18 июня в рамках Российского фармацевтического форума «Лекарственная безопасность» на ПМЭФ 2025 прошла сессия «Комплексный подход. Красота равно здоровье?». Спикер Екатерина Круглик, к.м.н., главный врач сети клиник пластической хирургии и косметологии VIP Clinic, подняла тему дисморфии, которая все чаще заявляет о себе в сфере эстетической медицины.
Врачи эстетической медицины давно сообщают о тревожном росте числа случаев дисморфофобии (дисморфии). Это психическое расстройство, при котором человек не может себя принять и чрезмерно беспокоится о своей внешности, зацикливается на незначительных дефектах или особенностях своего тела. Молодое поколение становится одержимым желанием выглядеть так же, как на идеальных фотографиях с фильтрами. Врач-косметолог Тиджион Эшо из Великобритании в 2018 году ввел термин «дисморфофобия в Snapchat».
По словам Екатерины Круглик, к.м.н., главного врача сети клиник пластической хирургии и косметологии VIP Clinic, в России эту проблему заметили намного раньше. Первая публикация на тему дисморфофобии из-за социальных сетей и фильтров в федеральных изданиях была еще в 2009 году, после чего врачи продолжали об этом говорить в публичном пространстве.
Екатерина Круглик, к.м.н., главный врач сети клиник пластической хирургии и косметологии VIP Clinic:
Кафедра психиатрии и психотерапии определяет дисморфию и дисморфоманию как серьезный симптомокомплекс, заболевание, которое должно лечиться врачами-психиатрами или психологами. О наличии этой проблемы сегодня заявляют множество международных публикаций и опыт врачей по всему миру.
Яркий пример человека с дисморфией — Родриго Алвес, известный как «двойник Кена». Это мужчина, который провел более 60 пластических операций, на которые потратил около 1 млн долларов. Родриго Алвес пытается быть красивой эмблемой, куклой Кеном. Не все вмешательство прошли успешно, были и осложнения, включая некрозы. Мужчина продолжает менять свою внешность.
Люди с дисморфией в среднем тратят от 3 до 8 часов на повторяющиеся движения, связанные с внешним видом, например, часто смотрятся в зеркало или маскируют части тела.
Екатерина Круглик подчеркнула, что только 3,6 % косметологических процедур, которые проводятся на пациентах с дисморфией, получают хороший результат. Речь об удовлетворенности пациентов, их позитивном восприятии себя. По мнению Круглик, врачи-косметологи должны понимать, кто их пациент, а кого лучше направить к другому специалисту. «Наш пациент» — это психически и физически здоровый человек, который адекватно воспринимает действительность и реальные результаты. Он допускает фотографирование до и после процедуры. Именно такие пациенты подходят под комплексную терапию в рамках эстетической медицины.
В 2021 году врачебное сообщество, включая Екатерину Круглик, создало для сферы косметологии специальную анкету для скрининга на дисморфофобию. Анкета из 10 вопросов опубликована в журнале «Пластическая хирургия и эстетическая медицина», который входит в РИНЦ и международные базы данных, включая SCOPUS.
Екатерина Круглик, к.м.н., главный врач сети клиник пластической хирургии и косметологии VIP Clinic:
Подобная система анкетирования позволяет:
Дисморфия опасна для здоровья и может стать угрозой для жизни.