Риск дисморфофобии выше у тех, кто обращается за коррекцией, а не профилактикой

10.10.2025
Новость
10622
2 мин на прочтение
Новость
10.10.2025
10622
2 мин на прочтение
дисморфофобия
тренды
Чаще всего к косметологу приходят, чтобы улучшить самочувствие

Группа ученых из Италии под руководством Кьяры Донателли провели анкетирование 136 пациентов косметологов, чтобы выявить у них риск развития дисморфофобии. Результаты исследования опубликовали в журнале Aesthetic Medicine 30 сентября 2025 года.

Дисморфофобия — это психическое расстройство, для которого характерна чрезмерная озабоченность предполагаемыми и мнимыми физическими недостатками. Люди с дисморфофобией склонны часто прибегать к медицинскому эстетическому лечению, включая как косметологию, так и пластическую хирургию. Однако психологические различия между пациентами, которые обращаются за профилактикой и корректирующим лечением, мало изучены. Этим вопросом занялась команда итальянских ученых под руководством Кьяры Донателли.

Исследователи провели онлайн-анкетирование 136 пациентов (127 женщин, 9 мужчин), средний возраст составил 45 лет. Вопросы касались демографических данных (пол, возраст, рост, вес), личных данных (семейное положение, образование, род деятельности), анамнеза всех заболеваний и причин обращения за медицинскими эстетическими процедурами. В анкетах также предлагали рассказать о том, какие недостатки в себе пациенты считают существенными, и какие эстетические процедуры или пластические операции они уже делали.

Симптоматику дисморфофобии ученые оценивали с помощью опросников COPS (мотивы обращения за лечением), MAIA (оценка и осознание телесных ощущений), IACS (самооценка, степень сравнения себя с другими). Врачи учитывали, как пациенты воспринимают свое тело, сравнивают ли они себя с кем-то и что ожидают от процедур.

Выяснилось, что 56,6% людей приходят к косметологам для коррекции лица, а 43,4% — для профилактики возрастных изменений. В первой группе пациенты были зациклены на уже существующих недостатках внешнего вида, а во второй пациенты испытывали сильную тревогу, связанную со старением вплоть до одержимости идеей сохранить молодость.

В группе с корректирующим лечением у участников были выше ожидания от процедур, Оказалось, что они чаще сравнивают себя с другими людьми и в целом у них больше признаков дисморфофобии.

В группе профилактики единственным фактором, который влияет на развитие дисморфофобии, было сравнение себя с другими в социальных сетях. В группе коррекции значимых факторов было больше: возраст, восприятие своего тела и сравнение себя с кем-то.

Дополнительные результаты исследования:

  • Самые популярные причины обращения к косметологу: улучшение самочувствия (68%), поддержание физической формы (26%), желание чувствовать себя более привлекательной (25%), омоложение (25%), повышение самооценки (14%).
  • Наиболее востребованные косметологические процедуры для лица: ботулинотерапия (30%), инъекции филлеров на основе гиалуроновой кислоты (27%), биостимуляция (13%), химический пилинг (7,5%).
  • Популярные косметологические процедуры для тела: карбокситерапия (10,6%), мезотерапия (3%), лазерные процедуры (3%) и криолиполиз (1,5%).

В последние годы растущее влияние социальных сетей усилило феномен дисморфофобии. Пользователи постоянно сравнивают себя с идеализированными образами, что способствует формированию культуры эстетического совершенства.

Дисморфофобия часто не диагностируется и может привести к неудовлетворенности результатами лечения. Ученые пришли к выводу, если врачи будут тщательно анализировать ожидания и психологические особенности пациентов, это поможет обеим сторонам. Как минимум, снизится риск чрезмерных медицинских вмешательств, улучшится подбор эстетических процедур и их эффективность, а также удовлетворенность от результата.

Еще по теме

Emface + Exion: возможности синергии
Протокол
Emface + Exion: возможности синергии
аппараты
нижняя треть
микроигольчатый рф-лифтинг
Экзосомы на российском рынке: 5 популярных продуктов
Подборка
Экзосомы на российском рынке: 5 популярных продуктов
экзосомы
наружные препараты
Полимолочная кислота — новый тренд или старый трюк?
Продуктовая статья
Полимолочная кислота — новый тренд или старый трюк?
полимолочная кислота
осложнения
наружные препараты