования предъявляет государство для допуска к медицинской деятельности специалиста сейчас и что нас ждет завтра.

Необходимые документы

Те коллеги, которые уже не первый год занимаются врачебной практикой, хорошо знают, что основными документами в Российской Федерации, которые последние 20 лет дают право работать по специальности, являются диплом о высшем медицинском образовании с правом лечебной практики и действующий сертификат специалиста. Также все привыкли к стандартной процедуре, которую на простом языке называют «продление сертификата», когда каждые пять лет любой врач отправлялся на месячные курсы и после успешного освоения образовательной программы в объеме 144 часов получал пропуск к профессиональной деятельности на следующую пятилетку. Данный подход, вроде бы привычный и надежный, но, я уверен, многие со мной согласятся, он безнадежно устарел, и совсем не успевает за стремительным темпом современного мира, где информация, технологии и знания требуют совершенно другой динамики. Да и справедливости ради нужно признать, что многие коллеги, которые активно участвуют в различных конференциях, симпозиумах и семинарах, слушают on-line лекции и доклады, очень часто скучают и вполне обоснованно жалеют о потраченном времени на таких «повышениях квалификации», где учебно-методический материал зачастую не меняется много лет. Более того, весь международный опыт недвусмысленно подсказывает нам, что каждый врач сам должен выстраивать свою образовательную траекторию, включая туда как и обязательные аспекты своей профессиональной деятельности, без которых невозможна его клиническая работа, так и дифференцированные обучения, которые содержат знания, нужные лично ему, и развивают специалиста индивидуально.

Продление сертификата и аккредитация: в чем отличия

Сегодня государство в лице основного профильного министерства здравоохранения РФ однозначно заявило, что существующий порядок допуска к профессиональной деятельности будет изменен. Более того, уже сейчас наши коллеги, которые только вступают на профессиональное поприще, согласно действующему законодательству, обязаны пройти процедуру аккредитации – совершенно новый механизм, который определяет, насколько человек, сдающий экзамен, соответствует требованиям данной медицинской профессии.

Самое главное, эта же участь предстоит и всем действующим медицинским специалистам!

С 1 января 2021 года «продлить сертификат» по старинке уже не получится. Единственным пропуском в профессию станет процедура аккредитации

Эта норма четко прописана в главном профильном документе – Федеральном законе № 323 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации».

И абсолютно смело могу сказать скептикам, которые упрямо твердят, что «завтра ВСЕ отменят», поворота назад точно не будет. Государство четко определило свою позицию, закрепив это решение в нормативно-правовых документах федерального уровня и создав по всей стране сеть симуляционно-аккредитационных центров, в которых полным ходом уже не первый год проводится процедура аккредитации медицинских специалистов.

Все сертификаты, которые выданы до 31 декабря 2020 года, будут действовать и давать право работать по профессии до истечения срока их действия. Например, если вы прошли обучение в 2018 году, и ваш сертификат действителен 5 лет, то первый поход в аккредитационную комиссию состоится именно в 2023 году.

Как правильно набирать баллы и кредиты и проходить НМО

Если с аккредитацией все в целом ясно, то возникает вполне справедливый вопрос: «А причем здесь баллы, кредиты и непрерывное медицинское образование, которое на каждом повороте называют НМО?». И здесь действительно есть огромная путаница. История данного вопроса начиналась в далеком 2013 году, когда только закладывались первые принципы грядущих изменений. Минздравом РФ был создан Координационный совет, главной задачей которого было разработать и внедрить в практическую жизнь новую модель обучения медицинских специалистов. За основу модели был взят международный опыт, основанный на непрерывном медицинском образовании в течение всей трудовой деятельности. Естественно, в данной системе предусматривалось использование всех современных технологий, включая симуляционные методики и дистанционное обучение.

