Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" определены штатные должности для персонала, оказывающего косметологические услуги. В том числе, предусмотрена работа среднего медицинского персонала. Медицинская сестра по косметологии может быть допущена к оказанию медицинских косметологических услуг при наличии соответствующего сертификата «сестринское дело в косметологии». При этом она не ведет самостоятельный прием, а оказывает услуги по назначению врача-специалиста. Соответственно, первичную консультацию, постановку диагноза по МКБ 10, формирование плана лечения и назначение процедур осуществляет врач-косметолог. Выполнение назначений, в том числе лазерной эпиляции, возможно средним медицинским персоналом при следующих условиях:
1. Наличие соответствующей подготовки по прибору (технический инструктаж и инструктаж по технике безопасности);
2. Наличие в регистрационном удостоверении на прибор указаний на возможность осуществления работ на приборе средним медицинским персоналом (в регистрационных удостоверениях на некоторые приборы, применяемые в косметологии, может быть указано, что прибор для физиотерапии может быть использован врачом, соответственно, на таком приборе средний медицинский персонал осуществлять работу не может, и для его применения требуется лицензия по физиотерапии);
3. Наличие у сотрудника сертификата "Медицинская сестра по косметологии".
Как оформить услугу:
Пунктом 5 инструкции по порядку заполнения формы 025/у установлено, что медицинская карта ведется врачом. А средний медицинский персонал, ведущий самостоятельный прием, отражает выполненные медицинские услуги в журнале. Однако, поскольку Приказом Минздравсоцразвития России N 381н самостоятельного приема (консультация, опрос, постановка диагноза и т.д.) средний медицинский персонал по косметологии осуществлять не может, то ведение журнала в косметологической клинике средним медицинским персоналом не требуется. В связи с этим несоответствием и рядом других несоответствий между Порядком ведения медицинской карты (форма 025/у) (Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению") и Порядком оказания медицинских услуг по профилю «Косметология» (Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н) МИНЗДРАВОМ РФ 17.11.2015 г. дано разъяснение о целесообразности введения специальной медицинской карты для оказания медицинских услуг по косметологии. До введения новой формы все осуществляемые услуги по косметологии, в том числе осуществляемые средним медицинским персоналом, должны быть отражены в первичном медицинском учетном документе – форме 025/у. До момента введения новой формы целесообразно ведение листа выполнения назначений, который заполняется медицинским персоналом и хранится вместе с медицинской картой.