Данный проект реализовывался абсолютно на добровольной основе и ставил главной задачей отработку основных принципов такого обучения в практической жизни и адаптацию врачебного сообщества к новом подходу. В самом начале процесс отработки принципов НМО шел достаточно успешно: многие наши коллеги стали получать баллы, которые назывались ЗЕТ-единицы, при посещении конференций и симпозиумов, но дальше процесс застопорился и стал давать пробуксовку.

Причин было две:

  • массовое нежелание врачей добровольно включаться в НМО;
  • необходимость внесения огромного количества законодательных изменений в несколько различных федеральных законов для внедрения данной инициативы.

С течением времени, отсутствие четкой системы, нормативных документов и различного рода информационных вбросов породило огромное количество версий о том, как «правильно нужно набирать баллы и сколько их должно быть». Любые варианты, которые «гуляют» сегодня на просторах интернета, в печати и обсуждаются коллегами, не имеют под собой никакой законодательной базы. На сегодня нет и никогда не было ни одного документа, который четко определяет, что такое баллы или кредиты, сколько их должно быть, как их необходимо набирать специалисту и за какой срок.

А что же есть? Неужели все эти годы огромный поток статей, докладов и публикаций о непрерывном медицинском образовании являлись пустой болтовней?

Конечно же, нет! Все это время велась огромная трудоемкая подготовительная работа (здесь я цитирую официальный документ Минздрава) «… по подготовке к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, с использованием современных образовательных технологий, для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки специалистов здравоохранения с учетом современных требований».

Эта подготовка коснулась и образовательных учреждений, которые полностью перестроили образовательную среду и создали новый учебный контент, и информационных ресурсов Минздрава, которые призваны поддерживать и контролировать данные образовательные активности, и сознание рядового врача, который постепенно учился получать знания в новом формате и по новым правилам. Результаты этой подготовки впечатляют, что бы ни говорили критики, но цифры говорят сами за себя: более 270 тысяч врачей зарегистрированы в системе НМО, около 12 000 образовательных программ, порядка 1000 интерактивных обучающих модулей, основанных на принципах доказательной медицины, более 3500 образовательных мероприятий (семинаров, конференций и мастер-классов) доступны сегодня в непрерывном режиме профессиональному сообществу по всем существующим разделам медицины, включая дерматовенерологию и косметологию.

И, совершенно очевидно, насколько правы и дальновидны были те коллеги, которые, формируя свое индивидуальное развитие и принимая участие в различных научных и образовательных активностях, параллельно записывали в свой личный портфель кредиты и баллы, которые давали эти мероприятия, поэтому у них точно не будет трудностей для подтверждения их непрерывного профессионального развития. А ведь такое требование уже ясно и однозначно прописал законодатель в приказе № 334н как обязательное условие для прохождения аккредитации.

Именно индивидуально сформированное портфолио как результат индивидуальной образовательной траектории специалиста является неотъемлемым этапом допуска к профессии врача

В настоящий момент практически завершена работа по законотворческой части, которая была необходима для внедрения данной системы. Подтверждением этого факта считается законопроект, который размещен для публичного обсуждения на портале федеральных органов власти. В положениях данного документа введен обязательный порядок, который предписывает врачу непрерывно совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки.

Я много общаюсь с коллегами именно из эстетической медицины и не понаслышке знаю, как много приходится учиться практикующему врачу, чтобы оставаться в тренде и удовлетворять постоянно растущие требования мира красоты. Врач-косметолог или пластический хирург, наверное, как никто из медицинского сообщества постоянно должен быть на пике современной медицинской науки, оттачивать свое мастерство и смотреть в будущее.

В заключение хочу сказать, что непрерывное медицинское образование (НМО), или по новой версии Минздрава непрерывное профессиональное развитие (НПР), конечно же, является «драконом о семи головах», рожденным в недрах российского чиновничьего аппарата, но он не такой уж страшный, и с ним вполне можно дружить. Я предлагаю коллегам не откладывать это «на потом», чтобы не оказаться завтра в роли догоняющего.

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий